Люди не понимают, что такое молитва. И что такое тшува, тоже никто не понимает.
К кому мы должны обращаться в молитве? Зачем вообще молиться? Ему нужны наши молитвы? Нам кто-то там вообще слышит Там Наверху?
Многие религиозные евреи честно говорят: я прочитываю то, что положено, вот и все.
Так что такое молитва?
Основные законы молитвы учатся из молитвы Ханы, матери пророка Шмуэля.
Хана "говорит своему сердцу, голос ее не слышен только губы ее шевелятся". Эли - первосвященник - смотрит на нее и думает, что она пьяна. Хана отвечает ему: не пьяна я, но горько на душе моей.
*
Так к кому мы молимся? Давайте сначала попытаемся понять, кто молится..
Молитва называется "сулам", лестница. Мы говорим в "маанэ лашон" "душа (нефеш) сообщает духу (руах) а руах сообщает нешама, а нешама сообщает Вс-вышнему (кудша брих у).
Нефеш это животная душа. Это мое тело. Это моему телу больно и горько и тошно и отчаяние охватывает меня, и это я полон страха и злости на себя и на весь мир - это все я, это все мое тело. И это мое тело, моя нефеш, обращается к руах, к моему духу, или к моему сердцу. Половина псалмов - это обращение Давида к своему духу или к своему сердцу. А дальше дух обращается к нешама - это уже мир брия. А нешама обращается к Б-гу - это уже Ацилут. И тогда Свыше опускается поток милости, смягчающий суд, гормоны злости и отчаяния, переполняющие меня просто на физическом уровне. Вдруг суд переворачивается в милость.
Так это работает. Молитва - это смягчение суда. Молитва на иврите это тфила, леитпалель. Этот корень פלל это то же что חשב - думать. Приставка מת - возвратная. Т.е., думать, обдумывать внутри себя. Это и есть молитва. Получается, что молитва - это рефлексия? В известном смысле, да. Но ведь мы учили, что рефлексия - это плохо? По видимому, не всякая рефлексия это плохо..