Есть в идее шифлут (или битуль?) какой-то неумолимый ашлагизм. Я не большой любитель ашлагизма, если не сказать больше, но есть во всем этом какой то ашлагизм.
Этот ашлагизм говорит что человеку в какой-то момент становится нестерпимо стыдно. Стыдно жить на халяву. Можете представить себе шнорера, который говорит " а я сегодня на работу не пойду". Не пойду собирать халявные бабки. Почему? Да влом и все...
Это ашлагизм, конечно. Человеку становится стыдно получать на халяву и все тут.
Шифлут (или битуль) означает добровольное ограничение в получении удовольствий.
Человек, который попадает на "пир" иудаизма, в первый момент просто теряет голову. "Наш мир похож на свадебный пир, хватай кушай хватай пей". И человек кушает и пьет, даром что все на халяву. Правда, от перебора может быть несварение желудка. Но ведь халява же. И на следующий день пир продолжается. И так может продолжаться много много лет.
Пока человек, наконец, не взрослеет. И не говорит себе: стоп. Вот этот момент в душе, когда человек говорит себе: стоп, «свадебный пир» это не место халявной жрачки, а что-то другое - это момент битуль, это момент когда вектор с рацо меняется на шов.
Кстати, в этом вопросе хасидут сильно отличается от всего остального. Весь остальной иудаизм, включая каббалу, говорит, что мир создан, чтобы познать Б-га. Хасидут говорит: нет. Хасидут говорит: жилище в нижних. Жилище в нижних это совсем не "б-гопознание". Это копаться в грязи, рыть фундамент, лить раствор, возводить стены и так далее - грязная черная работа, которую лучше поручить китайцам или арабам...
А вот хабадники искренне убеждены, что копать фундамент это и есть смысл творения..
Похоже, что наша недельная глава (Ваякгель) идет по хабадской версии.