Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Йоэл Шпиц вспоминает

Йоэл Шпиц вспоминает. Рав Штейнзальц имел совершенно не раввинский вид, и голос у него был абсолютно не "раввинским" Нам было по 15 лет, и вокруг шла интифада (волна террора). И раввины как бы не очень нас интересовали. Но вот рав Штейнзальц с его необычным видом, с его прыгающей походкой — чем то привлек наше внимание

* Один раз я спросил рава Адина, рава Штаейнзальца, что он помнит самое первое в своем детстве. Он говорит: «Я помню, мне было полтора года. Я вылетел из коляски, когда мама гуляла со мной по улице. Это было в районе Бейт-Исраэль, там, где мы жили. Это были годы арабских погромов. И арабские террористы заложили бомбу на нашей улице. Я вылетел из коляски, и моя мама побежала и схватила меня. И это мое первое детское воспоминание». Я спросил: «Ну? И что бы сегодня психолог об этом сказал?» Рав не очень любил психологические анализы. (Это интересная фраза. Т.е. оказывается, не только рав Гинзбург катит бочку на психологов.) Посмотрел на меня так сердито, полусердито-полушутя, и говорит: «Я не знаю. Я думаю, что я тогда проснулся». Вот такой ворт. Т.е. иногда, когда тебя выбивают из колеи, ты просыпаешься. Когда мы учились в Макор Хаим, то рав приходил к нам в каждую из параллелей примерно раз в 2 месяца. Обычно, т.е. теоретически должно было продолжаться полчаса и заканчиваться перед обедом. Практически это продолжалось как минимум час, иногда полтора часа, и это захватывало обед. Я помню, как я на него смотрел. Он вообще не выглядел раввином, на нем не было вообще никакой позы, одевался очень просто, ходил припрыгивающей походкой и всегда сразу начинал говорить к делу. Никогда не начинал говорить, как связать те или иные события к недельной главе. И тоже у него был не раввинский голос. Чувствовалось, что он не родился для того, чтобы говорить. Он родился, чтобы думать. Иногда казалось, что он говорит, потому что что-то ему ужасно мешает, болит. Что-то было в тоне его разговора очень концентрированное. Как правило, он начинал разговор с различного рода вопросов, которые так или иначе связывались с какой-то ситуацией. (По-видимому, это связано с какими-то вопросами по Талмуду.) Как выглядит цветок, который называется так-то и так-то? Кто знает, какая семейная связь была между рав и рабби Хийя? Были ли они родственники, и если да, то какие? Кто знает, какой праздник в Танахе называется Рош аШана? Кто знает, кто такая была Андромеда? Я был средний подросток с вязаной кипой на голове, т.е. обычный подросток с вязаной кипой на голове. Как большинству моих друзей, мне не очень было интересно разговаривать с раввинами. Вокруг была «Интифада». Это 2000, 2001, 2002 годы, т.е. были постоянные теракты. И все высокопарные речи были как бы не для нас. И, может быть, поэтому, он говорит, этот странный человек, который не пытался понравиться нам, который не выглядел как раввин, который задавал вопросы какие-то странные и немножечко над нашей головой – и поэтому он привлек наше внимание.