615

НЕ НАДО МЕНЯ ЛЮБИТЬ

Нам так хочется любви, что некоторые исследователи решаются утверждать: кроме воды, пищи и воздуха только любовь является первостепенной потребностью человека.

Народы тоже ищут любви. Вот, скажем, российские газеты и рунет («русский Интернет» - новояз) полны статей на тему: почему нас - русских везде не любят?

Вопрос этот, кажется, сперли у нас, евреев, но он вполне прижился в России и стал совсем своим.

А вот нас любят нынче. И не только в Микронезии, которая по загадочной причине постоянно голосует за нас в ООН. Любят в Америке: 11 сентября сразу после теракта в Нью-Йорке наблюдались отдельные случаи обращения черных и белых американцев к кипоносным прохожим со словами (а более - с междометиями) типа «покажите им!» (то есть арабам). Этот феномен был недолгим но и по сей день часто приходится встречать его рудименты, например, последняя речь Буша была одним из таких всплесков странной любви к Израилю.

Автор этих строк только что вернулся из России. Так вот, хотите верьте, хотите - нет, его (длинная борода и ермолка прилагаются) останавливали на Арбате и Камергерском пьяные и редкие трезвые прохожие, чтобы пожать руку и пожелать победы над коварным исламским врагом. Причем случалось это не раз и не два, а со временем стало напоминать рассказ Хармса о Л. Н. Толстом («граф очень любил детей: поймает, бывало, дворового мальчишку и гладит его, гладит, пока обедать не позовут»).

И пока новая Москва меня назойливо гладила, думал я думу жидовскую: «А хороша ли вся эта любовь для племени нашего зловредного?»

Нет, не хороша. Нас ведь когда любят? Когда хоронят. После инквизиции, после погромов любят, после Холокоста, помнится, недолго любили. Даже страну пожаловать изволили. Правда, нашу же землю нам и пожаловали, да еще и не всю, но за все спасибо. Еврею привередничать не приходится.

Еврейская традиция величает царя Шломо «мудрейшим из людей». Так вот, он говорил: «Милость народов - грех».

Суть нашего народа выражена его именем. Еврей - иври - значит аутсайдер, иной, непохожий, идущий своим путем.

Нет в этом имени высокомерного пренебрежения народами мира, нет утверждения собственной исключительности. Мы верим, что избраны Всевышним, но понимаем избранничество как миссию, как особое предназначение, не как индульгенцию или лицензию на задирание носа.

Особенных не любят. В равной мере не любят и особенно плохих и особенно хороших. Не любят цыган, армян, евреев, рыжих, очкариков, умных, не любят тех, чьи габариты не вписываются в линеечку шеренги.

Но пусть это вас не тревожит, никто ведь не обязан вас любить. А сами себя-то вы любите? Это раньше почиталось дурным тоном - себя любить. Нас так и воспитали, по-спартански: себя не хвали, пусть другие хвалят.

Человечеству понадобился долгий и беспрецедентно жестокий XX век, чтобы психологи осознали: человек, не умеющий любить себя, не может не только любить другого и быть любимым, но и жить-то по-настоящему не может.

Сегодня психологи, оказывая помощь пациенту, прежде всего учат его любить себя, принимать себя таким каков он есть.

Нам срочно нужен такой урок любви. Нам надо избавиться от ненависти к самим себе, от феномена автоантисемитизма. Надо научиться жить своим умом и сердцем, не считаясь со вкусами народов мира и не подстраиваясь под них.

«Милость народов - грех», более того, их милость к нам - опасный знак нашей слабости, знак нависшей над нами угрозы уничтожения.

Будем любить себя, то есть, любить друг друга. Ведь народы мира и так приписывают нам почти мифическую солидарность и семейственность. Давайте совместными усилиями оправдаем этот слух и сделаем этот миф реальностью.

А по Арбату приятнее гулять под косыми злыми взглядами. И привычнее, и рукопожатия от песен Окуджавы не отвлекают.

МАТОТ-МАСЪЭЙ

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы - недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад га-рав Кук», Ф. Гурфинкель, «Шамир»).

И говорил Господь Моше в степях Моава, у Йардена против Йерехо, так: Говори сынам Исраэля и скажи им: Когда перейдете через Йарден на землю Кенаана, то изгоните всех обитателей земли от себя и уничтожьте все их настилы; и всех их литых идолов уничтожьте, и все их возвышения истребите. И освободите землю, и обитайте на ней; ибо вам дал Я эту землю, чтобы вступить во владение ею. И наделяйте землею по жребию по семействам вашим: многочисленному дайте больший удел, а малочисленному дайте меньший удел; на какое место выйдет ему жребий, ему будет; по коленам отцов ваших берите уделы. А если не изгоните обитателей земли от себя, то будут они, кого оставите из них, иглами в ваших глазах и шипами в боках ваших; будут враждебно теснить вас на земле, на которой вы обитаете. И будет: как положил Я сделать им, так сделаю вам.

И говорил Господь Моше так: повели сынам Исраэля и скажи им: Когда вступите на землю Кенаана, - это земля, какая достанется вам в удел, земля Кенаана в пределах ее. И будет вам сторона южная от пустыни Цин возле Эдома, и будет вам южный рубеж от края Соленого моря с востока. И повернет ваш рубеж южнее возвышенности Акрабим, и пройдет к Цину, и будут его исходы южнее Кадеш-Барнеа; и выйдет к Хацар-Адару, и пройдет к Ацмону. И повернет рубеж от Ацмона к потоку Миц-раима, и будут его исходы к морю. А рубеж западный, - будет вам Великое море и его предел. Это будет вам западным рубежом. А это будет вам рубежом северным: от Великого моря проведите себе грань к горе Гор. От горы Гор проведите к подступам к Хамату, и будут исходы рубежа к Цедаду. И выйдет рубеж к Зифрону, и будут его исходы у Хацар-Энана. Это будет вам рубежом северным. И проведите себе для рубежа восточного грань от Хацар-Энана к Шефаму. И низойдет рубеж от Шефама к Ривле, восточнее Айна, и низойдет рубеж, и коснется берега моря Кинерет с востока. И низойдет рубеж к Йардену, и будут исходы его к Соленому морю. Это будет вам земля с ее рубежами вокруг. И повелел Моше сынам Исраэля так: Вот земля, которую разделите на уделы по жребию, которую повелел Господь дать девяти коленам и половине колена. Ибо получили колено сынов Реувена по дому отцов своих и колено сынов Гада по дому отцов своих, и половина колена Менаше, получили они свой удел. Два колена и половина колена получили свой удел по эту сторону Йардена, против Йерехо, спереди, к восходу. И говорил Господь Моше так: Вот имена мужей, которые возьмут вам в удел землю от Эльазара-священнослужителя и Йегошуа, сына Нуна. И по одному предводителю от колена возьмите для принятия в удел земли. И вот имена мужей от колена Йегуды Ка-лев, сын Йефуне; и от колена сынов Шимона Шмуэль, сын Амигуда. От колена Биньямина Элидад, сын Кис-лона. И от колена сынов Дана предводитель Буки, сын Йогли. От сынов Йосефа, от колена сынов Менаше предводитель Ханиэль, сын Эфода. И от колена сынов Эфраима предводитель Кемуэль, сын Шиф-тана. И от колена сынов Зевулуна предводитель Элицафан, сын Пар-наха. И от колена сынов Иссахара предводитель Палтиэль, сын Азана. И от колена сынов Ашера предводитель Ахигуд, сын Шломи. И от колена сынов Нафтали предводитель Педаэль, сын Амигуда. Это те, кому повелел Господь дать уделы сынам Исраэля на земле Кенаана.

И приблизились главы отчих домов от семейства сынов Гильада, сына Махира, сына Менаше, из семейств сынов Йосефа, и говорили они пред Моше и пред предводителями, главами отчих домов сынов Исраэля. И сказали они: Господину нашему повелел Господь дать землю в удел по жребию сынам Исраэля; и господину нашему ведено Господом дать удел Целофхада, нашего брата, его дочерям. И станут они женами одного из сынов колен сынов Исраэля, и убавится их удел от удела наших отцов и прибавится к уделу того колена, за кем они будут, а от нашего удела по жребию убавится. И когда будет юбилейный год у сынов Исраэля, то прибавится их удел к уделу колена, за кем они будут, и от удела колена наших отцов убавится их удел. И повелел Моше сынам Исраэля по слову Господа так: Верно говорит колено сынов Йосефа. Вот слово, какое заповедал Господь дочерям Целофхада, говоря: Тому, кто хорош в их глазах, будут они женами; но только семейству колена отцов их быть им женами. Чтобы не отходил удел у сынов Исразля от одного колена к другому; ибо каждый из сынов Исраэля удела колена отцов своих держаться будет. И всякая дочь, наследующая удел из колен сынов Исразля, одному из семейства колена отца своего будет она женой, чтобы наследовали сыны Исраэля каждый удел своих отцов. И чтобы не отходил удел от одного колена к другому, ибо каждый из колен сынов Исраэля держаться должен своего удела. Как повелел Господь Моше, так сделали дочери Целофхада. И стали Махла, Тирца, и Хогла, и Милка, и Ноа, дочери Целофхада, женами сынов дядей своих по отцу. Мужам из семейств сынов Менаше, сына Йосефа, стали они женами, и был их удел при колене семейства их отца.

