Тема некуда-сфира-парцуф, тема которой мы практически не касались, а надо. Точка - структура - организм - так можно перевести.
Точка - это огромная энергия, как лазерный луч. Чем то напоминает идею точки сингулярности в физике. Это когда из всей идеи берется только одна точка и все силы идут только на эту точку и все остальное как бы не существует. Это очень мощно, но это совершенный катнут (начальный этап духовного развития) и это чрезвычайно неустойчиво и взрывоопасно.
Алтер Ребе называет это путями первых хасидов и говорит, что это не только не исправляет человека, но наоборот, погружает его в клипот и таавот и гасут.
Алтер Ребе говорит, что нужно снизить единичную "порцию" энергии до минимума, и тогда там не будет "мургаш" (ощущения, рефлексии) и тогда это не идет в клипу.
Надо еще много думать и говорить об этом. Очень многие вещи завязаны на это
*
Точка - структура - организм это можно представить себе в двух направлениях. Прямое - как развитие, когда точка - скажем, капля семени, развивается в целый организм, посредством того, что находится 9 месяцев в материнском чреве. Это классическая схема, и она, в основном, рассматривается в хасидизме.
Мне представляется, возможно, более актуальной обратное направление, регрессия, коллапс. Когда организм сжимается сначала до структуры, а потом до точки. В известной степени это действия механизма тшувы. Есть у рава Кука об этом что-то.
Вот с этой регрессией тшувы, кажется стоит разобраться. Мир баал тшувы зачастую сжимается до синагоги, до дома учения. Синагога и дом учения тоже имеют явную тенденцию к коллапсу до одного направления, до единственно верного пути служения, до чрезвычайно узкой «библиотеки» книг и понятий (весьма характерно для Хабада). В сокращении "площади" есть немалый энергетический выигрыш, но также этому есть предел.
Так или иначе, идея служения у Алтер Ребе, у Мителер Реье и у рава это "площадь", это широта, это простор, а не сжатие в единственную «точку сингулярности». Алтер Ребе отмечает, что сжатие всей религиозности до точки с очень большой вероятности приведет к тому, что человек упадет в таавот (низменные страсти), в ненависть и окружающим, и высокомерие. Он пишет это, основываясь на опыте первых поколений хасидизма.
*
Я продолжаю "прокручивать" различные применения модели "точка линия плоскость". Они же "точка сфира (структура) парцуф (организм)"
Получается интересно.
Например Израиль и народы. Израиль явно "сфира", народы "парцуф".
Или религиозные-светские. Опять же религиозные сфира, светские парцуф.
Или религия и наука. Религиозные представления - в значительной степени схоластические - сфира. Современная наука, больше статистическая, чем что-то "объясняющая" - очевидно парцуф.
Самый интересный вопрос: Б-г это точка или сфира или парцуф?
Если я говорю: "Б-г один" — наверное, у меня Б-г - это точка. «Точка в сердце», «точка» веры, аспект хохма - это все точки.
Б-г Спинозы — пантеизм - возможно в этом его гениальность - когда он говорит что Б-г это природа он говорит что Б-г это парцуф.
Поэтому противостояние между атеизмом и религией это вообще не вопрос "есть" или "нет". Вопрос скорее какие модели нас сегодня больше удовлетворяют? Точка? Сфира? Парцуф? Религия тяготеет к простым моделям. Глупо это отрицать. Игнорируя внешний мир, религия стремится к точке сингулярности, к коллапсу. Религиозный фанатизм, по сути, именно и означает коллапс. Диалог религии и мира необходим, иначе религия стремится к точке, а мир стремится отрывается от своих корней окончательно