Одни только воспоминания не создают ничего. Только когда воспоминания стоят против веры, которая не исходит из человека, тогда может родиться новый год. Выражение этому - когда человек заменяет вопрос "что хорошо для меня" на вопрос "в чем я хорош"
Меня совершенно потрясает, как Штейнзальц избегает напрямую говорить о Боге. Когда ты говоришь слишком высоко - глаз не видит
* Одна только память, одни только воспоминания не создают ничего нового. Только когда воспоминания стоят против какой-то другой меры, которая не исходит из человека, из его проблем, но исходит из божественного царства, так он говорит, тогда может родиться новый год. Отображение этому – когда человек заменяет вопрос «Что хорошо для меня» на вопрос «В чем я хорош». Это круто.
Это есть внутренний смысл того, что Рош аШана называется днем суда. Т.е. вопрос должен быть, я уже ждал, что вопрос будет: «Что Всевышний от меня хочет?» Нет, проще: «В чем я хорош?» Другими словами: какие способности Всевышний мне дал?
Меня вообще удивляет, потрясает, насколько Штейнзальц избегает говорить о Боге. Мне это очень близко. Потому что слишком высоко. Если это слишком высоко, то ты это не чувствуешь. Есть такая галаха , сука. Еще немножечко, и мы будем строить суккот, шалаши. Написано: «Сука, которая выше 20-ти локтей, не кошер». Почему? Не видно, глазу не видать. Т.е. когда ты говоришь о каких-то слишком высоких вещах, глаз не видит. Не кошер, невозможно на это благословить. Когда мне говорят: «Бог», я говорю: «Я не понимаю, что это такое, честно».
До сих пор, даже после 40 лет своей тшувы, я не знаю, что такое «Бог». А вот когда мне говорят: «Ма тов ли» надо заменить на «ма анив тов», «В чем я хорош», т.е. каковы мои способности, - это все равно Бог. На самом деле тот же самый Бог. Какие способности Всевышний мне дал? Более того, поскольку я воспринимаю Всевышнего только через какие-то свои внутренние каналы, т.е. это какое-то отражение, которое внутри меня, в чем оно отражается? В тех способностях, которые Всевышний мне дал. И мне кажется, очень важно, как мы говорили, эта религиозная честность – не говорить о ступенях, которых мы не видели. Не говорить слишком высокие слова.
Рав как-то комментировал, такой стих есть: «Не говорите слишком высоко». Кто это сказал? Это сказала Хана, мать Шмуэля. Когда у нее родился сын, она произнесла песню и там написано: «Не говорите высоких слов, высокопарно. Это ложь». Высокие слова – это ложь, это большая проблема религии. Как раз то, что Йоэл Шпиц только что нам говорил, что этот рав не пытался говорить на каком-то высоком языке, и поэтому мы его понимали. И поэтому то же самое: не говори о Боге. Вся прошлая брошюра про элул была об этом же – где ты?
Что ты можешь понимать, ты понимаешь в Боге? Пойми, что с тобой, найди эту искру Бога в тебе. Те способности, те силы, те возможности, которые он тебе дает. Это вера в Бога для нашего поколения, я больше чем убежден в этом. За исключением, может быть, каких-то совсем больших цадиким. Что я могу сделать? Он говорит: и это есть внутреннее восприятие Рош аШана как дня суда.
Кстати, у рав Кука тоже была такая фраза: это главный суд человека – что я, для чего я здесь? Получается, что рав Кук согласен с рав Штейнзальцем. Он говорит: суд Рош аШана – он не за грехи, а за суть человека, суть его души, где она находится в конце года.
Наша страница в фейсбуке: https://www.facebook.com/itzik.roytman/ Заходите на наш сайт: https://chassidus.ru/ Помочь проекту: https://www.paypal.com/donate/?hosted_button_id=4EMZZX6JFHEX4