Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Одни только воспоминания не создают ничего

Одни только воспоминания не создают ничего. Только когда воспоминания стоят против веры, которая не исходит из человека, тогда может родиться новый год. Выражение этому — когда человек заменяет вопрос "что хорошо для меня" на вопрос "в чем я хорош"

Меня совершенно потрясает, как Штейнзальц избегает напрямую говорить о Боге. Когда ты говоришь слишком высоко — глаз не видит

* Одна только память, одни только воспоминания не создают ничего нового. Только когда воспоминания стоят против какой-то другой меры, которая не исходит из человека, из его проблем, но исходит из божественного царства, так он говорит, тогда может родиться новый год. Отображение этому – когда человек заменяет вопрос «Что хорошо для меня» на вопрос «В чем я хорош». Это круто.

Это есть внутренний смысл того, что Рош аШана называется днем суда. Т.е. вопрос должен быть, я уже ждал, что вопрос будет: «Что Всевышний от меня хочет?» Нет, проще: «В чем я хорош?» Другими словами: какие способности Всевышний мне дал?

Меня вообще удивляет, потрясает, насколько Штейнзальц избегает говорить о Боге. Мне это очень близко. Потому что слишком высоко. Если это слишком высоко, то ты это не чувствуешь. Есть такая галаха , сука. Еще немножечко, и мы будем строить суккот, шалаши. Написано: «Сука, которая выше 20-ти локтей, не кошер». Почему? Не видно, глазу не видать. Т.е. когда ты говоришь о каких-то слишком высоких вещах, глаз не видит. Не кошер, невозможно на это благословить. Когда мне говорят: «Бог», я говорю: «Я не понимаю, что это такое, честно».

До сих пор, даже после 40 лет своей тшувы, я не знаю, что такое «Бог». А вот когда мне говорят: «Ма тов ли» надо заменить на «ма анив тов», «В чем я хорош», т.е. каковы мои способности, — это все равно Бог. На самом деле тот же самый Бог. Какие способности Всевышний мне дал? Более того, поскольку я воспринимаю Всевышнего только через какие-то свои внутренние каналы, т.е. это какое-то отражение, которое внутри меня, в чем оно отражается? В тех способностях, которые Всевышний мне дал. И мне кажется, очень важно, как мы говорили, эта религиозная честность – не говорить о ступенях, которых мы не видели. Не говорить слишком высокие слова.

Рав как-то комментировал, такой стих есть: «Не говорите слишком высоко». Кто это сказал? Это сказала Хана, мать Шмуэля. Когда у нее родился сын, она произнесла песню и там написано: «Не говорите высоких слов, высокопарно. Это ложь». Высокие слова – это ложь, это большая проблема религии. Как раз то, что Йоэл Шпиц только что нам говорил, что этот рав не пытался говорить на каком-то высоком языке, и поэтому мы его понимали. И поэтому то же самое: не говори о Боге. Вся прошлая брошюра про элул была об этом же – где ты?

Что ты можешь понимать, ты понимаешь в Боге? Пойми, что с тобой, найди эту искру Бога в тебе. Те способности, те силы, те возможности, которые он тебе дает. Это вера в Бога для нашего поколения, я больше чем убежден в этом. За исключением, может быть, каких-то совсем больших цадиким. Что я могу сделать? Он говорит: и это есть внутреннее восприятие Рош аШана как дня суда.

Кстати, у рав Кука тоже была такая фраза: это главный суд человека – что я, для чего я здесь? Получается, что рав Кук согласен с рав Штейнзальцем. Он говорит: суд Рош аШана – он не за грехи, а за суть человека, суть его души, где она находится в конце года.

Наша страница в фейсбуке: https://www.facebook.com/itzik.roytman/ Заходите на наш сайт: https://chassidus.ru/ Помочь проекту: https://www.paypal.com/donate/?hosted_button_id=4EMZZX6JFHEX4