О религиозном обновлении и мессианских движениях в иудаизме



Я хочу сказать простую вещь. Рав говорил это год назад. Готовые решения не работают. Просто делать "михзур" (означает "переработка вторсырья" на иврите :( ) не работает. Здесь собрались люди, которые не нашли себя в христианстве. Встретили еще одного еврея которому тоже тесно в современном иудаизме. О чем мы говорим? Об иудео-христианском диалоге!

Это сборище диссидентов, которые в глубине души верят еще, что старые модели можно починить и они заработают...

Где логика, друзья?

Все мы вышли из Мицраим, а к населенной земле не пришли. Она оказалась "терра инкогнита".

Тора говорит "не возвращайтесь больше в мицраим", мы же все время пытаемся вернуться. Кто в харейдимный иудаизм, а кто утащить хотя бы вишенку с торта христианства.

Рав говорит и повторяет снова и снова: только радикальное обновление, только новый свет принесет спасение. А не "переработка" старых моделей.

Это не интересно, был ли Иисус б-гом, человеком, б-гочеловеком, гордостью нации, предателем, мамзером, или кем-то еще. Этот "насос" сегодня больше не качает энергию. А если и качает, то недостаточно. Поэтому люди уходят из христианства и приходят к евреям, они хотят пить. Евреи, у вас есть вода и хлеб? Накормите и напоите нас! Утолите нашу голод и жажду!

Вопрос, есть ли этот хлеб и эта вода у самих евреев. Одни говорят, да, пожалуйста, сколько угодно. Только подпишитесь здесь и здесь и все будет хорошо…

Рвв говорит это не работает. Нужно что-то другое…

Все мировые религии в глубоком кризисе. Нет новых идей

Рав это не готовые решения - их нет. Все мировые религии в глубоком кризисе и иудаизм в самом глубоком из всех.

Но мы все равно пытаемся идти по проторенной дорожке

Мы говорим "религиозное возрождение", мы говорим «движение баалей тшува». Пришли люди с огромным потенциалом и их запихнули обратно в штетл.

Спорить сегодня, был ли прав Иисус или нет, это, извините за сравнение, все равно, что спорить были ли правы хасиды и или их противники. Сегодня это просто не интересно. Сегодня есть что-то еще.

Если человек чувствует, что религия не привлекает свет милости в его душу, то он уходит.

Мы пришли к раву, чтобы он научил нас как открыть свет и милость в своей душе. А не просто "погреется" в лучах его света.

Цепочка аллегорий

Есть такое понятие ишталшелут мешалим. Все притчи и аллегории "вложены" друг в друга. И нижняя самая примитивная уже включает все высшие.

Например, страх перед наказанием или просто страх перед окружающим миром это аллегория на страх перед Вс-вышним.

Работа заключается в том, чтобы взять аллегорию, «модель», как говорит рав, и дойти до сути.

Процесс познания - это процесс уточнения моделей.

Возможно, 2000 лет назад христианство предложило "модель" - очень приблизительную, но модель АК. Но сегодня нам мало этой модели. Сегодня нужна более точная модель.

Когда-то думали, что число пи равно 3. Потом сказали, 3 с чем то. Сейчас нам надо 10 знаков после запятой.

Праведник, Моше, тоже "модель" Б-га. Понятие "б-гочеловек" не должно вводить в заблуждение. Это все равно какой-то уровень, какая-то ступень раскрытия света. Это все после цимцум. Мошиах это свет перед цимцум, это вообще что-то другое.

Хасидизм это «Новая Тора»

Я не знаю можно ли так сказать, но может быть, даже нужно так сказать. Хасидут это новая Тора, и, в известном смысле, она равно далека как от классического иудаизма, так и от христианства. Классическая религия апеллирует к сознанию. Что такое НЗ или Пророки, как не страстная апелляция к сознанию человека? Но хасидут это совсем другое. Это исправить подсознание.

И христианство и иудаизм говорят: "верь". Но они не говорят, как пробудить веру. Хасидизм это именно методика пробуждения веры, а не призыв верить или объяснение, почему правильно верить. Хасидизм - это увидеть, а не услышать.

Увещевания не работают. Как исправить подсознание?

Мы все прекрасно понимаем, что увещевания не работают. Это еще рав Кук сказал.

 И тем не менее по старинке продолжаем увещевать друг друга. Обращаться к совести и проч. Сегодня нужно обращаться к подсознанию это вообще другое.

Был такой Авраам Йеошуа Гешель, один из величайших мыслителей двадцатого века.

Я как-то переводил лекцию о нем. Он сказал: если Европа допустила Шоа, то что-то в религии принципиально испортилось.

Он не разделял в этом смысле между христианством и иудаизмом. Религия в своей классической форме работает слишком поверхностно, не затрагивая глубину души. В этом суть проблемы.

Хасидизм говорит: исправить человека можно, лишь обратившись к его подсознанию.

Не угрожая ему вечными муками в аду, как говорят об этом все пророки.

Не соблазняя его наградой в этом и будущем - это неприемлемо для современного человека.

А обращаясь напрямую к подсознанию.

Вот суть методики хасидизма, и в известном смысле, она отлична от всего, что ему предшествовало.

Возвращение к вере после эпохи атеизма

Мы летим на свет религии, как будто бы не было 150 лет атеизма. Как будто бы наши прадеды не ушли из местечка. Мы пытаемся вернуться назад, и это ошибка. Есть только путь - вперед.

Иисус разделил между Мошиах бен Йосеф и Машиах бен Давид. И упал

В конечном счете то, что Иисус сделал - он взял какие-то секреты каббалы и выплеснул их наружу. Сегодня можно изучать это напрямую.

Нужно понять, что каббала - это даже не специфически еврейское учение. В определенном смысле, это общечеловеческая эзотерическая традиция, идущая еще от Шема, сына Ноя. По каким-то причинам, эта эзотерическая традиция сохранилась по большей части только в иудаизме.

Возможно можно сказать следующее, и кажется, это оправдывает все это достаточно болезненное для меня выяснение: Давид был машиахом, мессией Израиля. Шауль тоже был машиахом. Шаул преследовал Давида по последнего. Но Давид сказал: "я не подниму руку на помазанника Б-жьего". Это то, что сделало его мессией. Давид знал, что если от оторвется от Йосефа (Шаул из колена Биньямина) то он упадет в клипу. И он удержался.

Как он сумел удержаться, я не знаю. Может потому что был баал тшува. Или в его сердце горел огонь любви. Но он не ожесточился, и не отделился от своих братьев.

"Тот человек" не удержался. Он перерезал пуповину, соединявшую его со своим народом. И упав клипу, потащил за собой все человечество. То, что спустя 2000 лет человечество поднимается "в заслугу" того человека - более чем спорно. В той же степени можно считать первобытного змея, соблазнившего Еву, «катализатором» мессианского процесса.

Испытание мессианских движений в иудаизме — сохранить единство со своим народом

Для чего мне все это нужно? В еврейском народе есть мессианские движения. Их проверка и их испытание - способность выдержать преследования и не отвечать ответным огнем. Рав, безусловно, мессианская фигура. И поэтому он сидит в Кфаре и глотает всех этих пауков и не отвечает. Ибо ему важна связь с Йосефом..

Я думаю, из этого есть очень простое указание к действию для всех нас. Каждый из нас может стать, в определенном смысле, в каком-то аспекте, мессией или лже-мессией. От чего зависит? От способности не отвечать ударом на удар. Может в этом смысл "подо бешолом", "искупил с миром душу мою"..

Запись опубликована в рубрике: . Метки: .