Яаков и Эсав - "три верхних" и "семь нижних" сфирот



Эйсав означает, как известно, «готовый», «сделанный» (см Раши на гл. Толдот). Есть люди (в общем, это аспект «семи нижних» сфирот), которые приходят в этот мир «готовыми к употреблению», «сделанными». Они, собственно, поэтому везде и всегда командуют парадом.

А есть люди, такие, как Яаков, приходящие в этот мир совершенно голыми, абсолютно не "пригодными к употреблению". Кажется, у них нет никаких шансов. Даже праотец Ицхак не хочет давать благословения Яакову - у него все одно нет шансов, какой смысл его благословлять?

Но история делает резкий финт ушами, как только она (история) умеет это делать...

Именно от "неготового" к жизни Яакова рождается народ, несущий миру идею изменения и обновления. "Этот месяц вам начало всех месяцев" - еврейская идея обновления мира и обновления человека, вопреки, кажется, незыблемым и раз и навсегда установленным законам природы.

Известно, что конфликт между греческой философией и еврейской философией — это в точности этот вопрос. Сотворен ли мир или он вечен? Греки утверждали, что мир вечен. Евреи говорили — сотворен. Можно сказать, что греки, народы мира, аспект семи мидот (семьдесят народов) говорят, что мир вечен — ибо с точки зрения мидот мир действительно представляет собой нечто неизменное. А евреи, аспект «рош», аспект «трех первых» сфирот, говорят, что мир сотворен, и обновляется, и творится каждый момент заново из полного и абсолютного ничто — это «еврейская голова», так еврей видит мир.

*

В самом еврейском народе также есть «мудрецы, глаза общины», и простые люди. Как их отличить? Рав говорил об этом не раз и не два. У рабби Нахмана я тоже видел очень жестокий ворт на эту тему.  Что настоящий мудрец Торы отличается именно своей чувствительностью к обновлению мира, чувствительностью к той «Новой Торе» которая приходит в этот мир каждый год, или даже каждый день.

«Глава поколения» - это праведник, который слышит, что Вс-вышний говорит сейчас, а не что он говорил вчера или позавчера. Праведник, который может сообщить нам, какое служение требуется от нас сейчас, от нашего поколения сейчас, а не 10, 20, или 50 лет назад.

Но основная масса народа, аспект «семи мидот», продолжают кричать «седьмое поколение продолжается». Ибо с их точки зрения, мир неизменен.

*

В известном смысле, это постоянная борьба и постоянное сотрудничество между «тремя верхними» и «семью нижними» сфирот, между «головой» и «телом». В Талмуде говорится, «не живи в городе, которым управляют мудрецы Торы». Мудрецы хорошо сознавали достоинства головы, но понимали, что управлять городом или страной должны быть люди «этого мира», люди «семи мидот», а не люди «трех высших сфирот», которые, в известном смысле, пришельцы в этом мире (последнее — ворт рава, основанный на «две тысячи лет Тора предшестовала миру. Рав объяснил, что две тысячи лет это хохма и бина. А мир — это семь мидот. И ХуБ — это «пришельцы» для «мира», созданного за семь дней).

С другой стороны, без людей «трех верхних» сфирот мир застынет, обновление мира прекратится. Легко понять, что в революцию, в эмансипацию и ассимиляцию ушли прежде всего «верхние фракции», интеллектуальная элита. А в иудаизме, в религии, остались люди «семи нижних». Результат плачевен для обоих. Элита, особенно левая элита, такого пошиба как в Израиле, совершенно оторвалась от действительности, и ударилась в светское мессианство. А в иудаизме стало почти невозможно найти свеже и оригинально мыслящих людей, а если они есть — то они преследуются и голоса их почти не слышно.

Если мы сумеем найти равновесие между этими двумя — между «тремя верхними» и «семью нижними» - это и есть, в известном смысле, «формула избавления». По крайней мере, значительная ее часть.

Запись опубликована в рубрике: . Метки: , .