Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Параллельный текст на русском и иврите. Игерес а-койдеш гл. 13

Игерес а-койдеш гл. 13

 С Б-жьей помощью

ПОСЛАНИЕ ТРИНАДЦАТОЕ

"Как велико добро, которое Ты скрыл в тайниках Твоих для тех, кто трепещет пред Тобой; и все люди видели, как много хорошего сделал Ты нашедшим у Тебя убежище"[1].

Все, кто служит Всевышнему, подразделяются на две группы, и у каждой из них  –  свой духовный корень в высших мирах. Корень одной  –  в тех свойствах Творца, символ которых  –  правая рука; другой  –  в тех Его свойствах, которые символизирует левая рука. Влияние последних на душу человека выражается в том, что он становится способен ограничивать свои порывы, стремится скрыть эмоции и не афиширует добрые дела, которые творит, служа Всевышнему. Как написано [о подобной скромности]: "…И будь скромным, идя по пути служения Б-гу твоему"[2], "…В укромном месте будет плакать душа моя…"[3], "…[Хорошо поступает] тот, кто изучает Тору в месте, скрытом от глаз посторонних…"[4].

Влияние этого свойства на душу человека проявляется и в том, что он начинает строго отмерять и ограничивать [в рамках предписаний Торы] все свои действия при исполнении воли Творца. Так, например, при оказании помощи нуждающимся следует "взвешивать свои материальные возможности"; а "тому, кто хочет быть щедрым [в добрых делах, все равно] не следует тратить [на это] больше пятой части [своих доходов]"[5]. То же верно в отношении исполнения других заповедей и изучения Торы: [скромный человек] удовлетворяется тем, что пунктуально исполняет обязанности, возложенные на него Торой, и изучает ее лишь в те часы, когда ему предписано это делать.

Но свойства, символ которых  –  правая рука: доброта и стремление как можно полнее выявить свой духовный потенциал,  –  находят свое выражение в человеке тогда, когда он служит Всевышнему, проявляя всю широту своей натуры, ничем не ограничивая себя в этом, как написано: "И пойду я широкой дорогой, чтобы постичь смысл заповедей Твоих""[6]. Влияние этого свойства на душу того, кто преподает Тору, приводит к тому, что, передавая свои знания ученикам, он поступает по совету наших учителей, благословенна их память: "…Изливай желчь на учеников…"[7]. Свойство это влияет и на отношение человека к изучению Торы и исполнению других заповедей: он не довольствуется строгим их соблюдением и не ограничивается тем, что пунктуально следует предписаниям Торы, но полностью проявляет свою добрую волю во всем, что касается помощи нуждающимся, не сдерживает свое стремление изучать Тору и исполнять заповеди; ему несвойственно формальное отношение ко всему этому, и он стремится совершить как можно больше добрых дел.

Каждому еврею следует сочетать в себе оба упомянутых выше качества, что вполне возможно, ибо "нет такого явления, которое не могло бы иметь места"[8]. [Сочетанием обоих свойств в человеческой душе] объясняется и тот факт, что целый ряд законов Торы школа Шамая интерпретировала более мягко, а школа Гилеля  –  более жестко, [хотя обычно было наоборот[9]. Их отход от принятой позиции] учит нас следующему: души учеников Шамая уходят своими корнями в те свойства Всевышнего, символ которых  –  левая рука, и поэтому эти люди, как правило, придерживались более строгого подхода ко всем запретам Торы.

В то же время души учеников Гилеля коренятся в свойствах Творца, которые символизирует правая рука; в этом причина того, что мудрецы этой школы, как правило, старались найти в Законе обоснования, дающие возможность смягчить строгость постановлений школы Шамая и разрешить человеку пользоваться тем, что, по мнению последней, Тора запрещает. Ученики Гилеля стремились снять с этих вещей печать запрета, чтобы человек смог использовать их для высшей цели, ради чего они и созданы, и с их помощью служить Всевышнему[10]. И все же в Торе есть ряд законов, по отношению к которым ученики Шамая занимали более либеральную позицию, нежели ученики Гилеля, ибо та духовная сфера, куда уходили своими корнями души первых, [наряду с их доминирующим свойством, символ которого  –  левая рука], включает в себя и элементы того свойства, которое символизирует правая рука. И наоборот: духовная сфера, в которой коренятся души учеников Гилеля, включает в себя элементы свойства, символ которого  –  левая рука. О кодеш гаэлъон [- сфире Хохма] известно, что [эта сфира] не допускает экстремального проявления [свойств управляемых ею сфирот, и благодаря ей] отношение Всевышнего[11] к созданиям не принимает крайних форм,  –  упаси нас Б-г даже подумать обратное!  –  и так как все Его свойства взаимопроникающи, то даже самые полярные из них проявляются абсолютно гармонично,  –  о чем известно тем, кто постиг тайны мудрости. Как сказал Всевышний Аврагаму, который обладал Б-жест-венным свойством доброты и любви [к творениям Всевышнего, но поступился своей любовью к родному сыну ради того, чтобы исполнить волю Творца]: "…Теперь Я знаю, что ты трепещешь предо Мной…"[12]  –  [ибо в Авраг аме нашла свое воплощение не только доброта, присущая Творцу, но и Его суровость] и именно это последнее качество возобладало в Аврагаме, когда он "связал Ицхака, сына своего… и взял нож, чтобы зарезать сына своего"[13]. Пророк Йешаягу говорит, что отличительной чертой Аврагама была любовь, с которой он служил Всевышнему, как написано: "…Ав-рагам, служивший Мне с любовью…"[14]. А про Ицхака сказано [в книге Брейшит]: "…Ицхак, которому Моя суровость, [куда уходит корнями его душа], внушила трепет предо Мной…"[15]. [Почему же Тора называет лишь Ицхака носителем Б-жественной суровости, хотя это качество было присуще и Аврагаму?] Разница в характерах Аврагама и Ицхака заключается лишь в том, что суровость проявлялась в Ицхаке открыто, а доброта была скрыта под ее покровом; у праотца же нашего Аврагама, мир праху его[16], доброта была явной, а суровость  –  скрытой. Теперь проясняется подтекст сказанного царем Давидом, мир праху его: "Как велико добро, которое Ты скрыл в тайниках Твоих для тех, кто трепещет пред Тобой…". Здесь говорится о доброте и милосердии, скрытых в глубине тех душ, чьи корни  –  в свойствах Творца, символом которых является левая рука. Людей, у которых такие души, царь Давид называет "те, кто трепещет пред Тобой", ибо Создатель наделил их тем же Своим свойством, что и учеников Шамая: суровостью. Потенциал доброты, скрытой в недрах души, не менее велик, чем сила явной доброты и любви Всевышнего, которыми Он наделил тех, чьи души коренятся в Его свойствах, определяемых понятием "правая рука". В душах людей, принадлежащих к обеим категориям,  –  одна и та же доброта, которая появляется в них в результате того, что Всевышний открывает [мирам] бесконечную сущность Своих свойств, которые не имеют ограничений и пределов. Потому-то и сказал [царь Давид]: "Как велико добро…". Велико  –  в абсолютном значении этого слова: безграничны и неизмеримы и та доброта, которая скрыта в душах трепещущих пред Всевышним, и та явная, которой наделил Он нашедших у Него убежище. Эти последние всегда уверены в Его поддержке, поэтому доброта их щедра[17]; они полностью, без остатка отдают жар своих душ окружающим, не сдерживая себя в этом. (Почему же сказано: "Как велико добро, которое Ты скрыл… для тех, кто трепещет пред Тобой…", а не "добро, которое Ты вложил в [сердце и разум] тех, кто трепещет пред Тобой"? Потому что доброта этих людей скрыта, а то, что заложено в самых недрах души, не может реализоваться на тех ее уровнях, где она связана с плотью; поэтому человек не осознает разумом и не ощущает сердцем этот свой духовный потенциал. Потенциал этот присущ трансцендентным сферам души; лишь [в особых обстоятельствах] эта затаенная сила передает свою энергию разуму и сердцу человека: в те периоды его жизни, когда от него требуется пробудить глубинную доброту в самом потаенном уголке своей души, чтобы она заставила разум и сердце подтолкнуть его к совершению конкретного доброго поступка.)

Поэтому [пророк Йешаягу] говорит: "…Велика доброта, которой наделен народ Израиля…"[18]  –  и явная доброта, и скрытая, ибо для такой доброты недостаточно возможностей души человека, заключенной в тело, и его сердца; [и пророк просит Творца: на их доброту] ответь им, Всевышний, Своим великим, не знающим границ милосердием, называемым "великой добротой".

Существуют две формы проявления доброты Всевышнего. Первая  –  когда доброта проявляется в награду за заслуги творений; ей может воспротивиться присущая Ему суровость и уменьшить, ограничить излияние в мир добра и милости  –  упаси нас от этого Б-г!

