Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Параллельный текст на русском и иврите. Ликутей Амарим гл. 47

Ликутей Амарим гл. 47

 С Б-жьей помощью

ГЛАВА СОРОК СЕДЬМАЯ

"В каждом поколении и ежедневно человек должен считать себя как бы вышедшим сегодня из Египта"[1]. И это — исход Б-жественной души из пленения в теле, в змеиной коже, дабы включиться в единство света -Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, через изучение Торы и исполнение заповедей вообще и в частности через принятие на себя бремени Царства Небесного при чтении "Шма", ибо тем самым он принимает и привлекает к себе единственность Его, благословенного, произнося: "Б-г, Всевышний наш, Б-г один"[2].

И как говорилось выше[3] о том, что [слова] "Всевышний наш" [следует понимать] как "Б-г Аврагама и т, д."[4], ибо он [Аврагам] был как несуществующий и был включен в единственность света — Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, но только Аврагам удостоился этого своими деяниями и своим продвижением в сфере святости от ступени к ступени, как сказано: "И странствовал Аврагам, постоянно продвигаясь и т. д."; у нас же эта особенность — наследие и дар, ибо Б-г дал нам Тору Свою и облек в нее Свое желание и мудрость, благословен Он, совершенным единством единые с сутью и сущностью Его, благословенного, а тем самым Он как бы дал нам Самого Себя, как сказано в

святой книге "Зогар"[5] при объяснении стиха[6]: "И принесут[7] Мне приношение"[8] (ибо [смысл слова] "Мне" -Меня, и следовало бы ожидать, чтобы было написано: "[Меня] и приношение", но [не написано] так, ибо все это — одно. Рассмотрим это место внимательно.)-

И сказано об этом: "И Ты дал нам, Б-г, Всевышний наш, в любви и т. д." и "ибо в свете лица Своего Ты дал нам, Б-г, Всевышний наш, и т. д."[9]. И потому ничто не препятствует соединению души с единством и светом Его, благословен Он, как только желание человека: то есть если человек совсем не желает быть Ему приверженным, да сохранит Всевышний, и т. д. Но когда есть желание и человек принимает и привлекает к себе Б-жественность Его, благословенного, и говорит: "Б-г, Всевышний наш — Б-г один", тем самым душа его тут же сама собой включается в единство Его, благословенного, ибо "дух привносит дух и привлекает дух"[10], и это — категория исхода из Египта[11]. И потому постановили [наши мудрецы] читать главу об исходе из Египта именно в "Шма", хотя это — особая заповедь, а не часть заповеди о чтении "Шма", как сказано о том в Гмаре и в постановлениях кодификаторов, [читаются же они вместе], ибо они [по сути своей] совершенно одно и то же. И в завершении главы об исходе из Египта также говорится: "Я — Б-г, Всевышний ваш"[12], и это также соответствует сказанному выше.

Примечания

К главе сорок седьмой

[1]   Мишна, Псахим, 10:5. В тексте Мишны нет слов "ежедневно" и "сегодня".

Исход из Египта и дарование Торы — не только произошедшее тысячи лет назад, это происходит всегда и ежедневно, и потому возможно и должно ежедневно пробуждать в себе любовь, о которой сказано: "Как в воде лицо — против лица". (Из пояснений последнего Любавичского Ребе.)

[2]   Дварим, 6:4.

[3]   В гл 46.

[4]   "…Б-г Ицхака и Б-г Яакова". Из молитвы "Амида". Ср. Мехильта к Шмот,3:15.

[5]   Зогар, часть 2, стр. 140b.

[6]   Шмот, 25:2.

[7]   Букв, "возьмут". Следовательно, эта фраза читается как: "И возьмут Меня (и) приношение".

[8]   В слове трума ("приношение") — буквы слова Тора, а буква "мем", числовое значение которой 40, — сорок дней пребывания Моше на, горе Синай при даровании Торы. Таким образом, приношение (Тора) и Всевышний (Мне) — одно и то же, так как Тора и Всевышний едины. Поэтому нет необходимости писать "и приношение".

[9]   Из молитв.

[10]   Привлекается духовная категория более высокого порядка.

[11]   Слово Мицраим ("Египет") имеет также значение "границы". Тем, что душа включается в единство Б-га, она освобождается от собственных ограничений и ограничений мира.

[12]   Бемидбар, 15:41.

 

פרק מז

והנה בכל דור ודור וכל יום ויום חייב אדם לראות עצמו כאילו הוא יצא היום ממצרים. והיא יציאת נפש האלהית ממאסר הגוף משכא דחויא ליכלל ביחוד אור א»ס ב»ה ע»י עסק התורה והמצות בכלל ובפרט בקבלת מלכות שמים בק»ש שבה מקבל וממשיך עליו יחודו ית’ בפירוש באמרו ה’ אלהינו ה’ אחד. וכמש»ל כי אלהינו הוא כמו אלהי אברהם וכו’ לפי שהיה בטל ונכלל ביחוד אור א»ס ב»ה רק שאברהם זכה לזה במעשיו והילוכו בקודש ממדרגה למדרגה. כמ»ש ויסע אברם הלוך ונסוע וגו’: אבל אנחנו ירושה ומתנה היא לנו שנתן לנו את תורתו והלביש בה רצונו וחכמתו ית’ המיוחדים במהותו ועצמותו ית’ בתכלית היחוד והרי זה כאלו נתן לנו את עצמו כביכול. כמ»ש בזה»ק ע»פ ויקחו לי תרומה [דלי כלומר אותי והל»ל ותרומה אלא משום דכולא חד ע»ש היטב]: וז»ש ותתן לנו ה’ אלהינו באהבה כו’ כי באור פניך נתת לנו ה’ אלהינו כו’ ולזה אין מונע

 לנו מדביקות הנפש ביחודו ואורו ית’ אלא הרצון שאם אין האדם רוצה כלל ח»ו לדבקה בו כו’. אבל מיד שרוצה ומקבל וממשיך עליו אלהותו ית’ ואומר ה’ אלהינו ה’ אחד הרי ממילא נכללת נפשו ביחודו ית’ דרוח אייתי רוח ואמשיך רוח והיא בחי’ יציאת מצרים ולכן תקנו פ’ יציאת מצרים בשעת ק»ש דווקא. אף שהיא מצוה בפני עצמה ולא ממצות ק»ש כדאיתא בגמרא ופוסקים אלא מפני שהן דבר אחד ממש. וכן בסוף פ’ יציאת מצרים מסיים ג»כ אני ה’ אלהיכם והיינו גם כן כמש»ל: