Я люблю парадоксы. Вот еще один: принято считать, что Мицраим (Египет) это границы. А Исход означает выход из границ. Я сейчас попробую доказать обратное…
(Есть еще "волевое ограничение не есть ограничение" (это такой философский выверт, чтобы объяснить, почему цимцум не ограничивает Творца). Как раз наоборот).
Почему Мицраим это не границы, а скорее отсутствие границ? Потому что внешние границы меня не ограничивают. Находясь в "совке" мы твердо знали, что мы не принимаем эти правила игры. Это был ДНК диссидентства и отказа — мы не играем по правилам системы. Человек может, даже находясь в тюрьме и в лагере, остаться внутренне свободным. Виктор Франкл много пишет об этом.
Поэтому Мицраим, как ни парадоксально, это на самом деле полная внутренняя свобода и отсутствие каких-либо внутренних границ. Я вынужден месить глину, но внутренне я свободен.. (есть и обратная сторона этой свободы и отсутствия границ: египтянин насилует жену еврея, но еврей вынужден молчать… Это тоже отсутствие внутренних границ, внутреннего «можно» и «нельзя». Все «можно», потому что от меня ничего не зависит, я раб. Психология гетто…)
Хазал говорят, что "рабу хочется полной вседозволенности". Внешние границы как бы нивелируют внутренние.
Получается, что процесс выстраивания границ (в том числе, и в основном, границ личности) может начаться только после выхода из внешних границ.
Только после того, как человек, в известном смысле нашел себя, нашел свое место и свой шлихут, он может начать выстраивать свои границы.
В этом смысле Мицраим - это место, где как раз сломаны все границы. «Открытая буква мем» в стихе «хомот йерушалаим, ашер эма пруцим». «Разломанные стены Иерусалима». Паро, фараон, как приводится в Зоар, «итпериу веитгальян» - символизирует, как раз, снесение всех и всяческих границ.
То же и с волевым ограничением. Именно оно и есть ограничение. Если это нечто внешнее, то это не я, это не ограничивает меня на самом деле. Это только вопрос времени, сколько это возьмет это сломать
*
Рав в одном из последних уроков говорил о «позитивной травме». Т.е. мое неприятие границ, неспособность выстроить границы, возможно, есть следствие травмы. И пока с помощью позитивной травмы (аналог в хасидут: мицраим дикдуша, штут дикдуша?) я не выйду из пост-травмы, я не готов внутренне принять или выстроить границы.
Ребе после войны подчеркивал аспект исхода из всех границ. Возможно, это также та же идея, что и позитивная травма. Еврейство находилось в пост-травме после Катастрофы, и Ребе нашел способ оздоровить еврейство с помощью «позитивной травмы» - «святого безумия».