Странная мысль с утра. Что такое "грех"?
Весь мир в учении хасидизма представляет собой как мы знаем, вложенные в друг друга сферы (сфирот)
Есть АК, общая воля на творение миров. И есть макиф АК, окружающий все миры свет этой воли на творение миров.
Есть Ацилут, и также у него есть кетер (воля на творение этого мира) и она же становится макифом этого мира. И так все миры. Над АК тоже есть общая воля на творение мира (кад слик биреэутэй лмиврей алма) и она же кетер и макиф всего творения.
Вся эта схема подробно расписывается в самом начале емшех таарав.
Теперь наш вопрос, что значит грех и что значит тшува?
Я отвечу, как (бывший?) программист (бывают бывшие программисты? Или это как шалиах всегда остается шалиах?). Грех — это "исключение". Так или иначе исключения - это всего лишь механизм передачи управления и обработки событий..
Исключение (грех, падение) означает, что внутри данной «сферы» для данной проблемы нет решения. И требуется привлечь высшую сферу, свет более высокого уровня. Иногда там тоже данная проблема вызывает исключение. И происходит "баблинг" (программистский термин, бессмысленно объяснять тем, кто не в теме.. Короче, на следующем уровне эта ошибка повторяется снова) на следующий уровень... Пока не найдется «обработчик» и не сообщит «исключение обработано, больше не надо».
Это не значит, что не надо делать тшуву. Механизм обработки исключения это и есть тшува.
Возможно, в этом секрет стиха "перед тобой лишь согрешил я" - "поднять" грех от моей личной (и соответственно, неразрешимой (ибо я сам себе никогда не прощу своих ошибок) проблемы к ее источнику, из которого притягивается прощение и искупление.
*
Продолжая программистские аналогии. Есть исключения уровня аппликации. И есть уровня операционной системы. И есть "голубой экран смерти". Можно уподобить нарушению заповедей "делай", заповедей "не делай" и "критот и митот" (заповеди, за которые карет и смерть по суду)?
С другой стороны, если ты "аппликация", то для тебя даже исключение уровня аппликации - это смерть. И даже если ты "операционка" - то для тебя исключения уровня системы - это смерть..
Вопрос: Мне нравятся эти программистские аналогии. Прям все коротко и понятно… А как понять, ты аппликация или операционка и что для тебя критично, а что нет?
Ответ: Если ты умираешь - значит аппликация… А если еще жив - наверное, операционка. Или 9 жизней, как у кошки... У рава есть замечательный ворт, он говорит об известном месте в трактате Йома, где говорится о "четырех ступенях искупления" (в отличие от Тании, где речь идет о трех). Четвертая - это смерть. "Смерть искупляет".
За что сказано "смерть искупляет" - рав говорит, за хилуль аШем. За осквернение Имени - "смерть искупляет". Рав объясняет, что "осквернение Имени" — это, например, когда досы не служат в армии (или ходят грязными...).
Народ слушает, лица у всех становятся кислыми, кислее не бывает.. (есть видео..). И тут рав делает "финт ушами" - как только он может. Он говорит вдруг: "что значит смерть искупляет"? Это значит, например, "умерщвлять себя на слова Торы", другими словами упорно учить Тору, это засчитывается тебе, как будто ты умер, и искупил то, за что была положена смерть.. Есть ролик на моем так и не доделанном сайте "галь эйнай" - там есть перевод тоже http://gal-einai.ru/video/osvyashhenie-imeni-eto-kogda-idut-v-armiyu/
Вопрос: Что включает в себя понятие "упорно учить Тору"? Что конкретно нужно делать, чтобы тебе засчиталось это как "упорно учил Тору"?
Ответ: Мне кажется, это вторично. Существенно, что есть какие-то вещи, которые как бы "засчитываются" человеку, что он умер. Например, известная история с Яаковом (см. Раши на соотв. место в Берейшит) когда он идет в Харан, по дороге на него нападает сын? Эсава, которому приказано убить Яакова. Яаков говорит ему: «забери у меня все деньги, ибо нищий подобен мертвому... и тебе это будет засчитано, как исполнение приказа»
Вопрос: Расскажите про заповеди, связанные с «карет». Вообще, расскажите про карет. Как это происходит?
Ответ: Я предлагаю переставить буквы в слове карет, получится "кетер" ("корона"). Звучит куда веселее и многообещающе... Можно посмотреть в Тании игерет аТшува http://chassidus.ru/tanya-2/?chelek=3&perek=4
Кстати, идея "переставить буквы" это совсем не шутка, а основа основ у Баал Шем Това. Есть очень известный ворт, что из "цара" (несчастья) нужно сделать "цоар" (драгоценный камень, вставленный в вершину ковчега). В этом вся суть хасидизма, превратить цара в цоар, это то, что называется в хасидут "итапха" (превращение). Если хотите, тот самый "философский камень", превращающий свинец в золото, а грехи в заслуги. Этот "камень" называется учением хасидизма. Это вся суть Торы Мошиаха.
Есть история про то, как к Ари пришел один грешник - история умалчивает, что именно он сделал, но Ари сказал ему, что его тикун - влить расплавленный свинец в его горло. Он сказал, что согласен умереть мучительной смертью, чтобы искупить свои грехи. Ари сказал, ок, готовьтся. Зажег огонь, расплавил свинец, завязал глаза грешнику. Читай видуй (предсмертную исповедь). Прочитал. Готов? - Готов. "Открой рот". Открыл. Ари начинает лить ему в раскрытый рот... горячий мед....
Что это? Шутка? Издевательство? Я думаю, ни то, ни другое. Это итапха. Это заменить смерть, которую тот заслужил, на мед. Это "амтакат а-дин", смягчение суда и превращение суда в милость. Это то, что способны делать только великие праведники поколения. Это то, ради того идут к праведнику (а изучение учения праведника имеет, в известном смысле, эффект близкий к посещению праведника лично).
Мы настолько привычны к жесткости, незыблемости, "объективности" закона, и вообще, обстоятельств нашей жизни, что нам они кажутся чем-то неизменным. Нам поэтому так трудно молиться и просить вообще.
Тут есть какой-то фокус, какая-то фича. Поскольку мир творится с помощью букв святого языка - поэтому такие перестановки принципиально возможны. Идея творения с помощью букв, как понятно, это основа основ у Баал Шем Това (см Шаар аИхуд в начале)