Дерево неразличимости добра и зла



Есть ворт Баал Шем Това, что в служении Вс-вышнему обязательно должны быть два компонента. Любовь и страх. Веселье и трепет.  (Кетер Шем Тов, 349-1)

За этим вортом в Кетер Шем Тов идет еще один ворт, который говорит, что слово "эйрув" состоит из двух слов - аин-бет и рейш-йуд-вав. 72 и 216. 72 это хесед, а 216 это гвура. Т.е., в служении Вс-вышнему обязательно должны присутствовать одновременно и хесед и гвура.

Причем в первом ворте подчеркивается, что в земных делах это невозможно, но в служении Вс-вышнему да возможно.

Меня это привело к интересной мысли.

Адам Кадмон — место неразрешимых противоречий

Рав говорил много раз, что АК - это место неразрешимых противоречий. АК это само противоречие.

Само название АК - Адам Кадмон - в переводе означает Вечный Человек. Если он "Человек" - то он не "вечен". Если это "Вечность", то это не "человек, так объяснил рав. Что же это тогда? Это в точности то, что представляет собой ступень АК - нечто, что невозможно себе представить. Нечто противоречащее самому себе.

У меня эта идея АК как места противоречий, и идея того, что хасидут это АК, и Мошиах это тоже АК, и Ребе это тоже АК (и поэтому Ребе, Моше, всегда говорит "да" и "нет" одновременно) - связалась с этим вортом из Кетер Шем Тов.

Почему должно быть страх и веселье одновременно? Почему должно быть хесед и гвура одновременно? - Потому что только такое служение раскрывает ступень АК.

Как мы, получается, что до эпохи хасидизма служение было как бы в одной линии. В основном страх. В основном гвура. В основном "человек когда умрет в шатре".

Пришел Баал Шем Тов и сказал, что сейчас это не работает. Не работает в двух аспектах: во-первых, «йеника» (питание нечистых оболочек) от классического служения не меньше, а больше. Второе — что сейчас требуется нечто иное. Сейчас требуется служение, раскрывающее АК, Б-жественную сущность. А сущность раскрывается лишь тогда, когда есть два противоположных движения одновременно.

В эмоциях всегда перемешаны добро и зло. Можно что-то с этим сделать? А нужно ли?

Несколько дней до того я сидел на оэле и учил маамар Бати леГани 5710. Основная тема Бати ЛеГани — особенно первого маамара предыдущего Ребе — это «эргеш». Эмоции. Способность эмоционального переживания в служении Вс-вышнему. В начале маамара идет много жестоких выражений на тему того, что «глупость - это бесчувственность», дух глупости, это нечувствительность к святости и т.д. Дальше говорится, что есть люди подобные животным, которые идут и не чувствуют на что они наступают — на дерево или на живого человека. Так или иначе речь идет о том, что эмоции - это основа хасидут.

До сих пор все хорошо, хотя некоторые думают, что хасидут это каббалат оль, но Ребе явно думает иначе. У Ребе хасидут это энергия, жизнь, чувства, эмоции.

А ближе к концу этого маамара говорится, что дерево познание это эргеш меурав тов бера. Дерево познания — это аспект эмоций, в которых добро перемешано со злом. Это очень интересная фраза. Что значит, что в эмоциях добро перемешано со злом? Я долго пытался понять, что это значит, пока не пришел к выводу, что это значит, что в эмоциональной сфере добро и зло всегда перемешаны. Каким образом? Например, человек молится, и чувствует удовольствие от молитвы. Но в какой-то момент он начинает сознавать, что он наслаждается молитвой. Он уже молится не Вс-вышнему, а говорит слова молитвы для того, чтобы получить кайф. В этот момент вся его молитва падает в клипу. Ибо это уже не служение Вс-вышнему, а служение себе самому.

Еще один пример (приводимый в маамаре) это таавот. Наши материальные вожделения. Еда, например. Человек обязан кушать иначе он не может жить. Но если он испытывает удовольствие от еды, то что? А если человек есть уже не ради того, чтобы быть здоровым и сильным, а исключительно ради удовольствия?

Если мы еще не достигли уровня Алтер Ребе, который вообще не чувствовал вкуса пищи, то скорее всего, у нас будут перемешаны в разных пропорциях оба этих мотива. Мы едим чтобы были силы. Или потому, что голодны. Но мы также получаем удовольствие от еды, и деваться от этого некуда.

И так в любой нашей деятельности — как только человек распробует «вкус» молитвы  - он начинает молиться ради этого вкуса, а не ради Вс-вышнего. Как только он распробовал «вкус» учебы — не важно, мусар, или хасидут, или Талмуд — он будет учиться ради этого вкуса. Он уже не служит Вс-вышнему, он ловит кайф от процесса. Вопрос, что с этим делать? Обычный ответ — нужно делать тшуву, нужно минимизировать собственное удовольствие, и максимизировать «лешем шамаим».

Может быть, сама эта смесь добра и зла во всех аспектах нашей жизни и означает раскрытие АК?

Однако, кажется, есть более интересный ответ: что сама эта смесь добра и зла в каждом нашем действии, отражает уровень АК, в котором перемешаны добро и зло.

Т.е., в каждом моем действии обязательно есть и добро, и зло. И иначе быть не может. И это — АК.

Дерево познания того факта, что добро и зло неотличимы и едины?

После этого перехода осталось только добавить, что наверное «дерево познания добра и зла» означает принципиальную неотличимость и единство добра и зла. Это удивительно, это парадоксально, и это АК. В каждой мицве есть авейра? Ответ: да. И в каждой авейра есть мицва? Хороший вопрос.. Рав как-то сказал, что великий праведник любит великого грешника. Почему? Потому что они одно и тоже, сказал рав. О чем идет речь? О ступени АК, где любовь и страх, добро и зло перемешаны таким образом, что становятся практически неотличимы.

И это в точности ступень, которую пытается раскрыть хасидут. И это в точности ступень Мошиаха.

*

И что же тогда означает "будете как боги, знающие добро и зло"? - Как раз именно это и означает. Вы узнаете, что добро и зло неотличимы друг от друга...

И это действительно великое знание. И это действительно высшее знание, и это действительно Тора Мошиаха.

Но.. есть только одно но: оно пришло к человеку, еще не готовому его принять.

Если древо познания означает что добро и зло принципиально неотличимы (откуда мы знаем? Баал Шем То сказал, что ему проще разговаривать с грешником, знающим что он грешник, чем с праведником, думающим что он праведник. И есть еще много таких вортов..), то что же означает древо жизни?

Тора жизни и… Тора баалей тшува. Тора света и Тора, превращающая тьму в свет..

Древо жизни, тогда, по идее означает "анага йешара", идти по прямому пути, "Б-г создал человека прямым". Прямой и честный путь жизни - это и есть "Древо жизни". Тора, которая учит прямоте и честности - это Тора, которая свет. И Тора, которая жизнь.

Но есть и другой путь, путь познания. Путь древа познания. Если первый путь - это путь жизни, то путь познания - это путь смерти. Если первый путь это путь прямой, то последний - это лабиринт. Первый путь - это путь праведников. Последний - путь грешников и баалей тшува.

Во время Дарования Торы раскрылась ступень Торы, которую можно назвать "Торой жизни".

Во время прихода Мошиаха раскрывается Тора, которая скорее древо познания. Древо единства жизни и смерти, древа единства добра и зла. Ибо и смерть, и оживление мертвых могут прийти только из того места, где добро и зло неотличимы.

Поэтому первая Тора - это Тора праведников. А вторая - это Тора баал тшув. Первая Тора - это Тора света, а вторая - Тора, превращающая тьму в свет. Тора из АК. Тора Мошиаха.

Все равно, это кажется ошарашивающим, удивительным, даже неприемлемым. Добро это зло? Мицва это авейра?

Но:

Рав говорит, что у Йосефа было две ямы в жизни — яма в которую его бросили братья, и яма тюрьмы. И в обоих он не потерял мужества. И из этих ям он поднялся на самую высоту.

И наверное, в жизни многих из нас, были моменты, когда казалось, что мы достигли «самой низкой точки», что мы упали так низко, что падать ниже еще некуда. Но после этого падения начинался подъем. Почему? Потому что в этой самой нижней точке светит АК. В самом глубоком падении заключен потенциал подъема. В самом грехе уже есть потенциал тшувы. Каким образом это возможно? — Это и есть АК. Это невозможно, и это АК. Вера делает это возможным.

Самое удивительное, но это «равенство» добра и зла, очевидным образом, не означает, что можно творить зло. Вообще, нужно еще понять, что это значит. Пока что ясно только то, что в этой неразличимости и неразделимости добра и зла, по-видимому, сильнее всего проявляется Б-жественность

Вам крышу еще не сносит?

Запись опубликована в рубрике: . Метки: .