Но милосердие, которое проявляется спонтанно и называется "великой добротой", [настолько сильно, что] суровость Всевышнего не в состоянии воспрепятствовать распространению [в мирах] Его безграничной доброты или хотя бы ограничить ее, поскольку доброта эта исходит из Его трансцендентного света, окружающего все миры, который является тайной даже для самых высших творений и называется "короной Всевышнего"[19]. И поэтому говорит [царь Давид в продолжении процитированного нами в начале]: "Спрячь их под сенью самых сокровенных Твоих [свойств]… укрой их в тени Своей"[20].

К посланию тринадцатому

[1]   По Тегилим, 31:20. Автор обрывает цитату на слове "Тобой". Однако в переводе мы приводим ее полностью, чтобы были понятны последующие объяснения ее автором. В этом стихе есть некое противоречие: из первой его части, кончающейся словом "Тобой", следует, что награда за исполнение заповедей тем, "кто трепещет пред Тобой", скрыта в "тайниках", а из второй части  –  что "все люди видели" эту награду. Алтер Ребе поясняет: служащие Всевышнему подразделяются на две группы; в первой части стиха идет речь о награде для первой из них, в продолжении его  –  о награде для второй.

[2]   По Миха, 6:8. Согласно мнению одного из комментаторов, автор приводит три цитаты (см. ниже), указывающие на три аспекта служения Творцу: исполнение заповедей  –  намек на это содержится в первой цитате, т. к. заповеди называются "путями служения Б-гу"; молитва  –  указание на это содержится во второй цитате: изучение Торы  –  об этом говорится в третьей.

[3]   По Ирмеягу, 13:17.

[4]   См. Моэд катан, 166; Иерусалимский Талмуд. Брахот. 4:1.

[5]   Тур и Шулхан арух. разд. Йорэ деа, 247; Ктубот, 50а.

[6]   По Тегилим, 119:45.

[7]   Ктубот, 1036. Вести себя по принципу "изливай желчь" свойственно человеку жесткому, строгому  –  явно не тому, у кого широкая и добрая натура. Видимо, по вине переписчика предыдущая фраза  –  со слов "Влияние этого свойства…" и до слова "…учеников"  –  стоит не на месте и имеет отношение к свойствам, которые символизирует левая рука. (Прим. редакторов виленского издания.)

[8]   Авот, 3:4. /-n

[9]   См. Мишна, трактат Эйдуиот, 4, 5, Тания, часть 1, предисловие автора. Имя Шамай имеет общий корень со словом шума  –   "строгая оценка", "взвешивание".

[10]   См. Тания, часть 4, посл. 26.

[11]   Из сфиры Хохма в результате причинно-следственных видоизменений образовались все остальные сфирот, в том числе Хесед и Гвура, посредством которых Всевышний соотносится с созданиями. Поэтому сфира Хохма контролирует и уравновешивает их влияние на мир  –  подобно тому, как мудрость помогает человеку контролировать свои эмоции и не допускать крайностей в отношениях с окружающими.

[12]   По Брейшит, 22:14.

[13]   Там же, 22:9,10.

[14]   По Йешаягу, 41:8.

[15]   По Брейшит, 31:42.

[16]   Говоря об Ицхаке, автор не добавляет эти слова, так как наши мудрецы сказали, что прообраз праотца Ицхака вечно присутствует на Храмовой горе, где он был возложен Аврагамом на жертвенник.

[17]   Представителям второй категории (см. прим. 1) свойственно проявление любви ко Всевышнему в большей степени, чем относящимся к первой,  –  служение этих людей основано, прежде всего, на трепете. Человек, открыто проявляющий свою любовь к людям, обычно оптимистичен по натуре и всегда надеется на поддержку тех, кого любит. То же верно и в отношении человека к Б-гу: любовь порождает надежду.

[18]   См. Йешаягу, 63:7.

[19]   Сфира Кетер  –  источник высшего милосердия.

[20]   По Тегилим, 31:21.

פרק יג

מה רב טובך אשר צפנת ליראיך וגו’. הנה בכלל עובדי ה’ יש ב’ בחי’ ומדרגות חלוקות מצד שורש נשמתם למעלה מבחי’ ימין ושמאל דהיינו שבחי’ שמאל היא מדת הצמצום וההסתר בעבודת ה’ כמ»ש והצנע לכת כו’ במסתרים תבכה כו’ כל העוסק בתורה בסתר כו’. והנה ממדה זו נמשכה ג»כ בחי’ הצמצום והגבול בעבודת ה’ כמו בצדקה להיות נידון בהשג יד והמבזבז אל יבזבז יותר מחומש וכה»ג בת»ת ושארי מצות די לו שיוצא י»ח מחיוב מפורש שחייבתו התורה בפי’ לקבוע עתים כו’. אך בחי’ ימין היא מדת החסד וההתפשטות בעבודת ה’ בהתרחבות בלי צמצום והסתר כלל כמ»ש ואתהלכה ברחבה כו’ וממנה נמשך ג»כ מ»ש רז»ל זרוק מרה בתלמידים כו’ (צ»ע. ונראה שצ»ל קודם אך בחי’ ימין כו’) וגם בלי צמצום וגבול כלל ואין מעצור לרוח נדבתו בין בצדקה ובין בת»ת ושארי מצות ולא די לו לצאת י»ח בלבד אלא עד בלי די כו’:

והנה כל איש ישראל צ»ל כלול מב’ בחי’ אלו ואין לך דבר שאין לו מקום ולכן מצינו כמה דברים מקולי ב»ש ומחומרי ב»ה ללמדנו שאף ב»ש ששרש נשמתם מבחי’ שמאל העליון ולכן היו דנין להחמיר תמיד בכל איסורי התורה. וב»ה שהיו מבחי’ ימין העליון היו מלמדין זכות להקל ולהתיר איסורי ב»ש שיהיו מותרים מאיסורם ויוכלו לעלות למעלה אעפ»כ בכמה דברים היו ב»ש מקילין מפני התכללות שרש נשמתם שהוא כלול גם מימין וכן שורש נשמת ב»ה כלול גם משמאל כידוע דרך ומדות קדש העליון דלית תמן קיצוץ ופירוד ח»ו וכל המדות כלולות זו מזו. ולכן הם מיוחדות זו בזו כידוע לי»ח וכדכתיב באברהם שהוא מדת החסד והאהבה עתה ידעתי כי ירא אלהים אתה ע»י שלבש מדת הגבורה ויעקוד את יצחק בנו ויקח את המאכלת כו’. ומה שאמר הכתוב אברהם אוהבי ופחד יצחק הנה ההפרש וההבדל הזה הוא בבחי’ גילוי והעלם שבמדת יצחק הפחד הוא בבחי’ גילוי והאהבה מסותרת בבחי’ העלם והסתר וההיפך במדת א»א ע»ה וזהו שאמר דהע»ה מה רב טובך וגו’ כלומר שמדת הטוב והחסד אשר היא בבחינת העלם והסתר אצל כל מי ששורש נשמתו מבחי’ שמאל הנק’ בשם יראיך כמדת ב»ש. הנה אף שהוא טוב הגנוז וצפון אעפ»כ הוא רב וגדול מאד כמו מדת הגדולה והחסד ממש שמבחי’ ימין ושתיהן הן מבחי’ גילוי בלי גבול ומדה ושיעור. וז»ש מה רב טובך כלומר בלי גבול ומדה בין הטוב אשר צפנת ליראיך ובין אשר פעלת לחוסים בך שהם בעלי הבטחון שמבחי’ ימין וחסדם וטובם הוא ג»כ בבחי’ גילוי והתפשטות נגד בני אדם ולא בבחינת צמצום והסתר כלל. (ומ»ש ליראיך ולא ביראיך היינו משום שכל מה שהוא בבחינת העלם בכל נשמה הנה בחי’ זו אינה מלובשת תוך הגוף במוחו ולבו אלא הוא בבחינת מקיף מלמעלה ומשם היא מאירה למוחו ולבו לעתים הצריכים להתעוררות בחי’ זו שתתעורר ותאיר למוחו ולבו כדי לבא לידי מעשה בפועל ממש). ואמר ע»כ אשר רב טוב לבית ישראל הצפון והגלוי הוא בבחי’ בלי גבול ומדה לפי ערך נפשותם המלובשת בגוף לכן גם אתה ה’ תתנהג עמהם במדת חסדך הגדול בלי גבול ותכלית הנק’ רב חסד. דאית חסד ואית חסד. אית חסד עולם שיש כנגדו ולעומתו מדה»ד ח»ו למעט ולצמצם חסדו וטובו. אבל חסד עליון הנק’ רב חסד אין כנגדו מדה»ד למעט ולצמצם רוב חסדו מלהתפשט בלי גבול ותכלית כי הוא נמשך מבחי’ סוכ»ע וטמירא דכל טמירין הנק’ כתר עליון וז»ש תסתירם בסתר פניך וגו’ תצפנם בסוכה וגו’: