Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Меньше слов больше глубина

Меньше слов больше глубина. Рассказывает рав Карлебах. Я слышал от одного любавичского хасиды, во времена Среднего Ребе были молодые хасиды, которые говорили: разве можно сравнить нынешнего Ребе с его отцом? Алтер Ребе — его учение было максимум 10 минут. Он говорил очень коротко. Наш Ребе может говорить 10 часов! Ответил ему один из старых хасидов: У Алтер Ребе постижение Бога было так глубоко, что ему трудно было говорить даже 10 минут! * Меньше слов – больше глубина. Рассказывает рав Карлебах:

  • Я как-то слышал от одного Любавичского хасида, что во времена Ребе Дов-Бер, это второй Любавичский Ребе, были хасиды молодые, которые говорили: «Ну разве можно сравнивать нашего Ребе с его отцом? Алтер Ребе был великий человек, но его учения были несколько минут. Если это было долгое учение, то это было 10 минут». Т.е. Алтер Ребе говорил очень коротко, особенно до Петербурга, такой был этап – до Петербурга, до того, как его посадили. Потом он стал говорить чуть-чуть более подробно. Но они говорили: «Максимум он говорил 10 минут. Но наш Ребе, Митл Ребе, средний Ребе, он говорит 10 часов иногда. Понятно, что он больше». Ответил ему один из старых хасидим: «Вы не понимаете. У Алтер Ребе его постижение Бога было настолько глубоко, что ему было трудно говорить даже 10 минут. Но средний Ребе – это уже не так, как его отец, и поэтому он может говорить 10 часов». Вот два противоположных взгляда.
  • Друзья, если человек говорит долго – это значит, что это не так уже глубоко. Я тоже так всегда считаю, что можно сказать одним словом. Если человек говорит слишком долго, то это не выражает глубину. Возьмите, например, Раши, святого Раши. Раши два слова – это достаточно, а Тосфот – там больше уже слов. Смотрите, что происходит сегодня: Рош ешива говорят 10 страниц на одного Раши. Хотите сказать, что этот рош ешива (комментарии) могут часами комментировать одного Раши? Вы хотите сказать, что они больше, чем Раши? Т.е. чем это глубже, тем это короче. И так Ребе из Радзин говорит о Рош аШана: «Когда мы трубим в шофар, мы чувствуем себя настолько близкими к Богу, что невозможно произнести ни одного слова. Только трубить. Это глубина души еврейского народа». Штика, молчание, то, с чего мы начали. Глубже и глубже, и глубже. В Йом-Кипур мы уже говорим. Понятно, что в Рош аШана невозможно говорить о прощении грехов, потому что мы не говорим о внешних вещах вообще. «Я только стою перед Всевышним. Я говорю: «Знай, что я связан с тобой самой глубиной моей души из самой глубины моего сердца. Это все глубина моего сердца». Такие святые, замечательные и чистые слова. Рош аШана – не думай о том, где ты был не прав, это никого не интересует.