Мы вчера говорили про границы. А сегодня я подумал: ну, и что же с йециат мицраим? Выходом из границ? Тора говорит выходить из границ, а ты загоняешь людей в границы?!
Ответ пришел очень простой. В Эрец Исраэль есть тоже границы…
Есть целая глава Торы, подробно описывающая границы Эрец Исраэль.
Если так, то исход из мицраим означает выйти из "неправильных", внешних границ. И войти в правильные, внутренние границы («эрец» от языка «рацон», как известно).
*
Если мицраим это депрессивные состояния и исход - это выход из депрессии. То что же означает тогда Дарование Торы? Наверное те гилуим, тот свет, который светит когда ты выходишь из своей любимой депрессии и не менее любимого отчаяния..
А вот потом надо начинать работать..
Дарование Торы прошло удивительно гладко. Птицы не щебетали и т.д. Почему же не получить даром раскрытие сущностной любви[1]?
А вот как только халява закончилась (в этом смысле дарование Торы это тоже все еще халявная энергия), там начались сложности.
Интересно что первый грех после Дарования Торы, грех Золотого тельца, связан пзизут, поспешностью. Он же грех Адама, он же грех Реувена. Он же пгам абрит, как рав учит.
Но ведь Дарование Торы стало возможным тоже только благодаря пзизут, "ама пзиза[2]" и т.д., сказали наасэ раньше чем нишма, раньше сделаем потом поймем..
Парадокс, однако.
Суть в том, что Дарование Торы это, в известном смысле, продолжение исхода. "Когда ты выведешь...будете служить на этой горе". А вот дальше вектор резко меняется. И там как раз и начинаются самые большие проблемы, или, как мы бы сказали, внутренний процесс исправления личности.
*
Развивая эту идею, можно, наверное, сказать, что мицраим (депрессия, отчаяние, и т.д.) ломает внешнее, грубое зло в человеке и тем самым подготавливает его к Дарованию Торы.
А дальше начинается внутренняя работа самого человека.
Логично что внешнее грубое зло исправляется внешними обстоятельствами. Но работа человека это только дальше после Дарования Торы, исправить тонкое внутреннее зло.
Итиэль написал что испытание бедностью это тоже как бы внешнее обстоятельство. А испытание богатством это внутренняя работа человека.
Можно добавить, что когда человек проходит испытание бедностью - это первый этап раскрытия макифим и дальше можно уже идти получать Тору и.. начинать работать..
*
Хорошо а что такое тогда "Дарование Торы"?
Наверное, какое-то видение, какое то личное очень мощное раскрытие, которое получает человек, выходя из каких то запредельных состояний. Каспи называет это "рэга мехонен" - момент, определяющий всю дальнейшую жизнь человека.
Общаясь с равом, особенно читая его книги - такое впечатление, что он "получил" что-то очень высокое в какой-то момент, и все дальнейшее - это только раскрытие этого момента личного Дарования Торы. Хотя кто знает, может и правда, к раву по ночам приходит чернобыльский Ребе или При Аарец или Алтер Ребе и учит его...
Можно увидеть аналогию. В "менасе.. ладаат" - когда человек выдерживает испытание то его эмуна раскрывается в даат. И это есть его личная Матан Тора
*
Мицраим это как известно место, где внутренние силы не работают, разум и эмоции как бы спят. Что работает? Логично предположить, что макифим да работают. Мицраим это нисайон, испытание. Испытание - это работа макифим.
Получается, что мицраим - это первый предварительный этап раскрытия макиф в душе.
*
Ну хорошо, а без мицраим (личного) никак нельзя обойтись?
Ответ, наверное, "в начале тьма потом свет". Ээлем ацми раскрывается только во тьме. То раскрытие, которое раскрывается в мицраим (тьме, испытании, страдании) не раскрывается больше никак и нигде. И это "раскрытие тьмы" подготавливает раскрытие света - дарование Торы.
Я не читал это нигде но я бы сказал что мицраим, испытания, страдания) это раскрытие йехида (про испытания и мсирут нефеш это общее место в хасидут), которое подготавливает раскрытие "хая" - Торат Хаим - Торы жизни на горе Синай.
Получается, что чтобы получить Тору жизни на Синае, нужно сначала получить Тору Смерти в Мицраим (Египет - это культ мертвых, как известно).
Есть ли между ними стык? Должен быть. "Адам ки ямут баоэль" - "умертвлять себя на слова Торы". Возможно жертвоприношения это та же идея.
[1] Слова Хазаль «Накрыл их горой как бочкой» толкуется в хасидизме, как раскрытие сущностной Б-жественной любви, обусловившее Дарование Торы.
[2] «поспешный народ» (арам.)