Я ищу в последних уроках "точку опоры", и выясняется, что "точки" опоры не существует. Точка неустойчива и взрывоопасна. Нужна плоскость, парцуф, только в этом состоянии можно достичь какой-то устойчивости в служении. Иначе мы всю жизнь проведем в этом лифте, когда мы поднимаемся на самый верх, но выйти невозможно, и мы снова падаем вниз и разбиваемся. Поиски такой точки опоры, или, возможно, "плоскости" опоры, привели меня к "перек бааводат аШем" - одной из основ всего учения рава, точнее, к качеству шифлут, которое там обсуждается. Чтобы развеять мои последние сомнения, или, точнее, чтобы не дать мне свернуть с намеченной траектории, ко мне вчера подошел на севен севенти знакомый парень и вручил мне как раз ту книгу рава - которая вообще говоря библиографическая редкость и на севен севенти ее точно не должно быть - где находится этот "перек". Я давно думаю, что нашей темой должен стать "перек", потому что как только человек чуть-чуть приподнялся в Служении, его начинает дико трясти, я думаю, все испытывали это чувство. В общем на этот Пурим Котон как бы ясно что это то, с чего надо начинать (или продолжать).
Внутренняя противоречивость и неочевидность понятия шифлут
Понятие шифлут внутренне противоречиво. Оно обманчиво своей кажущейся простотой. Внимательное изучение приводит к тому, что шифлут связан с кетер. Т.е., настоящий шифлут это кетер. Бывает ложный шифлут, и ложный стыд. Ложный шифлут легко может привести человека к депрессии, к упадку сил, к неверию в себя, к отчаянию - и это вообще не то, что имеется в виду. Я думаю, что лучшее что можно сказать о шифлут - это "стабилизатор", нечто, привносящее стабильность в мое служение. Нечто выводящее меня из замкнутого круга подъем-гаава-дурные наклонности-падение, которой описывает Алтер Ребе в маамаре (немного об этом в конце урока на рамах 221)
Шифлут как каббалат-ол
У меня такое впечатление, что понятие шифлут у самого рава также претерпело значительные изменения со временем. Если в первые годы такое впечатление, что шифлут понимался буквально, то в последний лаг баомер было сказано, что шифлут - это каббалат ол, принятие ига, т.е., стабильность в служении. Так или иначе, есть целая книга уроков на эту статью, и попробуем вместе понять, что имеется в виду, и как мы можем это применить в своей жизни.
Шифлут как отрицательная обратная связь
Еще одно возможное определение шифлут, что шифлут, я бы сказал, это ООС. Отрицательная обратная связь. Это знак минус - тут даже нет вопроса. Но это та ООС, которая делает усилитель стабильным. Как мы хорошо знаем (по крайней мере те, кто изучали этот вопрос) чем глубже ООС - тем стабильнее усиление. Понятно, что для начала должен быть сигнал. И должны быть несколько контуров усиления сигнала. Но потом должен быть контур ООС. Это то что я еще помню из институтского курса по усилителям :(. Так в служении - должен быть сигнал, должно быть воодушевление. Но потом оно обязательно должно быть стабилизировано и снижено с помощью контура обратной связи, который называется шифлут.
Шифлут — это относительно. Даже у праведника есть служение шифлут
Откуда мы знаем, что шифлут это именно ООС, а не "объективный" взгляд на ситуацию? И почему это важно?
Почему это не "объективно"? - Потому что есть достаточно мест в хасидуте, где объясняется, что даже самый великий праведник может найти в себе какие-то вещи, что все его служение ничего не стоит, что шевелиться перед царем вообще смертный грех и т.д. Какая логика? Логика в относительности. Для того, чтобы система работала и не взрывалась требуется отрицательная обратная связь. А для того, чтобы человек не впадал в отчаяние требуется позитивная обратная связь. Поэтому все эти вещи относительно положения человека. Если человек и так в унынии - нет смысла говорить ему "вспомни все, что ты наделал в жизни". Наоборот, нужно поддержать его дух как только можно. Но если человек слишком в "хай" - то самое время включить механизм защиты, ООС, шифлут.
Контр-интуитивность понятия шифлут
Еще один момент - это как раз, кажется, самое трудное для понимания (по крайней мере моего личного). Эти понятия контр-интуитивны. Особенно шифлут. Рав говорит что шифлут должен вызвать душевный подъем у человека. А если он не вызывает душевного подъема, это не шифлут вообще, а скорее шифлут со стороны клипы.
Т.е., человеку говорят: представь себе какое ты (пропущено цензурой). Но - при этом добавляют: если это не вызвало у тебя желания выплыть из этого (пропущено цензурой) - то это вообще не то, что требуется... Т.е., да, требуется задуматься о том, что ты на самом дне жижи. Но если это не вызывает у тебя желания подняться и всплыть - это не для тебя вообще.
Определение по результату
Это довольно хитрое определение, определение по результатам. В Тании есть нечто подобное, Алтер Ребе говорит, что "правильный" мрирут приводит к радости. А неправильный "ацвут" наоборот приводит к депрессии. А так, по сути это одно и то же. То есть различие только по тому, что получается в результате. И это совершенно не очевидно.
Шифлут как душевное равновесие
Возможно, один из самых главных и важных фичей, или даже парадоксов качества шифлут - это то, что шифлут означает также душевное равновесие. Это как раз говорится во многих уроках рава, может, я даже переводил что-то — надо посмотреть. Как это работает? Шифлут означает, что какие-то свои недостатки я могу записать в главу "известные проблемы" и спокойно отложить в сторону. Пример? Я знаю? Девушка, которая обеспокоена тем, что она недостаточно стройна. Шифлут говорит ей - успокойся. Балериной ты не станешь. Но ты можешь стать певицей. Со стороны "гаава" такой человек скажет: или балерина или ничего! Со стороны шифлут - можно переквалифицироваться в певицу. Я как-то рассказывал, что это была история "певицы войн" Израиля, Яфы Яркони. Она повредила ногу в балете, и стала... символом Израиля. Это шифлут.
Шифлут как чувство реальности
Есть вещи, которые человек не может исправить на данном этапе. Возможно, он вообще никогда не исправит тот или иной свой недостаток. У него есть выбор: или терзаться всю оставшуюся жизнь. Или - успокоиться. Я знаю? Человек, у которого нет руки или ноги, не дай Б-г. Что ему делать? Плакать всю оставшуюся жизнь? Или наоборот, мобилизовать все имеющиеся ресурсы на то, чтобы прожить достойно? Это как раз шифлут. Шифлут это сказать: это то, что есть. У меня нет миллиона на счету и дяди миллионера. Но пару тысяч я могу заработать и прожить на них достойно. Это шифлут. В известном смысле шифлут это чувство реальности
Шифлут это подвижность. Скрытая гаава - это скрытый тормоз личности
Рав говорит еще, что шифлут это зрима. Подвижность. Расторопность. Давид говорит, "я шафель" и поэтому он пляшет и танцует - это основной стих из которого рав учит всю эту идею. Настоящий шифлут это подвижность. Гаава - это когда из всего делают проблему. Любая проблема конец света. Сын не выучил уроки - конец света. У сына плохие друзья - конец света. Все конец света. Есть важный момент про гаава. Есть два вида гаава. Есть открытая гаава - это обычно свойство людей посредственных, тех, кто думает что они все знают. Ее легко видно, она видна невооруженным взглядом. Но у людей интеллигентных часто есть скрытая гаава, ее куда труднее обнаружить и исправить. Как обнаружить? По тому, что человека выводит из равновесия буквально все. Пример Алтер Ребе в Тании - человек которому приходят в голову дурные мысли и это приводит его в ступор, как же так я такой из себя замечательный, и какие нехорошие мысли мне в голову зашли. Алтер Ребе ему отвечает, ты не замечательный, ты обычный. И такие мысли для тебя обычны. Не заморачивайся на этом!
*
Еще раз. Шифлут - это отрицательная обратная связь в системе. Гаава - это положительная обратная связь. Поэтому шифлут означает стабильность, а гаава - это отсутствие душевного равновесия. Когда человек потерял равновесие, он действует импульсивно и необдуманно, и чаще вредит чем приносит пользу