Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

"Ашлагизм" шифлута



Есть в идее шифлут (или битуль?) какой-то неумолимый ашлагизм. Я не большой любитель ашлагизма, если не сказать больше, но есть во всем этом какой то ашлагизм.

Этот ашлагизм говорит что человеку в какой-то момент становится нестерпимо стыдно. Стыдно жить на халяву. Можете представить себе шнорера, который говорит » а я сегодня на работу не пойду». Не пойду собирать халявные бабки. Почему? Да влом и все…

Это ашлагизм, конечно. Человеку становится стыдно получать на халяву и все тут.

Шифлут (или битуль) означает добровольное ограничение в получении удовольствий.

Человек, который попадает на «пир» иудаизма, в первый момент просто теряет голову. «Наш мир похож на свадебный пир, хватай кушай хватай пей». И человек кушает и пьет, даром что все на халяву. Правда, от перебора может быть несварение желудка. Но ведь халява же. И на следующий день пир продолжается. И так может продолжаться много много лет.

Пока человек, наконец, не взрослеет. И не говорит себе: стоп. Вот этот момент в душе, когда человек говорит себе: стоп, «свадебный пир» это не место халявной жрачки, а что-то другое — это момент битуль, это момент когда вектор с рацо меняется на шов.

Кстати, в этом вопросе хасидут сильно отличается от всего остального. Весь остальной иудаизм, включая каббалу, говорит, что мир создан, чтобы познать Б-га. Хасидут говорит: нет. Хасидут говорит: жилище в нижних. Жилище в нижних это совсем не «б-гопознание». Это копаться в грязи, рыть фундамент, лить раствор, возводить стены и так далее — грязная черная работа, которую лучше поручить китайцам или арабам…

А вот хабадники искренне убеждены, что копать фундамент это и есть смысл творения..

Похоже, что наша недельная глава (Ваякгель) идет по хабадской версии.