Беседа Ребе

Мы уже не раз говорили о безотлагательной необходимости одновременного заселения всех освобожденных территорий в Эрец Исраэль, в первую очередь тех, на которые претендуют народы. Ясно, что только это лишит врагов Израиля надежды победить нас. Даже те их правителей Израиля, которые боятся протестов и давления со стороны народов мира - видели в прошлом и видят сейчас, что острота протестов и претензий к нам совершенно не зависит от того, что мы делаем, заселяем ли еще одну высотку или все территории одновременно. И к моему большому огорчению, правительство даже не думает о таком плане: как и в прошлом, после каждой победы (так было после Йом Кипура, и после Шестидневной войны, и после войны на Синае) останавливаются и отступают, не доводя дело до конца. Это проявление слабости и нерешительности само вызывает новый нажим со стороны народов мира. Результаты этого мы не раз видели на практике, - это всегда приводило к усилению террора и новым войнам. Поведение политиков даже не зависит от того, являются ли они "голубями" или "ястребами", и определяется исключительно решением: обманывать самих себя и всех, на кого они имеют влияние, ложными надеждами или попробовать, по крайней мере, один раз, новую тактику, тем более, что за ней стоит здравый смысл и опыт прошлого.

Если вышесказанное - это также и Ваше мнение (и безусловно, Вам, как живущему в Святой Земле, лучше известно положение вещей на месте), Вы, разумеется, сделаете все, чтобы подействовать на возможно широкие круги, кто знает, может быть к вашему голосу прислушаются.

И, хотя лучше всего было бы с самого начала, одновременно с созданием первого поселения, аннексировать и заселить все территории, все же лучше это сделать с опозданием, нежели не сделать вовсе. Нынешнее же наше поведение можно определить как словами "два шага назад, шаг вперед", я сознательно изменил порядок слов, - к сожалению, даже подход "шаг вперед, два шага назад" оказывается слишком смелым для наших политиков.

И да будет воля Всевышнего на то, чтобы в конце концов исполнится пророчество "и наполнится земля знанием Всевышнего как вода покрывает море", и как немедленное следствие этого будет исчезнет страх перед тем "что скажут народы мира", понравится ли им наше поведение (а это, по словам Торы, доходит до "страха от шороха падающего листа", - а вдруг он шуршит от голоса нееврея?!). Всевышний дарует силу своему народу, чтобы шли мы в полный рост, без страха.

Из письма от 22 хешвана 5735 (1974 г.)

Новая еврейская школа

«Сегодня в России нет цензуры. Я завидую школьникам, учебники истории рассказывают им правду, которую я и мои сверстники узнавали вне школы из самиздата»,- пишет наш читатель их Кирьят-Ата М. Купервассер. Есть в его словах доля истины, но еврейская тема в российских источниках, перестав быть табу, осталась в большинстве случает «фигурой умолчания». Предлагаем вашему вниманию статью из журнала "Новая еврейская школа" Ее автор - Валерий Столов (Петербург).

Какую информацию об историческом прошлом, культурном и духовном наследии еврейского народа содержат российские учебные программы по истории? Как известно, истории в отечественной школе традиционно уделяется большое внимание: этот предмет ученикам читают с пятого по одиннадцатый класс (иногда в третьем классе добавляется еще пропедевтический курс "Введение в историю"). В целом школьный курс предусматривает изучение истории России с древнейших времен до наших дней, а также ознакомление с основными этапами и событиями всеобщей истории.

Для человека, более-менее знакомого с историей евреев, очевидно, что в определенные моменты развития человеческой цивилизации (и российской в том числе) влияние еврейских факторов (социального и духовного) было весьма велико. Любые попытки не замечать этого влияния, предпринимаемые по незнанию или умышленно, ведут к искажению исторической правды. Посмотрим под этим углом зрения на учебники истории, по которым ведется преподавание. Обзор существующих учебников начнем в хронологическом порядке - с Древнего мира.

Первый из учебников по истории Древнего мира предназначен для пятиклассников. Истории древнего Израиля посвящены здесь два параграфа. Первый называется "Библейские сказания" и охватывает временной период от сотворения мира до заключения Завета. Среди прочего дети узнают, что "мифы и предания древних евреев входят в первую, наиболее древнюю часть Библии - Ветхий Завет", а страна, в которой среди прочих древних племен жили и евреи, называлась Палестиной. Таким образом, у читателей создается убеждение, что Ветхий Завет - это термин, употребляемый изначально, т. е. принятый самими евреями, поскольку слова "Тора" или "Танах" в тексте не фигурируют. Аналогичная ситуация с названием страны. Наиболее древние названия (Ханаан, Иудея) в учебнике отсутствуют, а слово "Израиль" относится только к народу Израиля. Следующий параграф называется "Царство Давида и Соломона". В нем рассказывается о создании Израильского царства, об основании Иерусалима, о строительстве Храма. Авторы учебника отмечают, что "все, кто верил в Б-га **** (используется четырехбуквенное Имя) и его завет, - договор с еврейским народом, - считали этот храм своей главной святыней". В конце параграфа сообщается, что царство Соломона было непрочным и распалось вскоре после его смерти. На этом изучение собственно древнееврейской истории заканчивается. Однако для нас представляет интерес освещение учебниками еще одной чрезвычайно важной (в контексте ее последствий для евреев) темы, а именно: возникновения христианства. В упомянутом учебнике этой теме посвящен параграф "Первые христиане и их учение", входящий в раздел "Древний Рим". В параграфе сообщается, что основателем "новой религии" был "странствующий проповедник Иисус из Палестины". Отметив, что в рассказах его учеников переплелись правда и вымысел, авторы кратко излагают некоторые евангелические сюжеты. Для стиля изложения характерен такой, например, пассаж: "У Иисуса были и враги. Жрецы храма **** в Иерусалиме возмущались тем, что какой-то нищий плотник объявил себя Сыном Б-жиим. А для римлян Иисус был просто смутьяном, в чьих речах они видели подрыв власти императора в Палестине". Перед нами - классический пример передергивания причины непризнания евреями Иисуса. Разумеется, дело было вовсе не в его социальном происхождении, а совершенно в другом - в принципиальной неприемлемости для иудаизма самой идеи "богочеловека". Отдельное место в параграфе занимает рассказ о Кумранской общине, или, как она названа в учебнике, "сынах света из Кумрана". Поражает научная некорректность авторов. Информируя о секте кумранитов, причем достаточно вольно трактуя их идеологию, они ничего не сообщают о находившейся гораздо ближе к христианству секте "умывающихся на заре". Более того, учебник позволяет пятиклассникам утвердиться в мысли, что основное отличие христианства от еврейской религии состоит в том, что христианство призывает к любви, а религия кумранитов - к ненависти; сам же термин "иудаизм" нигде не фигурирует, хотя его стыдливое игнорирование в данном контексте удивительно.

