Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Тшува программиста...



Странная мысль с утра. Что такое «грех»?

Весь мир в учении хасидизма представляет собой как мы знаем, вложенные в друг друга сферы (сфирот)

Есть АК, общая воля на творение миров. И есть макиф АК, окружающий все миры свет этой воли на творение миров.

Есть Ацилут, и также у него есть кетер (воля на творение этого мира) и она же становится макифом этого мира. И так все миры. Над АК тоже есть общая воля на творение мира (кад слик биреэутэй лмиврей алма) и она же кетер и макиф всего творения.

Вся эта схема подробно расписывается в самом начале емшех таарав.

Теперь наш вопрос, что значит грех и что значит тшува?

Я отвечу, как (бывший?) программист (бывают бывшие программисты? Или это как шалиах всегда остается шалиах?). Грех — это «исключение». Так или иначе исключения — это всего лишь механизм передачи управления и обработки событий..

Исключение (грех, падение) означает, что внутри данной «сферы» для данной проблемы нет решения. И требуется привлечь высшую сферу, свет более высокого уровня. Иногда там тоже данная проблема вызывает исключение. И происходит «баблинг» (программистский термин, бессмысленно объяснять тем, кто не в теме.. Короче, на следующем уровне эта ошибка повторяется снова) на следующий уровень… Пока не найдется «обработчик» и не сообщит «исключение обработано, больше не надо».

Это не значит, что не надо делать тшуву. Механизм обработки исключения это и есть тшува.

Возможно, в этом секрет стиха «перед тобой лишь согрешил я» — «поднять» грех от моей личной (и соответственно, неразрешимой (ибо я сам себе никогда не прощу своих ошибок) проблемы к ее источнику, из которого притягивается прощение и искупление.

*

Продолжая программистские аналогии. Есть исключения уровня аппликации. И есть уровня операционной системы. И есть «голубой экран смерти». Можно уподобить нарушению заповедей «делай», заповедей «не делай» и «критот и митот» (заповеди, за которые карет и смерть по суду)?

С другой стороны, если ты «аппликация», то для тебя даже исключение уровня аппликации — это смерть. И даже если ты «операционка» — то для тебя исключения уровня системы — это смерть..

Вопрос: Мне нравятся эти программистские аналогии. Прям все коротко и понятно… А как понять, ты аппликация или операционка и что для тебя критично, а что нет?

Ответ: Если ты умираешь — значит аппликация… А если еще жив — наверное, операционка. Или 9 жизней, как у кошки… У рава есть замечательный ворт, он говорит об известном месте в трактате Йома, где говорится о «четырех ступенях искупления» (в отличие от Тании, где речь идет о трех). Четвертая — это смерть. «Смерть искупляет».

За что сказано «смерть искупляет» — рав говорит, за хилуль аШем. За осквернение Имени — «смерть искупляет». Рав объясняет, что «осквернение Имени» — это, например, когда досы не служат в армии (или ходят грязными…).

Народ слушает, лица у всех становятся кислыми, кислее не бывает.. (есть видео..). И тут рав делает «финт ушами» — как только он может. Он говорит вдруг: «что значит смерть искупляет»? Это значит, например, «умерщвлять себя на слова Торы», другими словами упорно учить Тору, это засчитывается тебе, как будто ты умер, и искупил то, за что была положена смерть.. Есть ролик на моем так и не доделанном сайте «галь эйнай» — там есть перевод тоже http://gal-einai.ru/video/osvyashhenie-imeni-eto-kogda-idut-v-armiyu/

Вопрос: Что включает в себя понятие «упорно учить Тору»? Что конкретно нужно делать, чтобы тебе засчиталось это как «упорно учил Тору»?

Ответ: Мне кажется, это вторично. Существенно, что есть какие-то вещи, которые как бы «засчитываются» человеку, что он умер. Например, известная история с Яаковом (см. Раши на соотв. место в Берейшит) когда он идет в Харан, по дороге на него нападает сын? Эсава, которому приказано убить Яакова. Яаков говорит ему: «забери у меня все деньги, ибо нищий подобен мертвому… и тебе это будет засчитано, как исполнение приказа»

Вопрос: Расскажите про заповеди, связанные с «карет». Вообще, расскажите про карет. Как это происходит?

Ответ: Я предлагаю переставить буквы в слове карет, получится «кетер» («корона»). Звучит куда веселее и многообещающе… Можно посмотреть в Тании игерет аТшува http://chassidus.ru/tanya-2/?chelek=3&perek=4

Кстати, идея «переставить буквы» это совсем не шутка, а основа основ у Баал Шем Това. Есть очень известный ворт, что из «цара» (несчастья) нужно сделать «цоар» (драгоценный камень, вставленный в вершину ковчега). В этом вся суть хасидизма, превратить цара в цоар, это то, что называется в хасидут «итапха» (превращение). Если хотите, тот самый «философский камень», превращающий свинец в золото, а грехи в заслуги. Этот «камень» называется учением хасидизма. Это вся суть Торы Мошиаха.

Есть история про то, как к Ари пришел один грешник — история умалчивает, что именно он сделал, но Ари сказал ему, что его тикун — влить расплавленный свинец в его горло. Он сказал, что согласен умереть мучительной смертью, чтобы искупить свои грехи. Ари сказал, ок, готовьтся. Зажег огонь, расплавил свинец, завязал глаза грешнику. Читай видуй (предсмертную исповедь). Прочитал. Готов? — Готов. «Открой рот». Открыл. Ари начинает лить ему в раскрытый рот… горячий мед….

Что это? Шутка? Издевательство? Я думаю, ни то, ни другое. Это итапха. Это заменить смерть, которую тот заслужил, на мед. Это «амтакат а-дин», смягчение суда и превращение суда в милость. Это то, что способны делать только великие праведники поколения. Это то, ради того идут к праведнику (а изучение учения праведника имеет, в известном смысле, эффект близкий к посещению праведника лично).

Мы настолько привычны к жесткости, незыблемости, «объективности» закона, и вообще, обстоятельств нашей жизни, что нам они кажутся чем-то неизменным. Нам поэтому так трудно молиться и просить вообще.

Тут есть какой-то фокус, какая-то фича. Поскольку мир творится с помощью букв святого языка — поэтому такие перестановки принципиально возможны. Идея творения с помощью букв, как понятно, это основа основ у Баал Шем Това (см Шаар аИхуд в начале)