Суббота гл. Рээй, меворхин хойдеш элул 5716
Тойрас Менахем т. 17 стр. 167
Гимел
Говорилось на гисваадус перед этим, что существование галута[1] — это только потому, что на это дается сила со стороны самих сынов Израиля, как сказано, «мегорсаих умахаривоих мимех йейцеу[2]«.
И по простому — это есть идея «мипней хатоэйну голину меарцейну[3]: «хэйт[4]» это язык недостатка, как сказано «вехатас амехо[5]«, и из за этого мы были изгнаны из нашей страны, для того чтобы восполнить все недостатки.
И посредством работы во время изгнания по исправлению недостатков, достигается «кифлаим летушио[6]«, «нехомо бекифлаим[7]» — в соответствии с порядком в работе тшувы, что «если имел обыкновение читать одну страницу, пусть читает две страницы, учить один перек — пусть учит два перека, и т.д., как объясняется в игерес аТшуво, что это «как пример веревки, который был перерезан и возвращается и связывает его, что на месте узла он двойной и удвоенный.
И это есть также объяснение, что умножение в Торе происходит во время изгнания именно, — ибо большая часть устной Торы была раскрыта во время изгнания именно, и Талмуд Бавли[8] (ибо Бавли и Йерушалми[9] — галаха[10] как бавли), и большинство респонсов[11] пойским[12] первых и последних были в хуц лоорец[13] именно, и также те, которые жили в Эрец Исроэл, большинство их жили после разрушения Храма именно; и подобно этому в заповедях, что гдорим[14] и сйягим[15] и гзейройс[16] мудрецов были приняты во время второго Храма именно, и после разрушения Храма умножились еще более.
И объяснение на это по простому — что именно поэтому — что со стороны двойной и удвоенной тьмы нужно больше гдорим и сйагим, и подобно этому в аспекте Торы, что для того, чтобы осветить двойную и удвоенную тьму, есть необходимость в более сильном свете.
Однако это объяснение не достаточно все еще, — ибо в соответствии с этим получается, что хойтэ нискор[17], что именно со стороны греха добавилось умножение света в Торе и умножение света в мицвойс?!
Но идея в этом — что это со стороны глубины, которая есть в движении тшувы, и как объяснялось выше, что «в месте узла она двойная и удвоенная», и подобно тому, что сказали Разал, «место, где баалей тшуво стоят, законченные праведники не могут стоять там».
И это есть общая идея изгнания — что в «голину меарцейну» есть в глубине его аспект «кифлаим летушио», и как говорилось однажды, что во время изгнания есть гилуим[18] будущего избавления, но только, что сейчас это в сокрытии, и раскроется в будущем мире. И как сказали Разал, «Ми шеторах беэрев шабос йойхал бешабос[19]«, и т.е., что именно сейчас, посредством работы во время изгнания, притягивают самые высокие света, которые несравнимо выше света, который светил во время Храма, но только сейчас это в сокрытии, и раскроется в будущем, в скором времени в наши дни омейн.
***
Далет
Приказал петь нигун, и сказал маамар «Весамти кадкойд…»
***
Говорилось на гисваадус перед этим, что существование изгнания это со стороны того, что дают на это место и хашивус[20] в отношении к нему.
И объяснялось это в языке Писания «бамидбор агодол веганойро нохош сороф веакров, вецимойн, ашер эйн моим[21]«:
«амидбор» — указывает на голус, ибо это место «что не живет человек там», т.е., что это не место для одом гоэйлон[22], и само собой также не для одом тайхтойн[23], работа которого заключается в том, чтобы быть «эдомэ лоэлйон[24]«.
«агодойл» — поскольку «атем амеат микол гоамим[25]«, и, само собой? со стороны величины изгнания количественно, возможно, что он начнет задумываться и думать по поводу величины изгнания количественно, и относиться к нему с хашивус. И это есть первая ступень в опускании, что галут способен затемнить для него.
«Веганойро» — т.е., что голус наводит страх, до такой степени, что также, когда он находится в своих далет амойс[26], он боится галута.
«Нохош[27]» — указывает на жар мира. И более того — «Сороф[28]» — что жар мира пылает и проникает в него («эс брент им дурх ун дурх[29]«). «Веакров[30]» — это есть идея крирус[31], что это еще хуже, чем хамимус[32].
«Вецимоойн шер эйн моим[33]» — что также когда Свыше пробуждают его, давая ему чувство жажды, он не чувствует, что жажда — к «воде», «нет воды — но только Тора».
И как сказано, что начало на все это — от «годол», что придают важность существованию мира.
И это есть также причина того, что Алтер Ребе спорит — с силой и резкостью — с теми, кто объясняет идею цимцум[34] по простому смыслу (как объясняется в Тании[35]), ибо, когда думают, что цимцум — это по простому смыслу, так, что мир это «а ганце мциюс[36]«…, то, как следствие этого, может быть продолжение опускания вплоть до «цимоойн ашер эйн моим».
[1] Изгнание
[2] «разрушители твои и опустошители из тебя выйдут» (Йешайа 49, 17)
[3] «За грехи наши мы были изгнаны из страны нашей» (Из молитвы)
[4] грех
[5] и грех на твой народ. (Шмойс 5, 16)
[7] «двойное утешение»
[8] Вавилонский Талмуд
[9] Иерусалимский Талмуд
[10] закон
[11] Переписка на галахические темы
[12] законоучители
[13] вне Земли Израиля
[14] «ограждения»
[15] «ограды»
[16] «постановления»
[17] «грешник получает награду»
[18] раскрытия Б-жественности
[19] «Тот, кто трудился в канун субботы, будет кушать в субботу»
[20] важность
[21] «…по великой и грозной пустыне, (где) змей, аспид и скорпион, и засуха и безводье» (Экев 8, 15)
[22] «Высший человек». Сфирот мира Ацилус
[23] «Нижний человек»
[24] «Уподоблюсь Высшему»
[25] «Вы меньшинство из всех народов» (Воэсханан 7, 7)
[26] «четыре локтя»
[27] змей
[28] аспид
[29] «Прожигает его насквозь»
[30] скорпион
[31] холодность
[32] жар
[33] «И жажда, что нет воды» (там же)
[36] самостоятельное существование