Одна из вещей, которые в свое время убедили меня в том, что религия - это не опиум для народа, было сознание, что атеизм, в сущности, считает человека богоподобным ("ани амарти элоким атем" - "я думал боги вы") и предъявляет к человеку немыслимые и невыполнимые требования. Что, в свою очередь, приводит к немыслимому кровопролитию. См. Французская революция. И см. Октябрьская революция.
Религия смотрит на человека куда реалистичнее...
*
Парадоксально, но человек действительно богоподобен. И Атеизм в этом смысле - это высшая форма религии, что-то «упавшее» из будущего мира, когда человек снова станет подобен Б-гу, а то и самим Б-гом. Было несколько уроков рава на этот стих, не очень ясно, что это значит. Как минимум, раскрытие ступени "истинного йеш". И поэтому секуляризация принесла очень много хорошего этим требованием Б-гоподобности, и связанными с этим требованиями свободы, уважения достоинства личности, свободы слова и т.д.
Но, как обычно, когда эти требования возводятся в абсолют, они превращаются в собственную противоположность.
"Абсолют" моральных требований секулярного мира должен быть смягчен снисходительностью религии к человеческим слабостям и ошибкам, снисходительность, которая тоже зачастую зашкаливает
*
Парадоксально, но делая тшуву, мы остаемся по своей ментальности абсолютистами-атеистами, не способными прощать ошибок ни себе, ни окружавшим.
Есть какая-то хабадская шутка, «когда баал тшува перестает быть баал тшува? Когда он начинает разговаривать во время молитвы».. Когда он немного способен расслабиться и успокоиться.
Когда баал тшува перестает быть баал тшува? - Когда он научается прощать...