Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Параллельный текст на русском и иврите. Игерес а-койдеш гл. 14

Игерес а-койдеш гл. 14

 С Б-жьей помощью

ПОСЛАНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ

[Я пишу эти строки, чтобы] пробудить [в вас] любовь к сокровищу, которым мы обладаем,  –  к Святой Земле. Тоска по Стране Израиля издавна заложена в наших сердцах. Пусть эта извечная любовь горит [еще ярче], подобно пылающим углям, в самых глубинах ваших душ и сердец, как будто именно сегодня Всевышний вложил ее в них и пробудил в вас добрую волю [для оказания помощи жителям нашей страны][1]. Когда евреи щедрой рукой, от всего сердца помогают беднякам, они становятся достойными благ Всевышнего. Из года в год следует увеличивать поддержку жителей Страны Израиля, да возрастет в ваших сердцах любовь к этим [людям]  –  только такое отношение к ним будет соответствовать отношению к Святой Земле Того, Кто проявляется по отношению к ней в Своем качестве кодеш гаэльон [- "высшая святость",  –  которое присуще сфире Хохма][2]. Свет этой высшей святости постоянно озаряет нашу святую страну, и яркость его все время возрастает за счет притока все новой и новой энергии, как написано: "…Взор Г-спода, Б-га твоего, постоянно направлен на нее  –  с начала года и до конца года"[3]. Смысл слов Торы "до конца года" непонятен на первый взгляд[4]. Ведь по окончании очередного года наступает следующий год, и здесь, казалось бы, больше подходит слово "вечно".

Он станет ясен, если мы обратимся к написанному [в книге Мишлей]: "Свет мудрости Е-спода  –  основа существования мира…"[5]. Основным фактором в образовании сфиры Малхут, аналогом которой в физическом • мире является земной шар[6], является сфира Хохма[7]. Сфира Малхут питает жизненной энергией все мироздание, [и пророки называют ее "Страна Жизни"]. Основой существования [Страны Израиля], "земли желанной"[8], напрямую связанной со сфирой Малхут и называемой так же, как и она, "земля, на которой оживут [мертвые]"[9], являются эманация и свет сфиры Хохма  –  ибо в ней сконцентрирована энергия, несущая жизнь всем творениям. Как написано: "…[Сфира] Хохма оживит тех, кто [станет] обладателем ее [жизненной энергии]"[10]. Сияние и эманация сфиры Хохма ежегодно открывают мирам ее аспекты и наделяют создания новой жизненной энергией, ибо Всевышний, благословен Он, и Его Хохма составляют абсолютное единство, при котором Хохма  –  это и есть Его сияние, а Творец, благословен Он,  –  носитель бесконечного света  –  Эйн Соф. Качественные характеристики и количественные параметры света и жизненной энергии, потенциал которых  –  в сфире Хохма, могут изменяться бесконечно  –  по мере раскрытия в этом свете и в этой энергии величия и могущества Творца; и нет границы, нет предела Его абсолютному совершенству, [воплощенному в свете Его]. Каждый год [из бесконечного света Всевышнего изливается дополнительная энергия, обновляющая источник жизненной силы миров]  –  сфиру Хохма, [из которой, в свою очередь], нисходит поток нового, не известного до тех пор мирам света, предназначенного духовной субстанции, являющейся в высших мирах аналогом земного шара. Ежегодно в канун Рош-Гашана[11], когда Луна скрыта от жителей Земли[12], тот свет, что год назад был дарован им, возвращается в свой источник; а во время праздника Рош-f ашана [евреи] трубят в шофар[13]и читают особые молитвы, в результате чего в мир привлекается новый горний свет из более глубоких аспектов сфиры Хохма. Он озаряет [сфиру Малхут  –  ] высший аналог земного шара  –  и "обитателей его"  –  заложенные в этой субстанции созидательные силы, обеспечивающие существование высших и низших миров. Силы же эти сфира Малхут получает от Эйн Соф  –  бесконечного света Всевышнего, благословен Он; а облачением этому свету может служить [лишь] сфира Хохма [вследствие ее способности воспринять его сущность], как написано: "Источник жизни [миров  –  сфира Хохма  –  ] неотделим от сути Твоей; [благодаря этой сфире] Твой свет становится доступным для нас"[14]. (И как известно тем, кто постиг тайны мудрости, в каждый праздник Рош-f ашана происходит несира [- букв, "удаление": существование сфирот, управляющих мирами, и самих этих миров поначалу как бы теряет смысл для Творца], но с течением дня вновь обретает его  –  и на более глубоком уровне,  –  после чего сфира Малхут получает новый "мозг": [энергию, позволяющую ей управлять всеми процессами, происходящими в мирах].) Процесс обновления жизненной энергии происходит ежедневно и в микромире  –  человеческой душе. Во время утренней молитвы  –  "Шахарит"  –  человек тоже как бы получает новый "мозг": новую духовную энергию, проявляющуюся, главным образом, в его интеллекте. В макромире этот процесс происходил и будет происходить на протяжении всех шести тысяч лет существования мира физического.

Теперь становится понятным смысл приведенных выше слов Торы: "…Взор Г-спода, Б-га твоего, постоянно направлен на нее…". "Взор" Всевышнего  –  антропоморфизм, обозначающий здесь эманацию и сияние света сфиры Хохма; поэтому мудрецы называются "глазами общины"[15], и по той же причине [сказано в Талмуде, что] воздух Эрец-Исраэль способствует интеллектуальным прозрениям[16]. Несмотря на то, что эманация и сияние сфиры Хохма проявляются перманентно, .их качественные характеристики и количественные параметры постоянно изменяются со времен создания Вселенной: каждый год в миры изливается новый горний свет, а тот свет% который стал достоянием мира в предыдущий Рош-f ашана, возвращается в свой источник в канун очередного праздника. Поэтому и написано: "Взор Г-спода, Б-ra твоего, постоянно направлен на нее  –  с начала года и до конца года"; [именно "с начала года и до конца года", а не "вечно"]. В слове мерейшит ["с начала года"] отсутствует буква "алеф"; в неполном написании его содержится намек на отсутствие света, который в ночь праздника Рош-f ашана возвращается в свой источник. А наутро, после того, как протрубят в шофар, в миры опускается новый свет, исходящий из более глубоких аспектов сфиры Хохма, которые до тех пор никогда еще не раскрывались. Свет этот изначально вбирают в себя "страны жизни": верхняя [- сфира Малхут  –  ] и нижняя [- Эрец-Исраэль]; он присутствует в них в скрытой форме, но в течение года передается всем мирам в виде жизненной энергии. Однако выявление в них этого света зависит от поступков людей, их заслуг, а также от того, насколько искренне они возвращаются ко Всевышнему в "Десять дней раскаяния"[17]. Разумный да поймет сказанное.

К посланию четырнадцатому

[1]   За новое дело люди берутся обычно с большим воодушевлением, чем за дело привычное, рутинное. В книгу Тания это послание вошло с купюрами. В книге писем автора, изданной в 1985 году изд-вом "Кегот" в Нью-Йорке, приводится еще один отрывок из него. В нем Алтер Ребе приводит комментарий наших учителей к словам "…и будут эти слова, которые Я заповедал тебе сегодня…" (Дварим, 6:6),  –  гласящий, что слова Торы должны ежедневно восприниматься человеком с таким воодушевлением, будто только сегодня он услышал их из уст Всевышнего на Синае, Алтер Ребе поясняет, что эти слова справедливы и в отношении заповеди оказывать помощь жителям Эрец-Исраэль.

[2]   См. прим. 11 к посл. 13 в четвертой части этой книги. Хохма определяется как кодеш гаэльон, ибо слово кодеш означает "трансцендентный". Причем существует различие между словом кодеш ("святость") и кадош ("святой"); последнее в грамматической форме прилагательного указывает на те аспекты Б-жественного, которые трансцендентны лишь относительно каких-либо миров, а не всего мироздания. Кодеш в форме существительного  –  главного члена предложения или, по выражению книги Зогар, "самостоятельного" слова  –  указывает на тот аспект Всевышнего, который трансцендентен всему мирозданию. Всеведение Творца, Его абсолютное знание, которое и есть высший аспект сфиры Хохма, было присуще Ему и до сотворения миров. Его знание охватывало все мироздание и все процессы в нем и до его появления. Даже если бы не были Им сотворены миры, Хохма была бы все равно присуща Ему, в отличие от других Его свойств, таких, как рахум ("милосердный") или ханун ("милост-ливый")  –  их существование связано с мирозданием, ибо без творения эти Его свойства не могут найти выражения. Слова рахум и ханун по своей грамматической форме являются особыми страдательными причастиями, т. к. эти свойства вызваны существованием творений. Автор пишет об этом в своей книге Ликутей Тора, гл. Бемидбар, стр. 93а.

[3]   ПоДварим, 11:12.

[4]   В связи с этой цитатой возникают два вопроса: тот, который приводится в послании, и другой  –  ведь сказано, что "Взор Г-спода, Б-ra твоего, постоянно направлен на нее…", почему же нужно еще добавлять "с начала года… и до конца года"? Ответ на второй вопрос автор не дает прямым текстом; очевидно, он полагает, что это станет ясным из ответа на первый.

[5]   По Мишлей, 3:19.

[6]   См. прим. 19 к посл. 8 в четвертой части этой книги.

[7]   См. посл. 5 в этой части книги. Сфира Хохма  –  замысел Творца, а сфира Малхут реализует этот замысел. Согласно учению Хабада, критерием глубины и величия замысла является возможность его реализации. И в нашем мире ценность научной теории или открытия состоит именно в этом.

[8]   По Малахи, 3:12.

[9]   По словам наших мудрецов, мертвые вернутся к жизни в будущем лишь в Эрец-Исраэль, а кости похороненных за ее пределами вынуждены будут переместиться по подземным переходам в пределы Святой земли (см. Мидраш Раба к Брейшит, 96:5, Ктубот, Ilia и комм. Раши там же).

[10]   По Когелет, 7:12. См. Тания, часть 1, гл. 18.

[11]   Новый год, букв. "Главный [день] года".

[12]   См. Рош-Гашана, 8а. Согласно Кабале и учению Хабада, Луна в определенном аспекте  –  физический аналог сфиры Малхут. Сокрытие Луны указывает на то, что внутренние аспекты сфиры Малхут не проявляются в мирах и Б-жественный свет  –  содержание этой сфиры  –  удаляется в свой высший источник, возвращается к Творцу. Иными словами, Всевышний как бы пересматривает Свое решение о сотворении мироздания. Он оценивает, насколько поступки людей соответствуют Его замыслу и цели, которую Он поставил, создав универсум.

[13]   Бараний рог. Трубить в шофар  –  главная заповедь, которую предписано

исполнять в Рош-Гашана (см. Ваикра, 23:23,24). В Кабале и учении Хаба-да подробно объясняется духовное и мистическое значение этой заповеди.

[14]   По Тегилим, 36:10.

[15]   См. Бемидбар, 15.24. Интеллектуальное созерцание  –  одна из высших форм проявления аналога сферы Хохма в душе человека.

[16]   См. Бава батра, 1586

[17]   Эти десять дней начинаются с Рош-Гашана и кончаются в Йом-Кипур  –  день, когда Всевышний прощает грехи и очищает от них людей. Чтобы удостоиться прощения, необходимо покаяние. Число 10 указывает, согласно Кабале, на некую целостность, завершенность, поэтому на это и отводится десять дней

פרק יד

לעורר את האהבה הישנה וחבת אה»ק להיות בוערת כרשפי אש מקרב איש ולב עמוק כאלו היום ממש נתן ה’ רוחו עלינו רוח נדיבה בהתנדב עם למלאות ידם לה’ ביד מלאה ורחבה בריבוי אחר ריבוי מדי שנה בשנה הולך ועולה למעלה ראש כמדת קדש העליון המאיר לאה»ק המתחדש ומתרבה תמיד כדכתיב תמיד עיני ה’ אלהיך בה מרשית השנה ועד אחרית שנה דהאי ועד אחרית כו’ אינו מובן לכאורה שהרי באחרית שנה זו מתחלת שנה שניה וא»כ הל»ל לעולם ועד:

אך הענין יובן ע»פ מ»ש ה’ בחכמה יסד ארץ שיסוד הארץ העליונה היא בחי’ ממלא כ»ע והתחתונה היא ארץ חפץ המכוונת כנגדה ממש ונק’ על שמה ארץ החיים הנה הוא נמשך מהמשכת והארת חכמה עילאה מקור החיים העליונים כדכתיב החכמה תחיה בעליה וכו’ והארה והמשכה זו היא מתחדשת באור חדש ממש בכל שנה ושנה כי הוא יתברך וחכמתו אחד בתכלית היחוד ונק’ בשם אוא»ס ב»ה שאין סוף ואין קץ למעלת וגדולת האור והחיות הנמשך ממנו יתברך ומחכמתו בעילוי אחר עילוי עד אין קץ ותכלית לרום המעלות למעלה מעלה ובכל שנה ושנה יורד ומאיר מחכמה עילאה אור חדש ומחודש שלא היה מאיר עדיין מעולם לארץ העליונה כי אור כל שנה ושנה מסתלק לשרשו בכל ער»ה כשהחדש מתכסה בו ואח»כ ע»י תקיעת שופר והתפלות נמשך אור חדש עליון מבחי’ עליונה יותר שבמדרגת חכמה עילאה להאיר לארץ עליונה ולדרים עליה הם כל העולמות העליונים והתחתונים המקבלים חיותם ממנה דהיינו מן האור א»ס ב»ה וחכמתו המלובש בה כדכתיב כי עמך מקור חיים באורך נראה אור דהיינו אור המאיר מחכמה עילאה מקור החיים (וכנודע לי»ח שבכל ר»ה היא הנסירה ומקבלת מוחין חדשים עליונים יותר כו’) ובפרטי פרטיות כן הוא בכל יום ויום נמשכין מוחין עליונים יותר בכל תפלת השחר ואינן מוחין הראשונים שנסתלקו אחר התפלה רק גבוהין יותר ודרך כלל בכללות העולם בשית אלפי שנין כן הוא בכל ר»ה ור»ה. וז»ש תמיד עיני ה’ אלהיך בה שהעינים הם כינוים להמשכת והארת אור החכמה שלכן נקראו חכמים עיני העדה ואוירא דא»י מחכים והארה והמשכה זו אף שהיא תמידית אעפ»כ אינה בבחי’ ומדרגה אחת לבדה מימי עולם אלא שבכל שנה ושנה הוא אור חדש עליון כי האור שנתחדש והאיר בר»ה זה הוא מסתלק בער»ה הבאה לשרשו. וז»ש מרשית השנה ועד אחרית שנה לבדה ולכן כתיב מרשית חסר א’ רומז על הסתלקות האור שמסתלק בליל ר»ה עד אחר התקיעות שיורד אור חדש עליון יותר שלא היה מאיר עדיין מימי עולם אור עליון כזה והוא מתלבש ומסתתר בארץ החיים שלמעלה ושלמטה להחיות את כל העולמות כל משך שנה זו אך גילויו מההסתר הזה תלוי במעשה התחתונים וזכותם ותשובתם בעשי»ת וד»ל: