Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Параллельный текст на русском и иврите. Игерес а-койдеш гл. 10

Игерес а-койдеш гл. 10

 С Б-жьей помощью

ПОСЛАНИЕ ДЕСЯТОЕ

Прежде всего я приветствую вас. Как вы живете, все ли у вас благополучно? Теперь [перейду к теме своего] послания. [Мне бы хотелось,] чтобы уже первые слова его дошли до вашего слуха  –  слова, исполненные жизненно важного смысла, слова поучения[1], которые произнес пророк от имени Всевышнего  –  Источника жизни: "Милости Г-спода неиссякаемы…"[2].

[Но если пророк говорит здесь лишь о милостях Творца, то] ему следовало бы употребить слово таму, которое в молитве "Восемнадцать благословений" означает "неиссякаемы", [а не тамну, несущее в себе и другой смысл  –  "несовершенны", так что фразу эту можно понять и так: еврейский народ несовершенен, и поэтому ему остается лишь уповать на милосердие Всевышнего. Почему же пророк употребил слово тамну!][3]. Это становится ясным на основании сказанного в святой книге "Зогар": Существуют две разновидности проявления милосердия Всевышнего: одна  –  когда милосердие ограничено рамками мироздания… другая  –  когда оно безгранично; такое милосердие называется "высшим милосердием"…[4].

Тора называется "могуществом", [ибо для того, чтобы даровать людям Тору, Всевышний, как известно, проявил Свое могущество, не дав в полной мере раскрыться Своему безграничному свету]; это проявление именуется Гвура  –  сдерживающая сила[5]. Как сказали наши мудрецы, благословенна их память: "Шестьсот тринадцать заповедей услышал Моше на Синае из уст Всевышнего, проявившего [тем самым Свое] могущество"[6]. И как написано: "Десницей Своей даровал Он нам Закон, явив при этом Свое могущество в виде бушующего пламени"[7]. [Но ведь десница Всевышнего символизирует Его милосердие, а пламя  –  символ суровости; нет ли здесь противоречия?] Это объясняется так. Источник Торы, ее основа  –  само милосердие Творца, называемое "десницей" Его и проявляющееся в нисхождении Его Б-жественной сути, благословен Он, и сияния Его бесконечного света до уровня сотворенных миров  –  и высших, и низших. Инициатор же этого процесса  –  человек, "притягивающий" к себе этот свет в результате исполнения двухсот сорока восьми предписывающих заповедей, из которых, [как из частей мозаики], складывается облик Царя, подобный человеческому телу[8]. Эти 248 частей являются сосудами и облачением для отсвета бесконечного света Всевышнего, благословен Он,  –  Эин Соф [подобно тому, как тело человека и все его органы служат сосудом и облачением для души и всех ее проявлений,  –  что позволяет этому свету проникать в миры]. (При исполнении каждой из них этот свет вызывает в человеке ощущение трепета пред Всевышним и любви к Нему.) Такое свойство Всевышнего как сдержанность способствовало направлению света в определенные русла; это свойство называют также "пламя", [ибо подобно пламени, разрушающему структуру предмета], редукция света и жизненной энергии, изливающихся из благословенного Источника Эйн Соф, [приводит к изменению их структуры  –  с тем], чтобы они смогли проявиться в мирах при исполнении [человеком] заповедей, подавляющее большинство которых связаны с материальными объектами  –  такими как цицит, тфи-лин, животные для жертвоприношений, монеты, которые дают нуждающимся. Даже при исполнении тех заповедей, которые связаны с духовной сферой человека,  –  например, испытывать трепет пред Всевышним и любить Его,  –  эти эмоции ограничены определенными рамками его возможностей, которые не беспредельны. Ибо если человек ощутит в своем сердце беспредельную любовь ко Всевышнему, то душа его не сможет удержаться в теле; и, как сказали наши учители, благословенна их память: "…Во время дарования Торы, когда раскрылись Б-жественная суть Всевышнего, благословен Он, и Его бесконечный свет  –  Эйн Соф  –  посредством Его слов, услышанных людьми,  –  души евреев вырвались из тел…"[9].

Всевышний дал нам заповеди, ограничив и редуцировав при этом свет, [изливающийся в миры при исполнении их]. Поэтому для большинства предметов, на которые они распространяются, установлен [минимальный и максимальный] размер  –  так, например, длина нитей цицит должна быть изначально [не менее] двадцати четырех сантиметров[10]; длина каждой стороны строго квадратного футляра тфилин  –  четыре сантиметра[11]; лулав должен быть не менее тридцати двух сантиметров длиной[12]; ширина каждой стенки суки должна быть не менее пятидесяти шести сантиметров[13]; длина шофара  –  не менее восьми сантиметров[14]; объем миквы  –  не менее семисот двадцати шести литров[15]. А" для животных, предназначенных в жертву, установлены возрастные границы: овцы должны быть не старше года, бараны  –  двух лет, то же  –  в отношении быков…[16].

Точно так же и денежный эквивалент того, что человек должен отдать на помощь нуждающимся и другие добрые дела, [имеет предел]. И хотя добрые дела  –  один из столпов, на которых стоит мир, как написано: "…Мир построен на доброте…"[17],  –  все же и тут есть границы: "…Прекрасно, если на это выделяют двадцать процентов своих доходов, но достаточно и десяти…"[18]! [Такие] добрые дела [человека, которые он совершает] в рамках законов Торы, [вызывают] ту разновидность милосердия Всевышнего, которая ограничена рамками мироздания, как временными, так и пространственными, про которую написано: "Милосердие Б-га [проявляется] с восхода до заката". Когда человек помогает нуждающимся и делает людям добро, он пробуждает тем самым милосердие Всевышнего к высшим и низшим мирам. А так как мироздание ограничено [во времени и пространстве]  –  "чтобы подняться [от духовной сферы, связанной с] Землей, к следующей [духовной] сфере, следует пройти пятьсот этапов… и то же количество этапов необходимо пройти от каждой из семи сфер до соседней"[19], "а физическому миру суждено существовать шесть тысяч лет"[20]  –  Тора установила определенные рамки для исполнения всех заповедей, в частности, помощи нуждающимся[21].

Однако рамки эти установлены лишь для тех, кто скрупулезно соблюдает все законы Торы, не отступая от них ни на йоту. Но тот, кто отошел от Торы,  –  да убережет нас от этого Всевышний!  –  и вступил на дурной путь, не исполнил в полной мере того, что требует Освятивший нас Своими заповедями[22]; поэтому уменьшилась его доля в [общих усилиях по] привлечению в мир Б-жественности и света, неисчерпаемый Источник которого  –  Эйн Соф, [Всевышний], благословен Он. Она была бы гораздо весомее, если бы такой человек соблюдал все законы Торы и исполнял все ее заповеди. Он может исправить свое упущение лишь в том случае, если привлечет в мир излучение более сильное, чем то, которое мироздание в состоянии воспринять и вместить в себя. Такое излучение называется "высшим милосердием" и "величайшим добром", ибо оно распространяется и проявляется в бесконечности, не знает пределов и ничто в мироздании не соизмеримо с ним. Оно не ограничено рамками миров, оно всеобъемлюще и пронизывает их все  –  от самых высших до самых низших, [хотя непостижимо для всех них в равной степени]. Когда человек своими поступками и активностью в нижнем мире привлекает в него это сильное излучение, оно проявляется и, распространяясь, наполняет собой миры. В результате этого исправляются все упущения и промашки, совершенные человеком в служении Освятившему нас Своими заповедями[23]. Это излучение обновляет изначальный свет, [присутствующий] в мирах [и] поддерживающий [в них] жизнь, придает ему яркость, а мирам  –  красоту, причем свойства их многократно усиливаются и свет этот начинает восприниматься мирами как принципиально иной, новый, [отличный от прежнего]. Поэтому [наши учители] сказали: "Той [духовной] ступени, на которой стоят вернувшиеся ко Всевышнему, [даже абсолютные праведники не могут достичь]"[24].

