Перевернуть "карет" в "кетер"
(обсуждалось, что такое карет, и я предложил переставить буквы, и превратить «карет» в «кетер»)
Кстати, идея «переставить буквы» это совсем не шутка, а основа основ у Баал Шем Това. Есть очень известный ворт, что из «цара» («несчастья») нужно сделать «цоар» (драгоценный камень, вставленный в вершину ковчега). В этом вся суть хасидизма, превратить цара в цоар, это то, что называется в хасидут «итапха» (превращение). Если хотите, тот самый «философский камень», превращающий свинец в золото, а грехи в заслуги. Этот «камень» называется учением хасидизма. Это вся суть Торы Мошиаха.
Есть история про то, как к Ари пришел один грешник — история умалчивает, что именно он сделал, но Ари сказал ему, что его тикун — влить расплавленный свинец в его горло. Тот сказал, что согласен умереть мучительной смертью чтобы искупить свои грехи. Ари сказал, ок, готовься. Зажег огонь, расплавил свинец, завязал глаза грешнику. Читай видуй (предсмертную исповедь). Прочитал. Готов? — Готов. «Открой рот». Открыл. Ари начинает лить ему в раскрытый рот… горячий мед…. Что это? Шутка? Издевательство? Я думаю ни то, ни другое. Это итапха. Это заменить смерть, которую тот заслужил, на мед. Это «амтакат а-дин», смягчение суда и превращение суда в милость.
Это то, что способны делать только великие праведники поколения. Это то, ради того идут к праведнику (а изучение учения праведника имеет, в известном смысле, эффект близкий к посещению праведника лично).
Это то, что делает Моше, бросая какое-то загадочное дерево в горькие воды Мары.
В широком смысле, это то, ради чего Тора дана в этом мире, смягчить горечь и зло и суд мира, и превратить их в сладость и свет.
Про бочку меда, в которую упал паук помним еще?
Поэтому праведники называются «лицом Вс-вышнего», ибо посредством них Б-жественная милость раскрывается в мире