Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Кто может навести мосты?



Когда-то давно в далеком программистском прошлом, я придумал смешную теорию, что люди делятся на «программистов» и «пользователей».

Шутки шутками, но это правда. Люди действительно делятся на программистов и пользователей…

Пользователей интересуют инструкции. Где находится «any key»?

Программистов интересует, как это работает.

Пользователей устраивает та версия программы, которая уже есть. Со всеми ее багами. Пользователь говорит только, «опишите мне пожалуйста, известные баги и я буду их иметь в виду..»

Программистов же тянет выпустить заплатку, а еще лучше, новую ни с чем не совместимую версию своей замечательной программы…

*

На самом деле весь этот пример почти в точности отражает отличие между мохин (разумом) и мидот (эмоциями). В каббале и хасидут принято также называть разум «три верхних», а эмоции «семь нижних».

Разум по природе своей подвижен и стремится к обновлению.

Мидот статичны.

Разум, «три верхних» — это, в общем, Израиль. «Ли рош», «мне голова». Тройная Тора, данная на третий месяц тройному народу и т.д. В Хазаль есть масса ассоциаций еврейского народа именно с числом 3. В конечном счете потому, что по каббале это три верхних сфиры, «мохин», «голова».

«Семь нижних» — это, понятно, семь дней творения, и, очевидно, семьдесят народов мира. Интересно отметить, что выражение «народы мира» подчеркивает, что семьдесят народов — это часть творения, часть сотворенного в семь дней мира.

Израиль? Израиль изначально над миром. Израиль — это поток Б-жественной энергии, льющейся в мир.

Тора дана Израилю, и Тора дана, как мы сейчас начинаем понимать, всему миру. Тора начинается с «семи дней» творения, что, очевидно, говорит о том, что «семь дней», семь мидот, и семьдесят народов имеют какое-то превосходство, какое-то преимущество, перед «тремя верхними» сфирот.  

 Можно проследить эту динамику «трех» и «семи» на взаимоотношениях двух братьев, Яакова и Эйсава.

Эйсав рождается уже «готовый», уже завершенный, уже покрытый волосами, как обьясняет Раши, что указывает на физическую зрелость. Яаков — рождается голый и незащищенный.

Мидот это Эйсав. Разум — это Яаков. Мы видим, что как в творении, «семь» предшествуют «трем», так и в рождении двух братьев, символизирующих взаимоотношения народов мира и Израиля, Эйсав приходит в мир раньше.

Эйсав родился «готовым». Я бы сказал, пользуясь программистским жаргоном, что он родился с определенной «прошивкой» и она уже не изменится. Мидот, по большому счету, не способны меняться. В мидот также есть разум, но этот разум подобен «статической памяти», неизменной «прошивке»

Яаков же с легкостью поменяет старую прошивку на новую.

Поэтому изначально «пользователь» и консерватор Эйсав смертельно боится «программиста», революционера и реформатора Яакова. И Яаков, как говорится, «оправдывает ожидания» Эйсава, обманывая его дважды…

Какова же цель этого противостояния, этой, кажется вечной, интриги?

Яаков, «человек цельный, сидящий в шатрах» в результате этой интриги отправляется в Харан, работать на земле, войти в контакт с этим миром.

Эйсав? Можно предположить, что этот обман, это упущенное благословение, эта вечная ненависть к брату («галаха это, Эйсав ненавидит Яакова»), каким-то образом запускает механизм внутреннего развития и роста у самого Эйсава.

Чем закончится эта интрига?

В конце дней они встретятся. «Голова» и «тело» творения должны встретиться. Израиль и народы мира — должны встретиться. Они, собственно, уже начали встречаться. Именно это и есть самый характерный признак мессианской эпохи. Поэтому рав говорит о «четвертой революции». Пришло время Яакову и Эйсаву, «голове» и «телу» творения, встретиться «за рюмкой чаю» и поговорить за жизнь…

*

Всегда когда есть соотношение машпиа-мекабель (дающий-получающий, учитель-ученик), это называется в каббале и хасидизме «мужчина» и «женщина»

В этом смысле, глобально, в Творении, Израиль, «голова» — это мужское начало. Израиль — это «кав», это «ор яшар», «прямой свет».

Народы мира, глобально, это «женское начало», «эпоха Водолея». Народы мира — это природа, это сфера. В природе изначально нет морали, есть лишь закон, что сильный пожирает слабого.

Не случайно именно Израиль запускает процесс «морализации» народов мира.

Фокус в том, что женское начало («ученик», народы мира, малхут) имеет корень более высокий, чем мужское (Израиль, учитель, Зеер Анпин). Но мужчине нужна женщина больше (по идее), чем женщине нужен мужчина (по крайней мере так это было во времена пророков). Поэтому «мужчина ищет себе жену, а не жена ищет себе мужа»

Однако, в книгах пророков есть такой стих, часто цитируемый в хасидут: «вот я творю новое на земле -женщина будет искать мужчину.»

Что это означает?

Это означает подъем малхут. В малхут раскрывается ее корень в кетер, более высокий, чем у ее «супруга» Зеер Анпин. И малхут начинает требовать равенства. И начинает стремиться подняться до Зеер Анпин.

Народы мира начинают «искать» евреев, и хотят учиться у них.

В Израиле же происходит в точности противоположный процесс. Израиль, который всегда был аспектом «головы», теперь хочет быть «телом». Основной девиз сионизма был, как известно, «будем как все народы». Хотим быть как все. Нам надоело быть «головой» без тела. Народ Израиля в изгнании — это «голова» без тела. Создание государства — это стремление «головы» обрести, наконец, настоящее «тело».

Рав всегда говорит, что для того, чтобы две противоположности встретились, нужны посредники. Т.е., нужен аспект «тела» внутри головы. Это, собственно, создание страны Израиля и собирание изгнанников. И нужен аспект «головы» внутри «тела». Возможно, это аспект, о котором рав говорит, что есть несколько миллионов человек, которые хотят принять гиюр, и наша задача им помочь в этом.

Проблема в том, увы, что иудаизм, современный нам иудаизм, во многих аспектах перестал быть «головой» и превратился в «тело», стремящееся увековечить раз и навсегда установленные законы. Современный нам иудаизм, по крайней мере в его ортодоксальной форме, занимается тем, что увековечивает гетто. Гетто разрушено, гетто снесено, гетто сожжено огнем Катастрофы. Но ортодоксия уверенно и успешно выстраивает новое гетто. «Тело» иудаизма исключительно жизнеспособно, и это, безусловно, не может не радовать. Но что же с головой? Как обстоит дело с головой иудаизма? К способностью иудаизма к изменению и обновлению?

Может быть ответ можно найти в словах рава «баалей тшува должны взять власть». Баалей тшува должны стать аспектом «головы» иудаизма. Они по самой своей сути подвижны, они по самой своей сути склонны к изменению и обновлению. Они должны стать «головой», интеллектом религиозного общества. Увы, пока что баалей тшува весьма далеки от того, чтобы поднять голову. Они, скорее, готовы зарыть голову в песок…

Также внутри светского общества в Израиле должны найтись люди, готовые, способные и заинтересованные в диалоге с религиозным обществом, а не в «типулей амара» (как это по-русски? Перевоспитании досов..). Таких людей, увы, тоже очень мало.

Найдутся ли такие «посредники»? Сумеют ли эти «посредники» найти себя и исполнить свою миссию? Зависит от нас. «Им тирцу эйн зу агада»