Стремление вернуться ко Всевышнему рождается в глубине сердца, именно там возникает раскаяние у человека, [отдалившегося от Творца]; Всевышний отвечает ему на это особо сильным излучением Своего света. Но для того, чтобы свет достиг миров  –  как высших, так и низших,  –  от человека требуются определенные действия в материальной сфере: оказание помощи нуждающимся и другие добрые дела  –  без каких бы то ни было ограничений и рамок. И совершая множество добрых дел (если слово хесед  –  "доброта"  –  разделить на две части: хас  –  "сострадание"  –  и "да-лет" [буква, название которой близко по звучанию к даль  –  "бедняк",  –  ] его можно перевести как "сострадание к бедняку"), помогая бедным и нуждающимся, тем, у кого нет никакой собственности, и проявляя при этом беспредельную щедрость, человек уподобляется Святому [Творцу], благословен Он, Который изливает [в миры] Свой свет и дарит добро [творениям] благодаря Своему качеству, [о котором говорилось выше и которое называется] "высшим милосердием" или "великим милосердием". Излияние света Его в верхние и нижние миры не знает пределов и границ, ибо все они  –  "бедняки" Его, благословен Он, у них нет никакой "собственности" и все они  –  ничто пред Ним. Ког-, да же так поступает человек, он возмещает тем самым весь ущерб, который причинил своими грехами верхним и нижним мирам[25].

Об этом написано: "Добрые дела [человека] и [его] строгость [в самооценке] желаннее Г-споду, чем жертвоприношение"[26]. Ибо принесение жертв регламентировано законами Торы[27], в то время как помощь, которую человек в искупление своих грехов оказывает нуждающимся, может быть неограниченно щедрой. А то, что сказано в [Талмуде]: "Тому, кто хочет быть щедрым [в добрых делах], не следует тратить [на это] больше пятой части [своих доходов]",  –  относится к тому, кто не грешил или уже искупил свою вину обузданием своих плотских страстей и постами,  –  как принято поступать, чтобы возместить ущерб, нанесенный им духовным мирам. Но тот, кто еще не излечил свою душу, [может тратить на добрые дела и больше пятой части своих доходов], ибо не подлежит сомнению, что исцеление души не менее важно, чем исцеление тела, на что никто не жалеет средств. И написано: "Все, что есть у человека, отдаст он за [спасение] жизни своей"[28].

Это качество  –  неограниченная щедрость  –  неразрывно связано с именем Святого [Творца], благословен Он, и поэтому носит [еще одно] название: "милости Г-спода", как написано: "Милости Г-спода  –  во всех мирах…"[29] И хотя способность к состраданию и готовность прийти на помощь характерны для каждого еврея, человеческое милосердие не беспредельно; в то же время одно из имен Святого [Творца], благословен Он,  –  Эйн Соф, и все Его свойства находят свое проявление в бесконечности, как написано: "…Милосердие Его неисчерпаемо"[30]. Теперь становится понятным, почему после разрушения Храма и изгнания [евреев из Эрец-Исраэль][31] пророк, сказав: "Милости Г-спода неиссякаемы…", [употребил слово таму, а не тамну]. Этим он подчеркнул, что мы нецельны, несовершенны, что каждый из нас’не без греха и нанес тем самым ущерб и собственной душе, и высшим мирам; а потому мы должны, подобно Всевышнему, быть милосердными всегда и везде, и тогда Творец одарит нас Своей милостью и высшей добротой, которая называется еще "великой добротой" и "милосердием, не знающим границ и пределов", как написано: "…Милосердие Его неисчерпаемо". Сказали об этом наши учители, благословенна их память: "Лишь тогда будет послано избавление народу Израиля, когда [евреи] будут помогать нуждающимся…". Это означает, что они станут так поступать даже тогда, когда Закон их к этому не обязывает, ибо "сын Давида не придет, пока…"[32].

К посланию десятому

[1]   См. Мишлей, 15:31.

[2]   Эйха, 3:32. Согласно Талмуду (Бава батра, 15а), книгу Эйха составил пророк Ирмеягу.

[3]   По объяснению последнего Любавичского Ребе, автор подчеркивает в начале послания и в конце, что это  –  слова пророка, ибо только пророк, сообщающий нечто от имени Всевышнего, может быть абсолютно убежденным в своих словах. Никто кроме него не вправе сказать целому народу или группе людей, что они духовно ущербны.

[4]   Милосердие, ограниченное рамками мироздания, воплощается в сфире Хесед, входящей в систему сфирот Малого Лика. Лик этот называется "Малым", поскольку Творец ограничил его, чтобы тот мог управлять мирозданием. "Высшее милосердие" (букв, "безграничная доброта")  –  так называется один из 13-ти аспектов милосердия Всевышнего (см. Шмот, 34:6,7). Когда такое милосердие проявляется в мире, оно в состоянии восполнить ущербность мироздания, причины которой  –  грехи людей или недостаточность совершаемых ими добрых дел.

[5]   Автор говорит, что Тора называется "могуществом", снимая тем самым , вопрос, который может возникнуть при изучении дальнейшего текста этого послания. На первый взгляд, ему достаточно было сказать, что даровав Тору, Всевышний проявил Свое свойство Гвура  –  сдерживающую силу. Поэтому и материальные объекты, служащие для исполнения заповедей, данных в Торе, имеют строгие размеры. Например, длина нитей’ цицит  –  24 см. Если их сделать более длинными, ничего в сущности не изменится. Нельзя сказать, что если человек возьмет более длинные нити, он увеличит приток света Всевышнего в мир, вызываемый исполнением заповедей. То же относится и к заповеди о помощи нуждающимся: если человек обязан по Торе оказать материальную помощь в определенном размере, то дополнительная щедрость не увеличит приток света Всевышнего в миры. Поэтому непонятно, почему автор призывает не ограничивать помощь нуждающимся рамками закона. Говоря о том, что Тора называется "могуществом", автор и отвечает на такой вопрос (см. Тания, часть 1, гл. 36). Могущество Всевышнего проявляется в Торе в двух аспектах: первый и главный  –  в том, что благодаря Торе души людей, ограниченные по своей природе, могут воспринять бесконечный свет Творца; второй аспект  –  сдерживающая сила, поэтому автор говорит, что могущество лишь именуется Гвура, но не в этом его суть. При исполнении заповеди о помощи нуждающимся проявляется главный аспект могущества, при исполнении других  –  второй. (Из объяснений последнего Любавичского Ребе к этому посланию.)

[6]   Макот, 236. Букв, "из уст Гвуры".

[7]   Дварим, 33:2.

[8]   См. Тания, часть 1, гл. 23. В этом содержится намек на то, что одна из основных целей исполнения заповедей и жизни по Торе вообще  –  совершенствование человека.

[9]   См. Шмот, 20:15. Там сказано "содрогнулись", но наши мудрецы толкуют это слово так, как в этом послании. См. Шабат, 886; мидраш Шмот раба, 29:3.

[10]   Шулхан арух, разд. Орах хаим, 11, 4. Все размеры мы приводим в метрической системе мер, хотя в Талмуде и в книгах более поздних законоучителей система мер иная.

[11]   Там же, 32:41. Шулхан арух Алтер Ребе, часть 1, 32:33. Форма футляра тфилин не имеет, на первый взгляд, отношения к размерам предметов, используемых для исполнения заповеди, но автор упоминает о ней, чтобы подчеркнуть: формы этих предметов тоже строго ограничены.

[12]   Сука, 326. Шулхан арух, разд. Орах хаим, 650:1.

[13]   Сука, За. Шулхан арух, разд. Орах хаим, 634:1.

[14]   Нида, 26а. Шулхан арух, разд. Орах хаим, 586, 9.

[15]   Микваот, 1:7. Шулхан арух, разд. Йорэ деа, 201.

[16]   Рамбам, Мишнэ Тара, книга Авода, Законы жертвоприношений, 1:14 и комментарий Кесеф Мишнэ, там же.

[17]   Тегилим, 89:3.

[18]   Шулхан арух, разд. Йорэ деа, 249:1.

[19]   Хагига, 13а. Букв. "От земли до неба  –  пятьсот лет [ходьбы]". Однако Кабала объясняет, что это  –  аллегория.

[20]   Сангедрин, 97а.

[21]   См. прим. 54 и 18. Автор хочет подчеркнуть, что и духовная сущность заповедей ограничена, и эта ограниченность находит выражение в физическом мире в конкретных размерах и величинах, которые устанавливает Закон.

[22]   Букв, "не дал всего [требуемого] от него высшей святости".

[23]   В учении хасидизма приводится следующее сравнение: когда из колодца вычерпали всю воду или он засорился, то обычно копают глубже, и тогда глубинные воды заполняют колодец. Можно привести и такое сравнение: здоровый человеческий организм не нуждается в лекарствах или каких-либо веществах в дополнение к нормальной пище. Только если что-либо в нем нарушено, требуется поддержка "извне" в виде лекарственных препаратов и т. п.

[24]   Брахот, 346.

[25]   См. Тания, часть 3, гл. 1, 8.

[26]   По Мишлей, 21:3.

[27]   См. прим. 5 и 16.

[28]   По Ийов, 2:4. См. Тания, часть 3, гл. 3.

[29]   По Тегилим, 103:17.

[30]   По Эйха, 3:22.

[31]   То, что до сих пор не восстановлен Храм и евреи пребывают в странах изгнания, ярко свидетельствует о нашем несовершенстве. Поэтому автор и подчеркивает, что эти слова были сказаны пророком после разрушения Храма и изгнания. (Из примечаний последнего Любавичского Ребе к этому посланию.)

[32]   Сангедрин, 97а. В продолжении этой цитаты сказано: "…не кончатся в карманах последние прутот [- самые мелкие денежные единицы в период составления Талмуда]". Автор обрывает цитату, т. к. не желает писать о негативном без крайней необходимости. Таков был обычай хасидских наставников.

פרק י

אד»ש וחיים פתח דברי יעיר אזן שומעת תוכחת חיים אשר הוכיח ה’ חיים ע»י נביאו ואמר חסדי ה’ כי לא תמנו וגו’ והל»ל כי לא תמו כמ»ש כי לא תמו חסדיך וגו’. ויובן עפ»י מ»ש בזוה»ק אית חסד ואית חסד אית חסד עולם כו’ ואית חסד עילאה דהוא רב חסד כו’. כי הנה מודעת זאת התורה נקראת עוז שהוא לשון גבורה וכמו שאמרו חז»ל תרי»ג מצות נאמרו למשה מסיני מפי הגבורה וכדכתיב מימינו אש דת למו פי’ שהתורה מקורה ושרשה הוא רק חסדי ה’ המכונים בשם ימין דהיינו המשכת בחי’ אלהותו ית’ והארה מאור א»ס ב»ה אל העולמות עליונים ותחתונים ע»י האדם הממשיך האור על עצמו בקיום רמ»ח מ»ע שהן רמ»ח אברים דמלכא. פי’ רמ»ח כלים ולבושים להארה [נר’ דצ»ל לההארה] מאור א»ס ב»ה המלובש בהן (ומאור זה יומשך לו דו»ר בכל מצוה כנודע) רק שהמשכה זו נתלבשה תחלה במדת גבורתו של הקב»ה המכונה בשם אש שהיא בחי’ צמצום האור והחיות הנמשכות מאור אין סוף ב»ה כדי שתוכל להתלבש במעשה המצות שרובן ככולן הם בדברים חומריים כציצית ותפילין וקרבנות וצדקה ואף מצות שהן ברוחניות האדם כמו יראה ואהבה אעפ»כ הן בבחי’ גבול ומדה ולא בבחי’ א»ס כלל כי אהבה רבה לה’ בלי קץ וגבול ומדה אין האדם יכול לסובלה בלבו ולהיות קיים בגופו אפילו רגע וכמארז»ל שבשעת מ»ת שהיתה התגלות אלהותו ית’ ואא»ס ב»ה בבחי’ דיבור והתגלות פרחה נשמתן כו’:

והנה לפי שהמצות ניתנו לנו ע»י התלבשות במדת גבורה וצמצום ההארה כו’ לכן רוב המצות יש להן שיעור מצומצם כמו אורך הציצית י»ב גודלין והתפילין אצבעים על אצבעים ומרובעות דוקא והלולב ד»ט והסוכה ז»ט והשופר טפח והמקוה מ’ סאה וכן בקרבנות יש להן שיעור מצומצם לזמן כמו כבשים בני שנה ואילים בני שתים ופרים כו’ וכן במעשה הצדקה וגמ»ח בממונו אף שהוא מהעמודים שהעולם עומד עליהם וכדכתיב עולם חסד יבנה אפ»ה יש לה שיעור קצוב חומש למצוה מן המובחר ומעשר למדה בינונית כו’ וזה נק’ חסד עולם פי’ חסד אל כל היום המתלבש בעולמות עליונים ותחתונים ע»י אתערותא דלתתא היא מצות הצדקה וחסד שעושים בני אדם זה עם זה ולפי שהעולם הוא בבחי’ גבול ומדה מהארץ עד לרקיע ת»ק שנה וכן מרקיע לרקיע כו’ ושית אלפי שני הוי עלמא כו’ לכן ניתן שיעור ומדה גם כן למצות הצדקה והחסד שבתורה כמו לשאר מצות התורה אך היינו דוקא לשומר התורה ולא סר ממנה ימין ושמאל אפילו כמלא נימא אבל מי שהעביר עליו הדרך ח»ו מאחר שהעוה דרכו לתת מגרעות בקדש העליון שגרע ערכו בחי’ המשכתו מה שהיה יכול להמשיך מבחי’ אלהותו והארת האור מאור א»ס ב»ה אילו היה שומר התורה ומקיימה כהלכתה הרי מעוות זה לא יוכל לתקן כ»א בהמשכת האור העליון שלמעלה מהעולמות ואינו מתלבש בהן הנק’ חסד עילאה ורב חסד לפי שמאיר ומתפשט בבחי’ א»ס בלי גבול ומדה מאחר שאיננו מצומצם תוך העולמות אלא בבחי’ מקיף עליהן מלמעלה מריש כל דרגין עד סוף וכו’ וכשהאדם ממשיכו למטה במעשיו ואתעדל»ת אזי אור עליון זה מאיר ומתפשט תוך העולמות ומתקן כל מעוות וכל מגרעות שניתנו בקדש העליון ומחדש אורן וטובן ביתר שאת ויתר עז בבחי’ אור חדש ממש לכן אמרו במקום שבע»ת עומדין וכו’. והנה עיקר התשובה הוא בלב כי על ידי החרטה מעומקא דלבא מעורר עומק אור העליון הזה אך כדי להמשיכו להאיר בעולמות עליונים ותחתונים צריך אתעדל»ת ממש בבחי’ מעשה דהיינו מעשה הצדקה וחסד בלי גבול ומדה דכמו שהאדם משפיע רב חסד פי’ ח»ס דלי»ת דהיינו לדל ואביון דלית ליה מגרמי’ כלום ואינו נותן גבול ומדה לנתינתו והשפעתו. כך הקב»ה משפיע אורו וטובו בבחי’ חסד עילאה הנק’ רב חסד המאיר בבחי’ א»ס בלי גבול ומדה תוך העולמות עליונים ותחתונים שכולם הם בבחי’ דלי»ת אצלו יתברך דלית להון מגרמיהון כלום וכולא קמיה כלא חשיבי ועי»ז נתקנו כל הפגמים שפגם האדם בעונותיו למעלה בעולמות עליונים ותחתונים. וז»ש עשה צדקה ומשפט נבחר לה’ מזבח לפי שהקרבנות הן בבחי’ שיעור ומדה וגבול. משא»כ בצדקה שיוכל לפזר בלי גבול לתקן עונותיו. ומ»ש המבזבז אל יבזבז יותר מחומש היינו דוקא במי שלא חטא או שתקן חטאיו בסיגופים ותעניות כראוי לתקן כל הפגמים למעלה. אבל מי שצריך לתקן נפשו עדיין פשיטא דלא גרעה רפואת הנפש מרפואת הגוף שאין כסף נחשב וכל אשר לאיש יתן בעד נפשו כתיב. והנה מדת חסד זו בלי גבול ומדה נקראת על שמו של הקב»ה חסדי ה’ כדכתיב וחסד ה’ מעולם ועד עולם כו’ כי הגם שכל ישראל הם רחמנים וגומלי חסדים ברם יש גבול ומדה לרחמי האדם. אבל הקב»ה נק’ א»ס ב»ה ולמדותיו אין סוף כדכתיב כי לא כלו רחמיו וכו’. וז»ש הנביא אחר החורבן והגלות חסדי ה’ כי לא תמנו וגו’. פי’ לפי שלא תמנו שאין אנו תמימים ושלמים בלי שום חטא ופגם בנפש ובעולמות עליונים ע»כ צריכין אנו להתנהג בחסדי ה’ שהם בלי גבול ותכלית כדי לעורר עלינו רחמים וחסד עילאה שהוא רב חסד ורחמים בלי גבול ותכלית כמ»ש כי לא כלו רחמיו וגו’. וזהו שארז»ל אין ישראל נגאלין אלא בצדקה שיעשו גם אם יהיו פטורים מדינא כי אין בן דוד בא כו’: