Сегодня утром всплыло в одной дискуссии. Есть очень известный стандартный ответ Ребе по поводу "известной проблемы" (эвфемизм для обозначения подросткового онанизма и/или поллюции). Ребе отвечает подросткам: "забудь об этом, выброси эти мысли из головы".
Означает ли это, что это не проблема? Очевидно, нет. Целые тома в иудаизме и целый раздел Тании посвящены этой проблеме.
Что же это тогда означает?
Что иногда бывают жизненные ситуации, когда есть какие-то действительно серьезные проблемы. Здоровье, например, или какие-то хронические проблемы и т.д. Но делать там на данном этапе нечего. Ты не управляешь ситуацией, наоборот, ситуация управляет тобой. Египетское рабство, Йосеф в яме, мало ли что…
Какой совет дает Ребе? — Отвлекись! Не заморачивайся! Ты все равно ничего не решишь и не исправишь сейчас.
Наверное, это классический шифлут. В «программистском» смысле. Как сокращение «поверхности». Как сокращение зоны ответственности (любимая тема Яира Каспи). Я не могу отвечать за все. Есть вещи, которые не в моей власти.
Это шифлут как в отношении подростка, к которому обращен ответ Ребе. Так и в отношении самого Ребе. Ребе говорит, по сути: я знаю, что есть проблема. Я знаю, что это тот грех, который задерживает Шхину в изгнании. Но я не могу сказать это сейчас в глаза тинейджеру который и так плачет и терзается и не находит себе места от этой своей проблемы.
*
Откуда мы знаем что это "мешихи", это подход Мошиаха? Из известной истории о том, что мошиах сидит у входа в Рим и т.д. Сосбтсвенно, Хазаль сказали открытым текстом: «Мошиах прийдет за счет ейсех даат», Мошиах приходит в заслугу ейсех даат, способности отвлечься, способности выжить даже там, где это невозможно
*
Вообще, реакция человека на какие то свои реальные проблемы и проступки это и есть настоящий индикатор исправленной/неисправленной личности.