Парадокс, однако.
Рав говорит, что страх перед наказанием - это язычество.
Ну хорошо, все классические тексты иудаизма говорят о страхе перед наказанием, разве нет?
А где же обещанный парадокс?
Парадокс, что мы воспитаны в религии атеизма. А религия атеизма обращается к совести человека, а не к страху перед наказанием. Таким образом, атеизм это "шитуф" («большой взрыв» плюс законы природы). А религия, которая держится на страхе перед наказанием - это язычество.
Вот мы и сделали "тшуву" - из шитуф в язычество..
*
Чем страх перед Б-гом отличается от страха перед наказанием? Это рав как раз очень хорошо объясняет.
Страх перед наказанием - это страх за свою шкуру. Что мне за это будет.
А страх перед Б-гом - это то, называется совестью.
Делая тшуву, мы теряем совесть и начинаем дрожать за свою шкуру. А потом оказывается, что это вообще язычество..
*
Совесть это йехида, т.е. АК. Человек говорит "я не верю в Б-га" - потому что он в АК, там Б-г "эйн кейоце бо", "нет подобного ему", там все модели от царя через отца до жениха не релевантны. Он говорит, я не верю в Б-га царя, я не верю в Б-га отца, и даже не верю в Б-га жениха. Я верю в Б-га, которого нельзя ничему уподобить, я верю в совесть, честность, порядочность.
Но совесть, честность, порядочность - это все проявления йехида, как легко понять. Это то неверие, которое выше веры, о котором говорит рав Кук.