Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Параллельный текст на русском и иврите. Ликутей Амарим гл. 16

Ликутей Амарим гл. 16

 С Б-жьей помощью

ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ

И это великое правило для средних в служении Всевышнему: самое основное – подчинить себе свою натуру, что в левой полости сердца, и овладеть ею с помощью света Всевышнего, освещающего Б-жествен-ную душу, находящуюся в мозгу, – властвовать над сердцем, размышляя в уме о величии Эйн Софа, благословен Он, и понимание этого породит в уме дух знания и трепета перед Ним, и он станет "избегать зла", [то есть запрещенного] Торой и мудрецами, избегать нарушения даже самого малого из предписаний мудрецов, сохрани Б-г, а в сердце будет любовь к Б-гу, в правой его полости, и жажда и желание соединиться с Ним через исполнение предписаний Торы и мудрецов и через изучение Торы, равноценное исполнению всего.

И еще следует знать великое правило в служении средних – даже если интеллект человека и его дух разумения недостаточны для порождения в сердце ощутимой любви к Б-гу, так, чтобы сердце горело, как угли пылающие, великой страстью, и желанием, и ощутимым в сердце стремлением стать приверженным Ему, есть все же любовь, скрытая в его уме и в тайниках его сердца*,

* Примечание.

А причина этого, – что его разум, нефеш, руах и нешама коренятся на уровне зачатия и сокровения в интеллекте, а не на уровне рождения и раскрытия[1], как это известно сведущим в  тайной мудрости.

а именно – когда сердце понимает духом мудрости и разумения, которые в мозгу, величие Эйн Софа, благословен Он, [то есть] что все по сравнению с Ним как бы совершенно не существует, и потому подобает Ему, благословенному, чтобы душа всякого живого существа стремилась к Нему, дабы стать Ему приверженной и соединиться с Его светом. И нефеш и руах, которые в нем, надлежит стремиться к Нему и жаждать и желать выйти из своей оболочки, то есть из тела, и стать приверженным Ему, и лишь помимо своей воли они живут в теле, заключены в нем и подобны женам, лишившимся мужей[2]. Их мысль не постигает Его совершенно, разве только в то время, когда она постигает Тору и ее заповеди и в них облекается, как в сравнении об обнимающем короля, которое приводилось выше[3]. И потому им надлежит обнять Его всем сердцем, всей душой и всеми силами, именно исполняя 613 заповедей действием, речью и мыслью, а мысль – постижение и знание Торы, как говорилось выше[4].

И вот, когда [средний] углубляется в это разумением своим, скрытым в тайниках сердца и мозга, и уста его согласны с сердцем, ибо устами он выполняет то, что решено разумением сердца и мозга, а именно все желания его обращены к Торе Всевышнего и он думает о ней днем и ночью, изучая ее и произнося [ее слова], а также и руки и все остальные члены исполняют заповеди, как решено разумением сердца его и мозга, [тогда] это разумение облекается в действие, речь и мысль Торы и заповедей и становится для них мозгом, и жизненной силой, и "крыльями", на которых они поднимаются ввысь так же, как если бы он был движим подлинными страхом и любовью, ощутимыми сердцем (то есть желанием, жаждой и стремлением, ощутимыми сердцем и душой, жаждущей Б-га оттого, что в его сердце любовь как пылающие угли, как говорилось выше). Ибо именно разумение это, скрытое в разуме и в тайниках сердца, побуждает его обращаться к этим занятиям, и если бы он не углублялся в размышление, движимый этим разумением, он совсем не обращался бы к ним и был бы занят только удовлетворением телесных потребностей. (И даже тот, кто обладает естественной склонностью к усиленным умственным занятиям, все же по природе больше любит свое тело.)

И это имели в виду наши мудрецы, блаженна их память, сказав: "Добрую мысль Всевышний присоединяет к действию"[5]. Казалось бы, им следовало сказать: Тора расценивает добрую мысль, как если бы она была исполнена[6]. Объясняется это тем, что страх и любовь, ощутимые сердцем, облекаются в действия, связанные с заповедями, вносят в них жизнь, чтобы они поднимались ввысь. Ведь сердце так же телесно[7], как и все остальные органы, служащие орудиями действия, однако сердце находится внутри и оно источник их жизни, и поэтому они [страх и любовь], возникающие в сердце, могут облечься в них [в действия] и послужить им крыльями, чтобы их вознести. Однако страх и любовь, коренящиеся в разумении мозга и в тайниках сердца, как говорилось выше, принадлежат к категории несравненно более высокой, чем категория действия[8]. Они не могли бы облечься в действия, связанные с заповедями, послужить для них мозгом и жизненной силой и поднять их, чтобы они могли взлететь ввысь, если бы не Всевышний, связывающий и соединяющий их с действием. И названы они доброй мыслью потому, что это не подлинные страх и любовь, ощутимые сердцем, но лишь [скрытые] в мудрости мозга и в тайниках сердца, как уже говорилось*.

* Примечание.

И как сказано в книгах "Зогap" и "Эц хаим", слово твуна ["разумение"] заключает в себе буквы слов бен ["сын"] и бат ["дочь"], – то есть страх и любовь[9]. Иногда же разумение спускается вниз и становится мозгом женской части Малого Лика, чему соответствуют буквы Торы и заповедей, и знающие поймут.

Но Всевышний соединяет их, чтобы возвысить действия, связанные с заповедями и с изучением Торы и исполненные под влиянием доброй мысли, на еще более высокий уровень, как уже говорилось, – на уровень мира Бриа, и это – ступень, на которую поднимаются Тора и заповеди, исполненные под влиянием интеллектуальных страха и любви, действительно ощутимых в сердце. Но и без этого они [заповеди и Тора] также поднимаются на уровень мира Йецира вследствие естественных страха и любви, от природы скрыто присутствующих в сердце каждого еврея, как далее будет подробно объяснено[10].

К главе шестнадцатой

[1]   Как об этом говорилось в гл. 3, мидот (эмоции) порождаются интеллектом (Хабад). Сфирот, соотносимые с мидот, являются источником всех душ (евреев). Но и в своем источнике, интеллекте (Хабад мира Ацилут), мидот коренятся в скрытом состоянии на уровне зачатия, и эти скрытые мидот являются источником душ тех, кто, несмотря на самое самоотверженное изучение Торы и ее исполнение, не способен ощутить любви к Б-гу и трепета перед Ним. Рождение — ощутимые мидот.

[2]   Мужья их далеко за морем, и от непреодолимости расстояния желание встречи еще более усиливается. Сравнение связано с известным уподоблением еврейского народа "невесте" Б-га. Ср. книгу Шир гаширим, а также см. Тания, часть 1, конец гл. 50.

[3]   Гл. 4.

[4]   Гл. 4 и 5.

[5]   Ср. Кидушин, 40а.

[6]   Возникает вопрос: почему необходимо Б-жественное "вмешательство"?

[7]   Через эмоции, коренящиеся в сердце, мысль может вступать в соприкосновение с телесным и воздействовать на него.

[8]   Мысль, не оживленная эмоцией, оторвана от действия. В структуре миров добрая мысль принадлежит к миру Бриа, а действие — к миру Асия; мир Йецира, лежащий между ними, разделяет их, и только вмешательство Всевышнего присоединяет добрую мысль к действию.

[9]   Любовь, порождаемая категорией мужского типа, — сын, и страх, порождаемый категорией женского типа, — дочь (ср. с гл. 3). Эти два понятия скрыты в буквах слова твуна, так как интеллект, являющийся источником эмоций, и до их порождения скрыто содержит их в себе.

Обычный ход воздействия разумения — через эмоции к речи (сфира Малхут, женская часть Зеэр Анпин, то есть сфирот, которые ниже интеллекта). Но иногда разумение непосредственно соединяется с речью, минуя мидот. 

[10]   Гл. 38, 39, 44.

פרק טז

וזה כלל גדול בעבודת ה’ לבינונים העיקר הוא למשול ולשלוט על הטבע שבחלל השמאלי ע»י אור ה’ המאיר לנפש האלהית שבמוחו לשלוט על הלב כשמתבונן במוחו בגדולת א»ס ב»ה להוליד מבינתו רוח דעת ויראת ה’ במוחו להיות סור מרע דאורייתא ודרבנן ואפילו איסור קל של דבריהם ח»ו ואהבת ה’ בלבו בחלל הימני בחשיקה וחפיצה לדבקה בו בקיום המצות דאורייתא ודרבנן ות»ת שכנגד כולן. ויתר על כן צריך לידע כלל גדול בעבודה לבינונים שגם אם אין יד שכלו ורוח בינתו משגת להוליד אהבת ה’ בהתגלו’ לבו שיהיה לבו בוער כרשפי אש וחפץ בחפיצה וחשיקה ותשוקה מורגשת בלב לדבקה בו רק האהבה מסותרת במוחו ותעלומות לבו: הגהה (והסיבה לזה היא מפני היות המוחין שלו ונר»נ שלו מבחי’ עיבור והעלם תוך התבונה ולא מבחי’ לידה והתגלות כידוע לי»ח): דהיינו שהלב מבין ברוח חכמה ובינ’ שבמוחו גדולת א»ס ב»ה דכולא קמיה כלא חשיב ממש אשר על כן יאתה לו יתב’ שתכלה אליו נפש כל חי לידבק ולהכלל באורו. וגם נפשו ורוחו אשר בקרבו כך יאתה להן להיות כלות אליו בחשיקה וחפיצה לצאת מנרתקן הוא הגוף לדבקה בו רק שבע»כ חיות הנה בתוך הגוף וצרורות בו כאלמנות חיות ולית מחשבה דילהון תפיסא ביה כלל כי אם כאשר תפיסא ומתלבשת בתורה ובמצותי’ כמשל המחבק את המלך הנ»ל. ואי לזאת יאתה להן לחבקו בכל לב ונפש ומאד דהיינו קיום התרי»ג מצות במעשה ובדבור ובמחשבה שהיא השגת וידיעת התורה כנ»ל הנה כשמעמיק בענין זה בתעלומות תבונות לבו ומוחו ופיו ולבו שוין שמקיים כן בפיו כפי אשר נגמר בתבונת לבו ומוחו דהיינו להיות בתורת ה’ חפצו ויהגה בה יומם ולילה בפיו וכן הידים ושאר אברים מקיימים המצות כפי מה שנגמר בתבונת לבו ומוחו הרי תבונה זו מתלבשת במעשה דבור ומחשבת התורה ומצותיה להיות להם בחי’ מוחין וחיות וגדפין לפרחא לעילא כאלו עסק בהם בדחילו ורחימו ממש אשר בהתגלות לבו [בחפיצה וחשיקה ותשוקה מורגשת בלבו ונפשו הצמאה לה’ מפני רשפי אש אהבתו שבלבו כנ»ל[ הואיל ותבונה זו שבמוחו ותעלומות לבו היא המביאתו לעסוק בהם ולולי שהיה מתבונן בתבונה זו לא היה עוסק בהם כלל אלא בצרכי גופו לבד [וגם אם הוא מתמיד בלמודו בטבעו אעפ»כ אוהב את גופו יותר בטבעו] וזה רמזו רז»ל באמרם מחשבה טובה הקב»ה מצרפה למעשה והוה ליה למימר מעלה עליו הכתוב כאלו עשאה. אלא הענין כי דחילו ורחימו שבהתגלות לבו הם המתלבשים במעשה המצות להחיותם לפרחא לעילא כי הלב הוא ג»כ חומרי כשאר אברים שהם כלי המעשה אלא שהוא פנימי וחיות להם ולכן יכול להתלבש בהם להיות להם גדפין להעלותם. אך הדחילו ורחימו שבתבונות מוחו ותעלומות לבו הנ»ל גבהו דרכיהם למעלה מעלה מבחי’ המעשה ואי אפשר להם להתלבש בבחי’ מעשה המצות להיות להם בחי’ מוחין וחיות להעלותן לפרחא לעילא אם לא שהקב»ה מצרפן ומחברן לבחי’ המעשה והן נקראות בשם מחשבה טובה כי אינן דחילו ורחימו ממש בהתגלות לבו כי אם בתבונת מוחו ותעלומות לבו כנ»ל: הגהה (וכמ»ש בזוהר וע»ח דתבונה אותיות ב»ן וב»ת שהן דחילו ורחימו ולפעמים התבונה יורדת להיות מוחין בנוק’ דזעיר אנפין שהן אותיות התורה והמצות והמשכיל יבין): אך צירוף זה מצרף הקב»ה כדי להעלות מעשה המצות ועסק התורה הנעשים על ידי מחשבה טובה הנ»ל עד עולם הבריאה מקום עליית התורה והמצות הנעשים ע»י דחילו ורחימו שכליים אשר בהתגלו’ לבו ממש אבל בלא»ה נמי עולים לעולם היציר’ ע»י דחילו ורחימו טבעיים המסותרים בלב כל ישראל בתולדותם כמ»ש לקמן באריכות: