Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Продолжение уроков по "перек".



http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/otzar-hanefesh/2/perek-1.htm

Изменить «вектор» души

Из продолжения пока что ясно, что шифлут относится к животному началу в душе, или животной душе. Изначальное стремление, изначальный вектор животной души — направлен вниз, как говорится в Коэлете, «дух животного опускается вниз»

Шифлут — это «оператор», применяемый к животной душе, чтобы заставить ее сменить вектор на противоположный, сменить вектор «вниз» (депрессия, отчаяние, чувство вины, или винить окружающих и т.д.) на вектор «вверх» — действовать, подниматься, искать Б-жественный свет.

Битуль — это «оператор» применяемый к Б-жественной душе. Изначальный вектор Б-жественной души (которая называется «человеком» в человеке — это подняться наверх и оторваться от тела и всего земного. Исправленный вектор Б-жественной души — это направить Б-жественную душу на самореализацию внизу, в материальности.

Аналогия семейных отношений

Если кому-то знакомы книги рава по семейной жизни, там точно та же схема. Изначально мужчина и женщина повернуты друг к другу спинами. Задача состоит в том, чтобы заставить их повернуться лицом друг к другу

Важно, что здесь речь идет о двух методиках, применимых к двум душам. К животной душе применяется методика шифлут, заставляющая ее «перестать быть лошадью», и посмотреть на небеса. Метод: «бить лошадей, пока не перестанут быть лошадьми». Важно, чтобы эта плетка не убила совсем животную душу, и не затронула Б-жественной души в человеке.

К Б-жественной душе применяется метод пряника, а не кнута. Б-жественной душе говорят: смотри, как это круто и возвышенно — работать в материальности. Ради этого Вс-вышний сотворил этот мир.

Отмечается, что для Б-жественной души повернуться вниз куда труднее, чем для животной посмотреть на небеса. Для животной это всего лишь «перемена места» (мциют). Для Б-жественной это означает битуль магут — устранение сущности.

*

Сказать проще, изначально животная душа погружена в таавот (страсти), депрессию, злобу и отчаяние. А Б-жественная душа находится в прекрасном далеке. Они друг с другом принципиально не хотят общаться. А даже если захотят у них нет общего языка. Вопрос как их развернуть лицом друг к другу и научить их говорить между собой

*

В стиле нашей главы, пока Моше — Б-жественная душа, находится где-то там наверху и курит что-то Б-жественное, а животное начало, отчаявшись получить ответ «сверху», начинает создавать свою собственную религию…

*

Собственно, мы получили прекрасную вводную к самому началу Тании.

*

В общем, мы пришли к обычной формуле: тело-душа, или мохин-мидот или голова-тело или мужчина-женщина или израиль-народы. Новость в том, что нужно понять, с кем мы говорим.

Я скажу на своем техническом языке. Есть такое понятие бродкастинг. Широковещание. А дальше стоят фильтры. У животной души (тела, мидот) свой «приемник». У Б-жественной (разумной, мохин) — свой.

Фишка в том, как настроить вещание таким образом, чтобы, по возможности каждая из душ получала то, что ей нужно.

Принципиально важно понять, что когда я делаю хешбон нефеш, и говорю себе, какая я скотина — я обращаюсь к животной душе. А когда я курю хсидус, я обращаюсь к Б-жественной. А животная с этого не имеет ничего. А вот галахот и открытая Тора вообще — это относится и туда и туда.

Вопрос, как синхронизовать эти две системы.

«Падший ангел» разумной души

Основная проблема это то, что называется «падший ангел». Т.е. разум (и интеллигенция), неспособный понять этот мир, входя в контакт с материальностью, падает в самую жуткую клипу. Пример — русская революция.

Хидуш хасидизма — исправление разумной души

Я думаю, можно сказать, что классический иудаизм — это исправление мидот. А хасидут — это исправление мохин. Земля семи народов и земля 10 народов.

Хотя рав говорил, что наша Тора это Тора мира Брия. Но она исправляет йецира — мидот. А хасидут — Тора из АК — исправляет подсознание

Т.е. основной хидуш хасидут — не то что он говорит о животной душе, а то, что он говорит о Б-жественной душе

Известно, что Тания исправляет «тонкую клипу» талмидей хахамим. Так приводится в нескольких местах. Возможно, что это как раз то о чем мы говорим.

Хасидизм — повернуть мохин к мидот

Хасидут это повернуть мохин к мидот. То же саме что повернуть Израиль к народам

Получается, что обращение к народам это в самом ядре хасидут

Йецер разумной души — это святой ангел

Рабби Нахман сказал что у большинства людей йецер это глупость. Но у некоторых это святой ангел. И при этом клипа.

Я бы сказал на базе последней части урока рава — и это похоже на о что говорит рабби Нахман — что есть «простой» йецер — йецер животной души. Покушать выпить и проч. И есть «хитрый» йецер — йецер разумной (или даже Б-жественной) души. Которой наплевать на то, что внизу. И мы с вами хорошо знаем, что именно такой йецер отличает интеллектуалов. Они просто не находятся здесь внизу. А пытаются навязать свои «самые правильные» представления о мировом устройстве всем остальным.

«Идии, опустись, ибо извратил путь свой народ твой»

Короче, получается, что битуль — это тот же шифлут, только в отношении мохин (Б-жественной души)

Шифлут Б-жестченной души это «лех ред ки шихет амха» иди, посмотри, что делает твой народ, пока ты сидишь и куришь траву из АК.

Иди, посмотри, что происходит с твоим телом и животным началом, пока ты там в своих высотах получаешь Тору.

Б-жественная душа подобна пастуху, оставившему стадо и увлекшемуся какой-то глубокой мыслью. А волки пока растащили половину стада. А вторую вот-вот утащут ночные воры…

И после ста двадцати тебя спросят, ну, и где твое стадо? Есть в пророках про пастухов, которые «пасли себя самих»…

Аналогия из современной политики

Кто следит что сейчас происходит в Израиле, группа безответственных левых ведет войну на уничтожение против вменяемого и успешного премьера в угоду своей безумной политической и экономической адженде.

Это в точности то, что происходит, когда разум отрывается от тела.

Обратное тоже верно. Тело (правые) начинает смотреть на левых (разум) как на предателей, изменников и т.д.

Вот левый йецер во всей красе: Мы поэкспериментируем с этой страной. Пару тысяч погибших в терактах — это не цена для такого эксперимента. В крайнем случае найдем себе еще страну для экспериментов…

А правый йецер — это то, что делает Путин в России. Продажность, беспринципность, неэффективность экономики — это как раз тело без мозгов.

Правый йецер это царская Россия. Продажная, отсталая, немытая Россия. Но живая. А левый йецер это революция.

Обьяснение Ребе: «Уйди от зла и делай добро»

Есть стих который Ребе приводит во множестве сихот, как объяснение того, что хочет хасидут достичь.

 Стих говорит: «уйди от зла и твори добро и ищи мира».

Уйди от зла — это исправление животной души, тела, мусар. Твори добро — это исправление разумной души, философия. Хасидизм — это «ищи мира». Для этого эти две части, эти две души должны повернуться друг к другу и соединиться.

В терминологии рава это «человек» в человеке и «животное» в человеке

Рав подчеркивает, что в «человеке», т.е., в разуме требуется изменение сущности. И это принципиально сложнее, чем изменение «животного» в человеке.

Повернуть разум к животному началу это и есть по большому счету цель и смысл хасидизма

Инструменты которые у нас есть это хешбон нефеш и тшува. Как для животной, так и для Б-жественной души. Тшува, молитва и действие. И можно учить одно из другого.