Сижу перевожу сегодня обещанный урок. Как обычно, с записи и очень медленно. Вдруг я понял, что это совершенно фантастический ворт, рав, как всегда говорит это просто и как будто бы само собой разумеется..
Мошиах бен Йосеф и Мошиах бен Давид. Это очень просто, говорит рав. Йосеф - цадик. А Давид - баал тшува… Мошиах бен Йосеф это цадик. Который подготавливает почву для Мошиах бен Давида - баал тшувы.
Это само по себе уже очень крутой ворт…
Однако самое важное, кажется, даже не это…
У Ребе есть масса сихот, что сейчас Йосеф («дерево Йосефа») главный, а в будущем Давид (Йегуда) будет главный (масса сихот на главу Ваигаш).
Рав придает этой всегда чем-то смущавшей меня теме (мне как-то с Йосефом уютнее почему-то, да и ассоциация Давида с каббалат ол как-то никогда мне особо не импонировала) совершенно другой смысл. Что сейчас религиозные с детства это главное. А в будушем баалей тшува будут главными..
Это очень хорошо согласуется с хабадской концепцией тшувы, которая раскрывает ацмут, и что «намерение ацмут — в тшуве» как Ребе обьясняет. Поэтому в будущем баалей тшува будут главными.
Это просто гвалдике гвалдике ворт!
Рав говорит об этом уже много лет, что «баалей тшува должны взять власть», но мне никогда в голову не приходило, что у этой идеи есть мистический, мессианский смысл. Приход Мошиаха зависит не только от тшувы, так можно понять из слов рава, а от того, что баалей тшува поднимут голову, прийдут к власти. Это то, что приведет Мошиаха, а не «здесь не Иран»…