В целом можно сделать вывод, что иудейские корни христианства в учебнике показаны крайне невнятно, хотя и отмечается, что "Иисус и его ученики были евреями, но постепенно среди христиан появлялось все больше и больше людей других национальностей". Такую же, весьма своеобразную связь иудаизма и христианства, видит и автор методического пособия для учителей: "...христианство восприняло Ветхий Завет, включая заповеди Б-га ****. Однако, как может объяснить учитель, в Новом Завете сравнительно с Ветхим Заветом было и нечто новое. Христиане провозгласили ценность каждой человеческой личности вне зависимости от национальности, общественного положения и пола; каждому открылся путь к спасению, к вечной жизни в царстве небесном". Не говоря уже о том, что христианский догмат "искупления благодатью" лишает надежды на спасение приверженцев других религий, тогда как еврейский принцип "воздаяния по делам" открывает врата спасения перед праведниками всех религий, - не говоря об этом, подобная практика "христианоцентризма" приводит к тому, что от школьников попросту скрывают факт заимствования христианством священных книг у евреев. В подтверждение тому - еще одна цитата из методического пособия: "...(учителем) рассказывается о том, что Библия - самая древняя книга, она состоит из Ветхого и Нового Завета, она создавалась на трех континентах (Азия, Африка и Европа) и на трех языках". Как говорится, комментарии излишни.

В учебнике по истории Средних веков упоминание о евреях содержится всего один раз. Речь идет о параграфе "Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове", в который включен пункт "Жизнь евреев в Испании". Из него школьники узнают, что в мусульманской Испании возник один центров еврейской культуры средневековья. Но "... с 12 в., после вторжения фанатичных берберов, евреев начали принуждать переходить в ислам. Многие евреи, не желая отказываться от веры своих предков, бежали на север к христианам. С конца 14 в. начались преследования и травля евреев. Их поставили перед выбором: крещение или смерть". Далее повествуется о марра-нах, о тайном соблюдении ими своих обрядов, об учреждении против них инквизиции и высылке из Испании. Во всех российских учебниках это практически единственный случай, когда школьникам сообщается о такой острой проблеме, как насильное обращение евреев в христианство. Что же касается других сюжетов средневековой истории, то при их изложении авторы учебника окружают евреев непроницаемой фигурой умолчания. Например, излагая историю возникновения ислама, они ничего не говорят о его связи с иудаизмом. В материале о первом крестовом походе шестиклассники читают: "После взятия Иерусалима рыцари учинили страшную резню мусульманского населения". О евреях ни слова. Также ничего не говорится о юридическом статусе евреев в средневековой Европе, о гонениях во время чумы, о создании гетто и т. д. Создается впечатление, что евреев попросту не было в средневековой Европе.

Из учебников, посвященных истории Нового времени, только один останавливается на судьбе евреев особо. Первый раз - в параграфе, посвященном абсолютистской монархии во Франции накануне Великой революции. В пункте "Пренебрежение к правам человека" курсивом выделена часть текста, обрисовывающего статус евреев. Отмечается, что "с них брали пошлины дорожные, а также за покровительство и терпимость. В Эльзасе для вступления в брак им требовалось личное разрешение короля, в случае нарушения этого правила следовало изгнание из провинции". Перечислены также запрет на приобретение недвижимости, занятия земледелием, найм христианских слуг и др. Оговаривается, что часть поборов была отменена в 1784 г. под влиянием идей эпохи Просвещения. В обширном обобщающем параграфе "Мир человека XIX века" также присутствует пункт "Положение евреев в Европе и Америке". В нем авторы констатируют значительное улучшение положения евреев в указанный период, почти повсеместное предоставление им гражданских прав. Далее следует краткий обзор основных этапов эмансипации евреев в крупных странах Европы и в США.

Окончание следует.

ДВЕСТИ ЛЕТ ВРОЗЬ

Вышел из печати первый том исследования Солженицына «Двести лет вместе». Я шел по Новому Арбату, а продавцы выкладывали стопки книг на прилавки. «Купите, вам это необходимо», - крикнул мне вслед продавец. Я остановился и полюбопытствовал: «А почему она именно мне необходима?» «Как же, вы ведь еврей», - последовал ответ. «Да, - сказал я. Но наш срок в России кончился, двести лет истекли, стоит ли вспоминать?»

Сказал - и ужаснулся: это ведь как в Египте. Всего десять лет разницы. Десять лет недодержали нас здесь в рабстве, зато кирпичей мы им больше налепили и крови они нашей больше пролили.

Так я купил эту книгу. Разочарование было тяжелым. Я был готов к хлесткому, как Александр Исаевич умеет, ядовитому, но прочно документированному антисемитскому анализу истории российского еврейства. А книга оказалась пресной, мелкой, тривиальной и даже не антисемитской - просто никакой, как говорит нынешняя российская молодежь.

Есть, разумеется, перлы, как им не быть. Например, «погром был обоюдным». Видимо от слова «юде», то есть обоим юде досталось. Или «Евреи в России от начала имели ту личную свободу, которой предстояло еще 80 лет не иметь российским крестьянам». Умри, лучше не скажешь!

Но за эти искорки тупости я к классику не в претензии: они-то книгу и спасают от ничтожности и скукотищи. Грустно другое: вооруженный допуском к любым материалам, окруженный ратью помощников-архивариусов, классик не удосужился поискать источники более оригинальные, нежели энциклопедии и книги с полок читального зала. Ни один источник на еврейском языке (идише или иврите) не цитируется. Вся летописная еврейская литература (пинкасы, публицистика, нравоучительные сочинения) осталась за полями книги. Ну ладно, не читает Солженицын по-еврейски и ни одного переводчика не нашел (Прокофьев, видимо, был на даче). Но русские источники тоже ограничены тривиальным кругом литературы, зацитированной до дыр нашими же, еврейскими, историками от Греца до Этингера.

Поэтому так смешно было мне читать рецензию в газете «Завтра» (29/398): «...цитаты из сотен источников составляют не менее двух третей книги... одна точнее другой, источники - из самых весомых».

Но не только текст страдает бледной немочью: само название не может не вызвать смех. Какие там двести лет?! А раньше в России евреи не жили? А в древнем Киеве Жидовских ворот (и, кстати, погромов) не было? А Крым? А территории, которые Солженицын, разумеется, включает в пределы Империи (Кавказ, скажем), где евреи жили и два тысячелетия назад?

Особенно забавляет слово «вместе», вынесенное в заглавие. Это русские-то с евреями жили «вместе»?! Да двести лет назад из тысячи евреев даже двух русскоговорящих вряд ли удалось бы найти. И сто лет назад два народа жили рядом и ничего друг о друге не знали. Правильно было бы назвать книгу о русско-еврейских отношениях «Тысячелетие рядом, семьдесят лет вместе». Именно семьдесят лет советской власти характеризовались ассимиляцией и обрусением евреев.

Вот об этом «вместе» и стоило бы поговорить. Второй том будет именно об этих годах. Интересно, поймет ли классик, что именно годы «вместе» нанесли непоправимый урон всем народам России. Не только евреи потеряли лицо и прошлое, язык и самоуважение.

Двести ли лет, больше ли - срок истек, народ проснулся и тронулся в путь; почти все уже поняли, что история евреев в России окончена. Сейчас надо осмыслить то, что ушло безвозвратно. Русским предстоит сделать свои выводы, нам -свои. Пословица «В гостях хорошо, а дома лучше» лжива: ничего хорошего на чужбине нет. Еще важнее помнить, что для Израиля жизнь «вместе» с народами мира чревата гибелью, если «вместе» понимать по Солженицыну.

И так же, как в дни Исхода из Египта, «легче вывести человека из рабства, чем рабство из человека». Евреев из России вывели уже почти целиком. Скоро ли российское рабство выведется из наших душ?

ДВАРИМ

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы - недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад га-рав Кук», Ф. Гурфинкель, «Шамир»).

И было в сороковом году, в одиннадцатом месяце, в первый день его, так. Говорил Моше сынам Израиля:

-Б-г повелел нам: «Идите и владейте землей, о которой клялся Я вашим отцам, Аврагаму, Ицхаку и Яакову, обещая дать ее им и потомству их». И сказал я вам в ту пору: «Б-г умножил вас, и вот вы сегодня многочисленны, как звезды небесные. Да умножит вас Б-г тысячекратно и да благословит вас. Как мне нести одному ваше бремя и ваш раздор?! Возьмите себе людей мудрых, проницательных и известных коленам вашим, и я поставлю их во главе вас». И взял я глав ваших колен, людей мудрых и известных, и поставил над вами: тысячниками и сотниками, и пятидесятниками, и десятниками, и смотрителей назначил я по коленам вашим. И повелел я вашим судьям в ту пору так: «Выслушивайте братьев ваших и творите суд праведно. Не лицеприятствуйте в суде как в малом, так и в большом деле, не страшитесь никого. А вопрос, который окажется слишком трудным для вас, представьте мне, и я решу его». Вышли мы в путь от Хорева, и прошли всю ту пустыню великую и страшную, которую вы видели, по пути к горе Эмори, как повелел нам Б-г наш, и дошли до Кадеш-Барнеа. И сказал я: «Смотри: дал Б-г тебе страну. Взойди в нее, овладей ею, не страшись и не бойся!» И все вы сказали: «Пошлем людей пред собой, и они разведают нам землю и принесут нам ответ - как о пути, по которому нам восходить, так и о городах, к каким нам идти». И согласился я, и взял из вас двенадцать человек, по одному от колена. Вышли они в путь, и взошли на гору, и дошли до долины Эшколь, и высмотрели ее. Набрали они плодов земли, доставили нам и принесли ответ, сказав: «Хороша земля, которую Б-г дает нам». Но вы не пожелали взойти и прекословили Б-гу вашему. Говорили вы в шатрах ваших: «По ненависти вывел Он нас из Египта, чтобы отдать нас в руки эморийцев, истребить нас. Куда мы идем?!» И сказал я вам: «Не сокрушайтесь и не страшитесь их! Б-г ваш идет перед вами, Он будет битву вести за вас. Ведь видел ты, что нес тебя Б-г твой, как несет человек сына своего, на всем пути, какой вы прошли до прихода на это место. А вы не верите Б-гу вашему, который идет перед вами, чтобы подобрать место для вашей стоянки, ночью - в огне, указывать вам дорогу, а днем - в облаке». И услышал Господь ваши речи, и прогневался, и дал такую клятву: «Никому из этих людей, этому поколению злому, не увидеть землю добрую, которую поклялся Я дать отцам вашим, - кроме Калева, сына Йефуне, - он увидит ее, и ему дам Я землю, на которую он ступил, и его сыновьям, за то, что он исполнил долг следования за Г-сподом. И на меня прогневался Г-сподь из-за вас, сказав: «И ты не придешь туда. Йе-гошуа, сын Нуна, стоящий перед тобой, придет туда; его укрепи, ибо он введет Израиль в страну, чтобы владеть ею. Но ваши малые дети, о которых сказали вы, что они добычей станут, и ваши сыны, которые не познали ныне ни добра, ни зла, -они придут туда, и им дам Я ее, и они ее унаследуют. Вы же отправляйтесь в пустыню по пути к Тростниковому морю». И отвечали вы: «Согрешили мы пред Г-сподом. Мы взойдем и сразимся, как повелел нам Г-сподь, Б-г наш». И препоясались вы оружием ратным, и решились взойти на гору. И сказал мне Г-сподь: «Скажи им: "Не взойдете и не сразитесь, ибо Я не буду среди вас; не делайте этого, чтобы вам не потерпеть поражение от врагов"». Но вы не послушались и И сказал мне Г-сподь: «Не враждуй с Моавом и не вступай с ним в схватку, ибо Я не дам тебе ни клочка его земли во владение, - ведь сынам Лота дал Я ее в наследие». И послал я гонцов к царю Хешбона, сказать ему: «Дай мне пройти по твоей земле! Дорогой пойду, не сойду ни вправо, ни влево. Пищу за серебро и воду за серебро давать будешь мне, - пока не перейду через Иордан в страну, которую Б-г дает нам». Но не позволил царь Хешбона пройти по его земле, и мы разбили его, и весь его народ, и Ога, царя Башана, и весь его народ, не оставив им ничего. И овладели мы всеми его городами в ту пору; не было города, какого не взяли бы мы у них; захватили мы шестьдесят городов, всю область Аргов, царство Ога в Башане. Все эти города укреплены, с высокими стенами, воротами и засовами, кроме городов открытых, весьма многочисленных. И обрекли мы их, как поступили с Сихоном, царем Хешбона, обрекая всякий город: мужчин, жен и детей. А весь скот и добычу из городов мы забрали себе. И взяли мы в ту пору землю из рук двух царей Эмори, что по эту сторону Йардена. от потока Арнон до горы Хермон, -. Цидоним называют Хермон Сирйоном, а эмори называют его Сениром, — . Все города равнины и весь Гилад, и весь Башан до Салхи и Эдреи, города царства Ога в Башане. Ибо только Ог, царь Башана, остался из останка рефаим. Вот ложе его, ложе железное это, в Рабате сынов Амона оно: девять локтей его длина и четыре локтя его ширина, по локтю мужа. И этой землей мы овладели в ту пору; от Ароэра, который у потока Арнон, и половину горы Гилад с ее городами дал я (коленам) Реувена и Гада. А остаток Гилада и весь Башан, царство Ога, дал я половине колена Менаше.

Из бесед Любавичского Ребе

Глава начинается повелением, данным воинам колена Реувена и Гада, «идти в бой впереди народа Израиля». Раши поясняет: «Они были силачами, мужественными воинами, а потому были поставлены во главе войска, как сказано: «сокрушат руку и голову».

Сыны Реувена и Гада имели два боевых порядка: они шли впереди войска отдельной боевой единицей (авангард) и в самом войске Израиля заполняли первые ряды атакующих.

В терминах духовного служения мы тоже знаем два пути ведения боя. Первый из них, соответствующий готовности Гада и Реувена идти впереди войска, - самоотверженное служение (месирут нефеш), которое выше рассудка и коренится в самой сердцевине души.

Поведение же остальных колен, то есть готовность идти в бой, не принимая на себя никакой экстраординарной ответственности и избегая риска, соответствует служению в соответствии с разумом.

Потому-то и возложена на авангард миссия «сокрушить руку и голову».

Если бы рамки рассудка и логики ограничивали борьбу со злом, мы никогда бы не сумели добиться полной победы над ним. Для этого необходимо порой подняться над здравым смыслом, достичь уровня тотального самозабвения и самоотверженности.

Но и этого недостаточно: резкое усилие месирут нефеш дает ударный результат, но для его закрепления требуется длительное (менее яркое и эффектное) усилие интеллекта. В рамках нашей аллегории (сыны Гада и Реувена) этому усилию соответствует второй боевой порядок авангарда: в шеренгах войска.

Таков путь служения: первыми в бой идут силы сокровенного ядра души. Вслед за их сокрушительным ударом в схватку вступает медленно (ежедневным «серым» усилием) продвигающаяся пехота изучения Торы и исполнения заповедей. Парадоксальным образом и в этом, казалось бы, не героическом усилии, оказывается необходимым самоотречение. И первые шеренги пехоты заполняют бойцы месирут нефеш. Чтобы лень и косность не обескровили повседневное будничное служение еврея.

Более того, можно было бы ожидать, что первый путь служения будет расценен, как более важный, «героический». Но из учения хасидских учителей мы знаем, что порядок восхождения именно таков, как в словах Раши: первая ступень - штурмовое усилие элитного подразделения, вторая - более высокая ступень - повседневное стабильное усилие направленное на самосовершенствование.

Ликутей Сихойс, т. 9. стр. 1-13.

О чем молчат учебники

Предлагаем вашему вниманию окончание статьи В. Столова (Сант-Петербург) из журнала "Новая еврейская школа". Начало см. в предыд. номере.

В завершение обзора учебников по всеобщей истории остановимся на книгах по новейшему ее периоду.

При этом необходимо сделать следующее замечание. В силу очевидных причин преподавание именно этого исторического периода вызывает в настоящее время наибольшее число проблем. Поэтому в соответствии с новой концепцией образования период этот изучается дважды: в 9-м классе ознакомительно и в 11-м - углубленно.

Однако в ряде школ обучение ведется пока в соответствии со старой концепцией и по старым учебникам, охватывающим (в 10-м классе) период между двумя мировыми войнами, а в 11-м - от начала Второй мировой войны до сегодняшнего дня. Как известно, в XX в. в судьбе еврейского народа произошли два ключевых события, неразрывно связанные друг с другом и во многом определившие положение евреев в современном мире: Катастрофа европейского еврейства и образование Государства Израиль.

Обратимся к традиционному (т. е. изданному еще в советское время) учебнику и посмотрим, как отражена в нем тема Катастрофы. Вот изложение сути нацистской идеологии: "Они (нацистские главари) внушали немцам, что путь к решению социально-экономических проблем состоит в уничтожении "внутренних врагов" - коммунистов и других антифашистов, а также евреев - и в войне против Советского Союза". Итак, ключевое звено - антисемитизм - явно теряется в ряду других, явно более значимых (в глазах авторов учебника) приоритетов гитлеровского режима. Это же стремление затушевать значение нацистского антисемитизма явно просматривается и во второй части учебника, предназначенной для изучения в выпускном классе. Вот как рисуется картина оккупированной Европы. Она '...покрылась сетью лагерей смерти. В газовых камерах и печах крематориев уничтожались миллионы людей. С особой жестокостью фашистские изверги истребляли славян и евреев". Здесь мы наблюдаем ту же особенность в освещении Катастрофы, на которую в свое время обратил внимание И. Арад, анализируя советские публикации на эту тему: уничтожение евреев и славян ставится на одну доску. Эта же тенденция прослеживается и в предлагаемом авторами учебника резюме итогов войны. Евреи не выделяются в особую статью при перечислении числа жергв среди народов различных стран, а включаются в число жертв среди самих этих народов, равно как и при сообщении о числе людей, уничтоженных в концлагерях. Подтасованная таким образом статистика оборачивается злостной ложью, с ее помощью искажается историческая правда и оскорбляется память жертв.

В еще большей степени старые советские трафареты дают о себе знать в параграфе о Государстве Израиль. Впрочем, заглавие параграфа, опять же в "лучших" советских традициях, всячески затушевывает саму идею еврейской государственности: "Ближний Восток. Арабо-израильский конфликт". Как явствует из названия, основной упор сделан на освещение истории конфликта, и стиль этого освещения свидетельствует о почти нескрываемой симпатии авторов к арабской стороне. Так, останавливаясь на итогах Войны за независимость (именуемой здесь первой арабо-израильской войной), они видят единственный ее результат в том, что "наряду с занятием Израилем большей части так и не созданного арабского государства... (возник) ...поток сотен тысяч арабских беженцев, покинувших занятые израильской армией территории... (что, по мысли авторов, и привело к) ...неразрешимым до сих пор арабо-израильским противоречиям".

В схожих терминах описываются и все остальные военные столкновения Израиля с соседями. Вот описание Синайской компании: "В ответ на национализацию Египтом Суэцкого канала Англия, Франция и Израиль начали совместную операцию против Египта, закончившуюся полным провалом". В целом верно описывая ход Шестидневной войны, авторы так живописуют обстоятельства ее завершения: "Только твердое вмешательство ООН, правительств CILIA и СССР остановило дальнейшие военные действия". Приводится информация о конференции в Хартуме, о создании ООП. Во время войны Судного дня "по настоянию Совета Безопасности ООП военные действия были прекращены... (После нот) ...США и Израиль сделали ставку на сепаратные соглашения, ...соглашение 1975 г. о разводе войск на Синае подрывало интересы других арабских стран. ... Израиль отказался удовлетворить права арабского народа Палестины, прежде всего, право на создание собственного независимого государства... (В июне 1982 г. Израиль) ...под предлогом обеспечения безопасности своих северных территорий начал вторжение в Ливан... Чтобы предотвратить уничтожение мирного населения и разрушение города, руководство ООП согласилось эвакуировать свои боевые отряды из Бейрута". Вместе с тем, наряду с привычным набором советских пропагандистских штампов в учебнике чувствуются уже и новые веяния. Достаточно самокритично оценивается советская позиция в конфликте: "По причине противостояния великих держав СССР занимал проарабские позиции, отказываясь по существу от сбалансированной политики в отношении Израиля". Завершает параграф небольшая (несколько абзацев) информация о современном экономическом и политическом развитии Израиля. Интересно сравнить названный учебник с другим, составленным на основе книги, выпущенной в рамках программы "Обновление гуманитарного образования в России" (спонсором этой программы является Дж. Сорос). В этом учебном пособии бросается в глаза наиболее радикальный разрыв с традиционной советской манерой изложения исторического материала, его структура больше тяготеет к принятой на Западе. С точки зрения представления еврейской истории, данный учебник наиболее объективен среди всех перечисленных. Начнем его рассмотрение с параграфа "Фашизм и Германии". Специальный его раздел, озаглавленный "Антисемитизм", описывает положение евреев в Третьем рейхе. Отмечается, что "антисемитизм стал официальной политикой фашистского государства". Более достоверную, по сравнению со старыми учебниками, информацию школьники могут получить и о еврейском государстве, об арабо-изра-ильском конфликте. Подчеркивается, что в этом конфликте СССР сделал однозначную ставку на арабские страны, США же "пытались реализовать здесь несколько более сложную дипломатическую задачу, не стремясь к полному разрыву с арабским миром". Описание Израиля проникнуто духом доброжелательства: "Израиль - один из самых необыкновенных феноменов в мировой истории". В этой же тональности выдержаны и замечания о том, что народ воссоздал свое государство и "оживил" древний язык. В завершении рассказа о стране подчеркивается, что "поддержка США и еврейских общин позволили Израилю принимать сотни тысяч репатриантов, большую часть которых в последнее время составляют евреи бывшего СССР".

Обычно первое упоминание об иудаизме в учебниках по российской истории связано с Хазарским каганатом. Хазары - это "полукочевой народ тюркского происхождения, создавший сильное государство в Северном Причерноморье: Хазарский каганат. В Хазарии господствовала древнееврейская религия: иудаизм. В православной Византии это вызывало постоянную вражду. Византийцы пытались стравливать русских и хазар". К сожалению, подобные компетентные разъяснения сложных взаимоотношений между православием и иудаизмом пока большая редкость в российских учебниках. Как правило, лаконично констатируется факт: "Хазары на несколько столетий стали опасными соседями славян". Весьма своеобразно дано определение язычества: "Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называется язычеством"!

Следующий важный сюжет российской истории, связанный с историей еврейского народа, - движение Богдана Хмельницкого на Украине. "Гром побед Хмельницкого отозвался но всей Украине и Беларуси. Запылали поместья шляхты". О запылавших вместе с ними жилищах евреев, подвергшихся тотальному истреблению, ни один учебник не пишет.

Учебник по истории России в новое время также не содержит практически никакой информации о евреях и о разделах Польши, когда сотни тысяч польских евреев стали подданными российской короны. Учебник информирует, что "наряду с православной верой значительная группа народов придерживалась ислама, в ходу были также буддизм и языческие верования".


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .