Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Параллельный текст на русском и иврите. Игерес а-койдеш гл. 21

Игерес а-койдеш гл. 21

 С Б-жьей помощью

ПОСЛАНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОЕ

Прежде всего я приветствую вас и, "как подобает любящим Его"[1], хотел бызнать, все ли у вас благополучно. [Я обращаюсь к вам как к людям,] проявляющим добрую волю, проводникам "милосердия Всевышнего"[2] в оказании помощи жителям Его Святой Земли. Каждый год вы передаете определенную сумму на нужды тех, кто живет в Его Святой Стране,  –  да укрепится она и застроится в самое ближайшее время, в наши же дни. "К вам взываю я, [и пусть сказанное мною] освежит вас подобно каплям росы, [освежающей землю]"[3]. Пусть [мое письмо] подбодрит [вас,] и без того расторопных [в исполнении добрых дел,] и придаст сил рукам вашим, протягивающим пожертвования жителям Эрец-Исраэль. Те деньги, которые вы предназначаете для них в год, разделяйте на части и выдавайте каждую неделю или хотя бы помесячно, а также [дополнительные суммы], которые люди ежегодно отводят на эту благую цель[4]  –  пропитание наших братьев, живущих в нашей Святой Стране,  –  по зову сердца, говоря при этом, [как положено]: "Не беру на себя обет [делать это и впредь]"[5].

Всем известно, насколько важно исполнять все заповеди безотлагательно, об этом не раз говорили наши учители, да будет благословенна их память: "За исполнение доброго дела всегда следует браться как можно раньше"[6]. Навсегда сохранится милость Всевышнего к нам и нашим потомкам в память о заслуге нашего праотца Аврагама  –  да будет душе его покойно в раю,  –  заключающейся именно в том, что тот был готов исполнить Его волю немедленно. Само возложение связанного Ицхака [на жертвенник] нельзя считать особо тяжким испытанием для Аврагама[7], учитывая величие его личности, а также то, что с этим повелением к нему обратился Сам Всевышний, сказав: "…Возьми единственного сына своего…"[8]. Было немало самоотверженных людей, которые пожертвовали жизнью ради освящения имени Творца и без Его прямого повеления. Однако поступок нашего праотца Аврагама характерен, [среди прочего], тем, что тот совершил его без малейшего промедления и колебаний, доказав, что готов ревностно исполнить волю Творца, [не считаясь со своими чувствами]. Аврагам сделал это исключительно для того, чтобы исполнить желание Всевышнего, и то, [что он при этом не медлил], дало основание нашим учителям[9] требовать от нас именно такого исполнения всех заповедей  –  тем более такой, как помощь нуждающимся: за это человек получает самую высокую награду еще при жизни  –  защиту и спасение от различных бедствий, постигающих нас в этом мире, как написано: "[Награда за] помощь нуждающимся  –  спасение от преждевременной смерти"[10]. И понятно, что [исполняющий эту заповедь] человек будет защищен от других страданий, не столь мучительных, как смерть. Таким образом, для нашего благополучия в этом мире мы должны оказывать нуждающимся помощь как можно быстрее  –  ибо "суд над человеком вершится ежедневно"[11].

Еще есть одна [причина, по которой следует разделять сумму пожертвований на еженедельные или ежемесячные платежи][12]: отмечено, что усилия человека, направленные на совершение доброго дела, обладают особым чудесным и несравненным свойством [облагораживать его собственную душу и положительно влияют на все мироздание], если он поступает так многократно. Чем чаще мы жертвуем деньги, тем более достойны всяческих похвал. Именно поэтому надо отдавать их по частям, хотя общая сумма, отведенная для этого [на определенный срок], остается неизменной[13]. В своем комментарии к Мишне Рамбам, анализируя высказывание на эту тему наших мудрецов, трактует его именно так: "Совершенство [мироздания] и цельность [души человека] зависят от количества добрых дел"[14].

Рамбам разъяснил свою трактовку и привел аргументы в пользу совершения добрых дел как можно чаще, поскольку всякий раз это облагораживает душу. Кроме того, в Танахе прямо сказано: "Благодаря добрым делам существует жизнь"[15]. Смысл этих слов таков: помощь нуждающимся  –  могучее и действенное средство для привлечения потока высшей формы жизненной энергии из источника, дарующего жизнь всему существующему,  –  Эйн Соф [Всевышнего], благословен Он,  –  в Страну Жизни  –  [сфиру Малхут или] Шхи-ну, откуда мы получаем свою силу. Про нее сказано: "…И ты даешь жизнь всему…"[16]  –  и называется она "рухнувшей сукой Давида"[17], ибо нисходит до самой земли. Как сказали наши учители: "…Они были уведены в Эдом, и Шхина [отправилась в изгнание] вместе с ними…"[18].

Когда в низшем, физическом мире человек активно действует для того, чтобы поднять дух униженных, лишенных самого необходимого, он вызывает тем самым активность, [направленную на этот мир], в высших сферах  –  в частности тогда, когда они, проявляя добрую волю, обеспечивают жизненно необходимым обитателей [Эрец-Исраэль  –  материального аналога] самой Страны Жизни. Разумный да поймет сказанное.

Тот, кто сможет постичь суть этого великого и чудесного процесса, убедится, насколько верно сказанное нашими мудрецами: "Совершенство [мироздания] и цельность [души человека] зависят от количества добрых дел",  –  которые подразумевали под этим многократное оказание материальной помощи нуждающимся, что вызывает воссоединение в самых высших сферах [бесконечного света Творца с Его Шхиной]. Намек на это есть и в словах Рамбама [о том, что совершение добрых дел] облагораживает душу  –  ведь из святой книги "Зогар" известно, что Шхина называется "душой [Израиля]", ибо она  –  источник жизни нашей и душа нашего [народа]. В книге Тегилим говорится: "…Ибо в прах земной низверглась наша душа…"[19]-и потому сказали наши учители: "Велико значение помощи нуждающимся, поскольку она приближает освобождение [Шхины и еврейского народа из изгнания]"[20]  –  все выше и выше поднимая ее над прахом земным, пока не придет Машиах [- ее и наш избавитель].

К посланию двадцать первому

[1]   По Тегилим, 119:132.

[2]   По Миха, 6:5.

[3]   По Ийов, 29:22 и Дварим, 32:2.

[4]   Смысл этой фразы не совсем ясен. Может быть, автор имеет в виду, что кроме постоянного пожертвования, которое люди делали ежегодно, некоторые обязывались увеличивать каждый год сумму денег, отводимую на благое дело.

[5]   По закону Торы, обязуясь однократно совершить какое-нибудь благое дело, человек должен произнести вслух или хотя бы мысленно эту фразу. См. сидур Тегилат Гашем с русским переводом, изд-во "Шамир", стр. 245-246.

[6]   Назир, 236; Псахим, 4а.

[7]   Существует несколько объяснений тому, в чем именно заключается величие духовного подвига Аврагама. В учении Хабада приводится такое объяснение: человеку легче пожертвовать собственной жизнью, чем принести в жертву своего сына.

[8]   По Брейшит, 22:2.

[9]   Рош-Гашана, 336; Псахим, 4а.

[10]   По Мишлей, 10:2. См. Рош-Гашана, 166.

[11]   Рош-Гашана, 166.

[12]   Понятно, что автор не призывает разделить сумму пожертвования на 12 частей или на 54 части вместо того, чтобы отдать ее целиком в начале года. Ведь раньше он объяснял, как важно безотлагательно исполнять все заповеди и тем более  –  заповедь о помощи нуждающимся. Из других писем Алтер Ребе и его преемников, духовных лидеров Хабада, известно, что посланец из Эрец-Исраэль приезжал за пожертвованиями один раз в год. Специальные казначеи объезжали хасидские общины и собирали выделенные ими суммы. Известно, что казначеи приезжали в местечки и городки не чаще одного раза в несколько месяцев. Поэтому возникает вопрос: какой смысл выделять еженедельные или ежемесячные пожертвования? На это автор дает два ответа: а) чтобы как можно быстрее исполнить заповедь; б) чтобы увеличить число совершаемых добрых дел. (Из объяснений последнего Любавичского Ребе к этому посланию.)

[13]   Существует закон, гласящий, что лучше разделить определенную сумму пожертвований между многими нуждающимися, чем отдать ее одному бедняку, несмотря на то, что он нуждается во всей этой сумме (см. Шул-хан арух, раздел Йорэ деа, 215 и комм.).

[14]   Комм. Рамбама к трактату Авот, 3:15.

[15]   Неизвестно точно, какой именно стих Танаха автор толкует здесь. См. Мишлей, 10:16 и 11:11, где говорится нечто близкое этому.

[16]   По Нехемья, 9:6.

[17]   См. Тания, часть 4, посл. 9 и прим. 15.

[18]   Мегила, 29а.

[19]   По Тегилим, 44:26.

[20]   Бава батра, 10а.

פרק כא

אד»ש כמשפט לאוהבי שמו אל המתנדבים בעם לעשות צדקת ה’ עם ארצו הקדושה לתת מדי שנה בשנה חוק הקצוב מעות אה»ק תוב»ב אליהם תטוף מלתי ותזל כטל אמרתי לזרז לזריזים ולחזק ידים רפות במתן דמים מעות א»י מדי שבת בשבתו ולפחות מדי חדש בחדשו מערכו הקצוב לערך שנה וכל כסף הקדשים אשר עלה על לב איש להתנדב בלי נדר לפרנסת אחינו יושבי אה»ק מדי שנה בשנה. כי הנה מלבד הידוע לכל גודל מעלת הזריזות בכל המצות הנאמר ונשנה בדברי רז»ל לעולם יקדים אדם לדבר מצוה כו’ וזריזותי’ דאברהם אבינו ע»ה היא העומדת לעד לנו ולבנינו עד עולם כי העקדה עצמה אינה נחשבה כ»כ לנסיון גדול לערך מעלת א»א ע»ה בשגם כי ה’ דיבר בו קח נא את בנך כו’ והרי כמה וכמה קדושים שמסרו נפשם על קדושת ה’ גם כי לא דיבר ה’ בם רק שא»א ע»ה עשה זאת בזריזות נפלאה להראות שמחתו וחפצו למלאות רצון קונו ולעשות נחת רוח ליוצרו וממנו למדו רז»ל לקיום כל המצות בכלל ובפרט מעשה הצדקה העולה על כולנה המגינה ומצלה בפירותיה בעוה»ז מכל מיני פורעניות המתרגשות כדכתיב וצדקה תציל ממות וכ»ש משאר מיני יסורים הקלים ממות כ»ש שטוב לנו גם בעוה»ז להקדימה כל מה דאפשר שהרי אדם נידון בכל יום:

אך גם זאת מצאנו ראינו בעבודת הצדקה מעלה פרטיות גדולה ונפלאה אין ערוך אליה להיות מעשה הצדקה נעשית בפעמים רבות וכל המרבה ה»ז משובח ולא בפעם א’ ובבת אחת גם כי הסך הכולל אחד הוא כמ»ש הרמב»ם ז»ל בפירוש המשנה ששנו חכמים ז»ל והכל לפי רוב המעשה:

והנה מלבד כי הרמב»ם ז»ל ביאר היטב טעמו ונימוקו כדי לזכך הנפש ע»י רבוי המעשה הנה מקרא מלא דיבר הכתוב פעולת צדקה לחיים דהיינו שפעולתה וסגולתה להמשיך חיים עליונים מחיי החיים א»ס ב»ה לארץ החיים היא שכינת עוזינו שעליה נאמר ואתה מחיה את כולם והיא סוכת דוד הנופלת עד עפר וכמארז»ל גלו לאדום שכינה עמהם כו’ כי באתערותא דלתתא להחיות רוח שפלים דלית ליה מגרמיה כלום אתערותא דלעילא ובפרט בהתנדב עם להחיות יושבי ארץ החיים ממש וד»ל. וכל משכיל על דבר גדול ונפלא כזה ימצא טוב טעם ודעת כמה גדולים דברי חכמים ז»ל שאמרו הכל לפי רוב המעשה דהיינו מעשה הצדקה הנעשה בפעמים רבות להמשיך חיים עליונים ליחד יחוד עליון פעמים רבות. והיינו נמי כעין מ»ש הרמב»ם לזכך הנפש כנודע מזוה»ק דשכינה נקראת נפש כי היא חיינו ונפשנו וכתיב כי שחה לעפר נפשנו. ולכן ארז»ל גדולה צדקה שמקרבת את הגאולה להקימה מעפר מעט מעט עד כי יבא שילה: