Я пытаюсь найти ответ на элементарный, кажется вопрос: почему Итро? Почему без Итро Дарование Торы было бы невозможно?
Только "Итарута дилтата" (пробуждение снизу)?
Разве египетское рабство - это недостаточное «пробуждение снизу»?
Только "превращение тьмы в свет"? (Итро изучил все культы и т.д. как пишет Раши)? - Это уже более похоже на правду.
Из порядка стихов в главе мы можем сделать интересный вывод. Приходит Итро. Дает Моше совет назначить семьдесят старейшин и т.д. Уходит. Дальше начинается подготовка к Дарованию Торы и собственно дарование Торы. Дальше Мишпатим (законы)
Получается, что именно назначение семидесяти старейшин, и далее начальников колен, тысяч, сотен, десятков - это то, что предшествует Дарованию Торы, и это что сказал Итро, и именно это и есть условие Дарования Торы?
Возможно, что обьяснение следующее: Тора Моше - это спонтанная Тора (рав пишет, что Тора Мошиаха будет спонтанной Торой - в "Сод аШем"). Моше он же Мошиах («первый избавитель он же последний избавитель»), для него Тора - это спонтанная Тора. Это постоянный контакт с Вс-вышним (ко мне приходят, меня спрашивают, я спрашиваю у Вс-вышнего). Тора Моше - это "лучше учиться у учителя, чем у ученика", Тора Моше - особенно в трактовке хасидут - это в чистом виде гилуй Элокут, раскрытие Б-жественности, "видеть" Б-жественность и т.д.
Возможно, нам хотят сказать, что такую Тору мир не способен воспринять. Возможно, нам хотят сказать, что требуется дополнительные этапы редукции этого света.
Есть условия: это должны быть люди "мудрые и понимающие..", они должны быть связаны с Моше, и получить от его духа. Но так или иначе, в этой системе должны появиться еще "слои". Только тогда Дарование Торы становится возможным.
*
В духовной работе человека, возможно, это означает следующее: раскрытие Б-жественного света способно превратить человека в «религиозного наркомана». Кто пробовал, тот знает. Кто не пробовал - пусть попробует. Вопрос, как курить эту "траву" и не превратиться в наркомана? Это вообще возможно?
Мы встречаем вокруг нас в основном два типа религиозных людей: или "наркоманов" (тот же Бреслав). Или людей, для которых все или почти все - это какие-то техники, для которых молитва - это невыносимое бремя и т.д.
Можно ли договориться между этими двумя сторонами? Бывают ли «нормальные религиозные люди»? Т.е., действительно нормальные, и действительно религиозные, а не соблюдающие по привычке или из социальных соображений?
Можно себе представить, что Моше в этой «формуле» - это "рош" - голова, энергия, жизненность. А Итро - это "гуф" - границы, кабалат ол (принятие ига) и т.д.
Получается, что именно кабалат ол - это "рецепт" от превращения человека в религиозного наркомана.
Рав год назад говорил на лаг баомер, что "шифлут" в нашем поколении означает каббалат ол. Это совершенно неочевидная трансформация, я бы сказал, даже совершенно удивительная, трансформация понятия шифлут. Шифлут означает кабалат ол? Очевидно, что и шифлут, и кабалат ол связаны с малхут. Но разве это одно и то же? Тем не менее, рав сказал, что сейчас это то же самое, хотя в "перек", на первый взгляд, говорится нечто совсем иное.
*
Еще одно возможное обьяснение. Тора и народы мира, вопрос, который нас активно интересует в последнее время.
Вс-вышний предлагает Тору всем народам. Зачем? Все равно же не возьмут? Более того, евреи прошли через горнило рабства, чтобы получить Тору. А народам мира бесплатно? Так нечестно!
Возможно, ответ, что здесь (и также поэтому необходимо участие Итро) идет подготовка не только к Дарованию Торы еврейскому народу, но и к будущему Дарованию Торы народам мира?
*
Или так. Тора со стороны трех первых это ор, свет. Со стороны семи нижних это гвулот, границы.
Тора без границ это итмакрут, наркомания. Можно добавить, что Тора без границ - это верный путь к разврату? Почти наверняка. Итро, и народы мира в общем, дают Торе «гвулот», границы.
*
Можно ли связать название главы с ее содержанием? Почему глава, повествующая о Даровании Торы, величайшем откровении в истории человечества, называется Итро? Народы мира, как мы сказали, символизируют в основном гвулот, границы? Может быть, нам хотят сказать, что основа Торы - это границы, а не гилуим...
А почему именно Зоар обуславливает Дарование Торы участием Итро? Потому что это проблема именно сокрытой Торы.. Именно там, где границы становятся тонкими, почти, на первый взгляд, незаметными, именно там наиболее актуальна тема границ.