Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Параллельный текст на русском и иврите. Игерес а-койдеш гл. 9

Игерес а-койдеш гл. 9

 С Б-жьей помощью

ПОСЛАНИЕ ДЕВЯТОЕ

Любимые мои братья и друзья, в которых  –   вся душа моя! Я обращаюсь к вам [с этим посланием], чтобы напомнить [о цели жизни человека с физическом мире] и пробудить погруженных в [его] суету, словно в глубокий сон. Я хочу, чтобы прозрели слепцы и увидели [истину], чтобы их помыслы, желания, стремления были связаны с жизнью духа, чтобы [эти люди] приобщились к Источнику "живой воды"[1]  –   ко Всевышнему, дарующему жизнь всему живому,  –   на протяжении всей их жизни, во всех видах их деятельности  –   как в тех, что связаны с удовлетворением потребностей тела, так и тех, что связаны с удовлетворением потребностей души[2],  –   чтобы, занимаясь в этом мире своими делами и зарабатывая на жизнь, они не преследовали сугубо меркантильные цели. Да не будут евреи подобны сынам других народов[3], которые обеспечивают пропитание и достойное существование своим женам и детям, руководствуясь лишь природным инстинктом любви [к близким]. Ибо написано: "И подобен ли кто народу Твоему, Израилю,  –   [Твоему] единственному народу на земле!"[4]. Смысл этих слов в следующем: даже в своих повседневных делах евреи призваны раскрывать абсолютное единство Всевышнего[5] в этом мире. [Если же евреи не выполняют эту свою задачу, то] они тем самым лжесвидетельствуют,  –   да убережет нас от этого Г-сподь!  –   произнося утром и вечером с закрытыми глазами в тексте "Шма…": "…[Все мироздание  –  ] Г-сподь один" [первая буква в слове эхад  – "один"  –  указывает на то, что Всевышний  –  Владыка миров[6]"; вторая, чье числовое значение  –  восемь, на то, что власть Его распространяется на семь] высших миров и нижний, физический мир[7]; [третья буква, числовое значение которой  –  четыре, на то, что эта власть распространяется] на все четыре стороны света. [Лжесвидетельство это выражается в том, что] люди, ослепленные блеском материальных благ, [закрывают глаза], произнося "Г-сподь один", но после этого им достаточно одного лишь взгляда на окружающее, чтобы снова забыть о Всевышнем, упаси нас от этого Б-г[8]. Жизнь наша будет достойной только тогда, когда во всех наших повседневных занятиях мы не станем преследовать корыстные цели,  –  но лишь поддерживать жизнь в душах  –  частицах Самого Всевышнего  –  и удовлетворять их потребности, не ожидая за это воздаяния; тем самым создания уподобляются Творцу, единому Г-споду, ибо "Б-г постоянно творит добро"[9],  –  [Его] бескорыстное милосердие [проявляется] в том, что Он непрерывно поддерживает жизнь миров и всего, что их наполняет. [Но чтобы человек не впал в другую крайность, отказывая в поддержке своим близким ради бескорыстной помощи другим,] Тора велит ему заботиться прежде всего о жене и детях, а уже потом  –  об остальных[10].

А потому, мои любимые, братья мои, раскройте сердца ваши тому, что здесь так сжато изложено (если будет на то воля Б-жья, при личной встрече я расскажу вам об этом более подробно). В наше время, в период, предшествующий приходу Маншаха, основной вид службы Всевышнему состоит в оказании помощи нуждающимся, как сказали наши учители, благословенна их память: "Лишь тогда будет послано избавление народу Израиля, когда евреи будут помогать нуждающимся"[11]. А их слова о том, что изучение Торы так же важно, как совершение добрых дел[12], относятся к тому времени, когда они жили: изучение Торы было тогда основной формой служения Всевышнему; потому-то и появились в ту пору великие мудрецы  –  танаим[13] и амораим[14].

Но в период, предшествующий приходу Машиаха, когда рухнувшая "сука Давида"[15] оказалась на предельно низкой духовной ступени  –  на уровне Асия, [на которой творения ощущают себя отделенными от Всевышнего; если представить себе мироздание в форме человеческого тела, то ступень эта находится] на уровне стоп,  –  единственная возможность слиться со сфирой Малхут и обратить в свет окружающий ее[16]мрак состоит в способе служения Всевышнему, именуемом Асия, а это не что иное как действия человека, направленные на помощь нуждающимся. Знающим людям известно, что понятие "действие", когда речь идет о Всевышнем, означает излияние, извержение жизненной энергии в самые нижние миры, для наиболее примитивных существ. И каждый, кто сможет преодолеть в себе жадность и раскроет ладонь свою и сердце, побеждает зло, которое существует в мире, и обращает тьму в свет Всевышнего, благословен Он, свет, сияющий над нами в мире Асия, пребывающем в ожидании скорого прихода Машиаха. "…[Такой человек] удостоится увидеть воочию возвращение Г-спода в Сион…"[17].

К посланию девятому

[1]   По Ирмеягу, 2:13 и 17:13.

[2]   См. Иешаягу, 10:18. Очевидно, под потребностями души подразумеваются желания человека, его вкусы, интересы, запросы и т. п.

[3]   Представители других народов, а вслед за ними и евреи, сознательно или инстинктивно проводят различия между двумя областями жизни человека  –  духовной и материальной. Дом молитвы, праздничные дни, занятия теософией они связывают со Всевышним, Творцом мира. Однако занимаясь трудом, коммерцией, бытовыми проблемами, они зачастую забывают о Нем. Люди считают, что во всем, что связано с материей, следует действовать только в соответствии с законами человеческого общества, природы, экономики и т. п., хотя в глубине души они верят в то, что Всевышний управляет физическим миром. Иудаизм в целом и учение хасидизма в частности отрицают такое разделение. Один из основополагающих принципов хасидизма гласит, что всеединство Всевышнего охватывает все аспекты материальной жизни; какой бы ни была сфера деятельности человека в мире, он должен поступать в соответствии с этим принципом.

[4]   По Диврей гаямим 1,17:21.

[5]   По другой версии [написания одного из слов в этой фразе  –  "йод"-"пей"-"рейш"-"далет"-"вав"]  –  "не отделять себя от абсолютно Единого, сохрани нас от этого Б-г!". (Прим. редакторов виленского издания.)

[6]   Дварим, 6:4. См. Брахот, 136 и комм, к этой стр. Первая буква в слове эхад  –  "алеф". Слово алеф имеет общий корень со словом алуф  –  "властитель", "князь".

[7]   Согласно Кабале, первая буква в слове намекает на его основное значение, а последующие  –  раскрывают и развивают это значение: Всевышний называется властителем (на что указывает буква "алеф"), потому что Его власть распространяется на все миры.

[8]   См. Мишлей, 23:5.

[9]   Тегилим, 52:3.

[10]   Ктубот, 50а; Бава мециа, 75а. Шулхан арух, разд. Йорэ деа, 251.

[11]   Шабат, 139а; Сангедрин. 98а.

[12]   Пеа.’1:1.

[13]   Мудрецы, составившие-Мишну.

[14]   Мудрецы, составившие Гмару  –  часть Талмуда, комментирующую Мишну.

[15]   Символическое название еврейского народа и его духовного прообраза  –  сфиры Малхут. Сразу после разрушения Храма рухнувшая "сука Давида" еще находилась на более высоком уровне, соответствующем трем сфи-,рот, которые составляют Высший интеллект. Поэтому и тогда служение • человека Всевышнему при посредстве интеллекта  –  изучением Торы  –  приобщала его к сфире Малхут. Закон гласит, что и в наше время изучение Торы так же важно, как и совершение добрых дел. Сам автор пишет об этом в своем своде законов (см. Шулхан арух Алтер Ребе, часть 5, Законы изучения Торы, 4:2,7). В этом послании автор говорит, что в наше время совершение добрых дел важнее изучения Торы. Это не противоречит приведенному выше мнению Закона, так как законоучители сами постановили: если некому, кроме тебя, совершить доброе дело, то в первую очередь ты должен сделать это, а уж потом приступить к занятиям Торой. Среди современников Алтер Ребе было много нуждающихся в помощи, такое положение сохраняется и в наши дни. и поэтому каждый должен заботиться о ближних в меру своих возможностей. Кроме того, важность изучения Торы заключается еще и в том, что за это человек получает большую награду, чем за выполнение других заповедей, и очищается от грехов. Однако в этом послании речь идет не о награде или очищении, а о том, как слиться со сфирой Малхут, ощутить ее сущность. Путь к этому  –  оказание помощи нуждающимся. (Из объяснений последнего Люба-вичского Ребе.)

[16]   В некоторых рукописях здесь написано не "ее", а "его"  –  т. е. мироздание. (Прим, редакторов виленского издания.)

[17]   По Йешаягу, 52:8.

פרק ט

אהוביי אחיי ורעיי אשר כנפשי באתי כמזכיר ומעורר ישנים בתרדמת הבלי הבלים ולפקוח עיני העורים יביטו לראות להיות כל ישעם וחפצם ומגמתם לכל בהם חיי רוחם במקור מים חיים חיי החיים כל ימי חייהם מנפש ועד בשר דהיינו כל מילי דעלמא ועסקי פרנסה לא יהיה כאלו דעבדין לגרמייהו ולא יהיה בית ישראל כעוע»ג דזנין ומפרנסין ומוקרין לנשייהו ובנייהו מאהבה כי מי כעמך ישראל גוי אחד בארץ כתיב דהיינו שגם בעניני ארץ לא יפרידו [נ»א יפרדו] מאחד האמת ח»ו להעיד עדות שקר ח»ו בק»ש ערב ובוקר בעינים סגורות ה’ אחד בד’ רוחות ובשמים ממעל ובארץ מתחת ובפקוח עיני העורים התעיף עיניך בו ואיננו ח»ו אך בזאת יאות לנו להיות [נ»א בהיות] כל עסקינו במילי דעלמא לא לגרמייהו כי אם להחיות נפשות חלקי אלקות ולמלאות מחסוריהם בחסד חנם שבזה אנו מדמין הצורה ליוצרה ה’ אחד אשר חסד אל כל היום חסד של אמת להחיות העולם ומלואו בכל רגע ורגע רק שאשתו ובניו של אדם קודמין לכל על פי התורה. ע»כ אהוביי אחיי שימו נא לבבכם לאלה הדברים הנאמרים בקצרה מאד (ואי»ה פא»פ אדבר בם בארוכה) איך היות כל עיקר עבודת ה’ בעתים הללו בעקבות משיחא היא עבודת הצדקה כמ»ש רז»ל אין ישראל נגאלין אלא בצדקה ולא ארז»ל ת»ת שקול כנגד גמ»ח אלא בימיהם שת»ת היה עיקר העבודה אצלם וע»כ היו חכמים גדולים תנאים ואמוראים. משא»כ בעקבות משיחא שנפלה סוכת דוד עד בחי’ רגלים ועקביים שהיא בחי’ עשיה אין דרך לדבקה בה באמת ולהפכא חשוכא לנהורא דילה [נ»א דיליה] כ»א בבחי’ עשיה ג»כ שהיא מעשה הצדקה כידוע למשכילים שבחי’ עשיה באלקות היא בחי’ השפעת והמשכת החיות למטה מטה למאן דלית ליה מגרמיה כלום וכל הזובח את יצרו בזה ופותח ידו ולבבו אתכפיא ס»א ומהפך חשוכא לאור השי»ת השוכן עלינו בבחי’ עשיה בעקבות משיחא ויזכה לראות עין בעין בשוב ה’ ציון כו’: