Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Параллельный текст на русском и иврите. Ликутей Амарим гл. 40

Ликутей Амарим гл. 40

 С Б-жьей помощью

ГЛАВА СОРОКОВАЯ

Но пока человек не принялся снова изучать то же самое ради самой Торы, его изучение не поднимается даже к десяти сфирот, светящих в мире Йецира и Асия, ибо сфирот — Б-жественные категории, и в них облекается и с ними соединяется свет — Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, на самом деле, и без страха и любви изучение Торы не может подняться и предстать пред Всевышним, как сказано в книге «Тикуней Зогар», но изученное им поднимается к чертогам и отделениям, представляющим собою внешнюю сторону тех миров, в которых находятся ангелы. И потому раби Хаим Виталь, благословенной памяти, пишет во «Вратах пророчества», раздел 2, что из изучения Торы без надлежащей мотивации сотворяются ангелы в мире Йецира, а из заповедей, исполненных без проникновения в их смысл, сотворяются ангелы в мире Асия, — а все ангелы обладают субстанцией и формой[1]. Но изучение Торы полностью не ради нее самой, как, например, если человек желает таким образом стать ученым и тому подобное, совсем не поднимается кверху, даже к чертогам и отделениям ангелов стороны Кдуша, оно остается внизу, в этом телесном мире, являющемся отделением «клипот»*.

* Примечание.

Как сказано в книге «Зогap», часть 3, стр. 316 и 1216, смотри там: «Такое слово поднимается и пробивает небосводы… и пробуждает то, что должно быть пробуждено: и если это благо, то благо и т. д.». А также на стр. 105а: «Из каждого слова Торы образуется голос и поднимается и т. д.», и на стр. 168b: «Голоса Торы и молитвы пробивают небосводы и т. д.».

И как в книге «3oгap» объясняется стих «Какая польза человеку от всех его трудов, что он трудится под солнцем?»[2], ведь даже труд изучения Торы, если он выполняет его ради самовозвышения и т. д. И о том сказано: «Блажен тот, кто пришел сюда, и в руках его то, что он изучил»[3], это значит, что изучение его не осталось в этом мире.

И хотя Тора и Всевышний совершенно едины, ибо Он и Его желание — одно, и Всевышний наполняет все миры в одинаковой степени, все же достоинство миров не однозначно и различия [между ними] связаны с принимающими влияние двояко: во-первых, верхние получают гораздо и бесконечно большее отражение [света], чем нижние, а во-вторых, верхние получают его без столь многих одеяний и заслонов, как это [происходит] у нижних. И в том, что этот мир нижний, два аспекта: отражение в нем предельно сжато, и потому он материален и веществен, и даже это [отражение достигает его] через столь многие одеяния и заслоны, что оно облеклось в «клипат нога», чтобы оживлять все чистое в этом мире, в том числе и витальную говорящую душу человека. И потому, когда человек произносит слова Торы и молитвы без надлежащей мотивации, все же это святые буквы, и «клипат нога» в ви-тальной душе совершенно не представляет собой разъединяющего заслона, который бы скрыл и заслонил святость Его, благословенного, в них облеченную, как она скрывает и заслоняет Его, благословенного, святость в витальной душе тогда, когда он произносит пустое, или же [так, как она заслоняет ее] в витальной душе иных чистых живых существ. Ибо, хотя нет места, свободного от Него, все же Он — тайна тайн, Он называется «Б-г скрывающийся»[4]. Точно так же и отражение и распространение жизненной силы от Него, благословенного, скрывается во многих и сильных одеяниях и заслонах, так что [в конце концов] оно облекается и скрывается в одеянии «нога». Иное — святые буквы слов Торы и молитвы. Здесь, напротив, «клипат нога» обращается в добро и включается в эту святость, как говорилось выше[5]. И все же отражение святости Его, благословенного, находится в них в состоянии предельного сжатия, так как голос и речь материальны.

Но при сосредоточенной молитве и при изучении Торы с надлежащей мотивацией, ради нее самой, проникновение в их смысл облекается в буквы речи, ибо это проникновение в их источник и корень, ибо из-за него и по его причине человек произносит эти буквы. Потому проникновение в смысл возносит их [буквы молитвы и Торы] к их месту в десяти сфирот мира Йецира или мира Бриа в соответствии с тем, является ли это проникновение интеллектуальными или естественными страхом и любовью и т. д., как говорилось выше, а там светит и раскрывается свет — Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, то есть высшее желание Его, благословен Он, облеченное в буквы Торы, которую человек изучает, и в их мотивацию, или в молитву и в ее внутренний смысл, или в заповедь и в ее смысл бесконечно великим отражением, каким оно совсем не могло светить и раскрыться, пока эти буквы и заповедь находятся в этом материальном мире, ни в малейшей степени, до скончания времен, когда этот мир будет вознесен из своей вещественности и раскроется слава Всевышнего и т. п., как о том уже подробно говорилось*.

* Примечание.

А там также светит и раскрывается высшее единство, образующееся через каждое исполнение заповеди и изучение Торы, и это — единство атрибутов Его, благословенного, которые включаются друг в друга, и категории Суда смягчаются категориями милосердия в силу того, что это время благорасположения Эйн Софа, благословен Он, который светит и раскрывается категорией явного раскрытия, великого и сильного, при пробуждении снизу, то есть при исполнении заповедей или при изучении Торы, в которых облечено высшее желание Эйн Софа, благословен Он. Но в основном это единство высоко-высоко в мире Ацилут, — там суть и сущность атрибутов Его, благословенного, едина с Эманирующим их, Эйн Софом, благословен Он, и только их отражение светит в мирах Бриа, Йецира, Асия, в каждом из них в соответствии с его достоинством. И хотя душа человека, занимающегося этой Торой и заповедью, не из мира Ацилут, все же высшее желание облечено в эту заповедь, оно же и есть сама Галаха и Тора, которую [этот человек] изучает, и это — Б-жественность и свет — Эйн Соф [- Всевышнего], Эмалирующего, благословен Он, ибо Он и Его желание -одно, и по Своему благословенному желанию Он эманировал Свои атрибуты, единые с Ним, благословенным, и через раскрытие Его желания, раскрывающегося через занятие этой Торой и заповедью, они включаются друг в друга, и категории Суда смягчаются категориями милосердия во время этого благорасположения.

В свете этого совершенно понятно то, что страх и любовь иносказательно называются крыльями, как сказано: «двумя летает»[6] и как писал раби Хаим Виталь, благословенной памяти, во «Вратах единений», раздел 11. Ибо крылья птицы — руки человека и т. д. И в книге «Тикуней Зогар» объясняется, что те, кто занимается Торой и заповедями в страхе и любви, называются сыновьями, а без страха и любви — птенцами, так как они не могут летать*.

* Примечание.

И в книге «Тикуней Зогар», гл. 45, объясняется: птица — Метатрон[7], его голова — буква «йод» [имени Гавайе], тело — «вав», а две конечности — две буквы «гей» и т. д. То есть это мир Йецира, называемый Метатрон, а в нем находятся «тела» галахот. Его голова — мозг, категории Хабад, и это внутренний смысл галахот, их тайны и обоснования. А две конечности: страх и любовь — верхняя буква «гей», с которой соотносится любовь, и нижняя буква «гей» — нижний страх, бремя Царства Небесного, а трепет пред Всевышним — как, например, трепет перед королем, — внешний явный страх. Иное — верхний страх, страх стыда, он исходит от скрытых истин, принадлежащих [только] Б-гу Всевышнему нашему, и Он — в высшей мудрости, буква «йод» имени Гавайе, благословен Он, как о том говорится в «Раая мегеймана».

Ибо так же, как крылья птицы для нее не основное, ее жизнь от них совсем не зависит, как мы и учим [в законах о трефном]: «оторваны крылья — кашерна»[8]. И основное [у птицы] голова и все тело, а крылья только служат голове и телу для того, чтобы с их помощью летать. Подобно этому и Тора и заповеди — основа высшего единения через раскрытие высшего желания, с их помощью раскрывающегося. А страх и любовь их поднимают туда, где раскрывается желание света -Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, и единение, то есть к миру Йецира и миру Бриа*.

* Примечание.

Или даже к миру Асия в десяти сфирот стороны Кдуша, вместо заповедей, связанных с действием. И это при изучении Письменной Торы, но при изучении Мишны раскрывается единство и свет — Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, в мире Йецира, а при изучении Талмуда — в мире Бриа. А именно: при изучении Письменной Торы единство и свет — Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, распространяется от мира Ацилут до мира Асия, а при изучении Мишны — только до мира Йецира, а при изучении Талмуда — только до мира Бриа. Ибо все они в мире Ацилут. Но при изучении Кабалы нет совершенно распространения от мира Ацилут к мирам Бриа, Йецира, Асия, как это объясняется в книге «При эц хаим».

И хотя страх и любовь входят в число 613 заповедей, все же они называются крыльями, так как цель любви — служение из любви. А любовь без служения -это любовь наслаждения[9], когда человек наслаждается Всевышним подобно [наслаждению] в мире грядущем и [при будущем] вознаграждении, как написано: «Сегодня исполнить их, а завтра — получить за них вознаграждение»[10]. И тот, кто не достиг того, чтобы в какой-то степени вкусить [блаженство] мира грядущего, и душа его все еще желает и жаждет Всевышнего и умирает [от жажды] к Нему весь день, и он не [может] утолить свою жажду водами Торы, которые перед ним, такой человек подобен стоящему у реки и восклицающему: «Воды, воды попить!», как жалуется о таких людях пророк: «О! Всякий жаждущий, идите к воде»[11]. Ибо, если рассматривать буквальный смысл, непонятно: если кто-то [полон] жажды и желает изучать Тору, выход [для него] простой — пусть учит, как он того и желает, но если так, отчего же пророк укоряет его: «О!..», и как о том подробно говорится в другом месте.

К главе сороковой

[1]   То есть они далеки от Всевышнего.

[2]   Когелет, 1:3.

[3]   Псахим, 50а.

[4]   Йешаягу, 45:12.

[5]   В гл. 35 и 37. Ср. также конец гл. 53.

[6]   Йешаягу, 6:2.

[7]   Высший ангел.

[8]   Хулин, 56б. 

[9]   См. гл. 9 и 14.

[10]   Эйрувин, 22а. 

[11]   Йешаягу, 55:1.

פרק מ

אך כל זמן שלא חזר ולמד דבר זה לשמה אין לימודו עולה אפי’ בי»ס המאירות בעולם היצירה והעשיה כי הספירות הן בחי’ אלהות ובהן מתלבש ומתייחד אור א»ס ב»ה ממש ובלא דחילו ורחימו לא יכלא לסלקא ולמיקם קדם ה’ כמ»ש בתיקונים רק לימודו עולה להיכלות ומדורין שהן חיצוניות העולמות שבהן עומדים המלאכים וכמ»ש הרח»ו ז»ל בשער הנבוא’ פ»ב שמהתורה שלא בכוונה נבראים מלאכים בעולם היצירה ומהמצות בלי כוונה נבראים מלאכים בעולם העשייה וכל המלאכים הם בעלי חומר וצורה אבל תורה שלא לשמה ממש כגון להיות ת»ח וכה»ג אינה עולה כלל למעלה אפי’ להיכלו’ ומדור המלאכים דקדושה אלא נשארת למטה בעוה»ז הגשמי שהוא מדור הקליפות: הגה»ה (כמ»ש בזהר ח»ג דף ל»א ע»ב ודף קכ»א עמוד ב’ עי’ שם ההיא מלה סלקא ובקעא רקיעין כו’ ואתער מה דאתער אי טב טב כו’ ע»ש ודף ק»ה ע»א מלה דאורייתא אתעביד מיניה קלא וסליק כו’ וד’ קס»ח ע»ב קלין דאורייתא וצלותא בקעין רקיעין כו’): וכמ»ש בזהר על פסוק מה יתרון לאדם בכל עמלו שיעמול תחת השמש דאפילו עמלא דאורייתא אי עביד בגין יקריה כו’ וז»ש אשרי מי שבא לכאן ותלמודו בידו פי’ שלא נשאר למטה בעוה»ז. ואף דאורייתא וקב»ה כולא חד שהוא ורצונו אחד הרי קב»ה איהו ממלא כל עלמין בשוה ואעפ»כ אין העולמות שוים במעלתם והשינוי הוא מהמקבלים בב’ בחי’ הא’ שהעליונים מקבלים הארה יותר גדולה לאין קץ מהתחתונים והשנית שמקבלים בלי לבושים ומסכים רבים כ»כ כבתחתונים ועוה»ז הוא עולם השפל בב’ בחי’ כי ההארה שבו מצומצמת מאד עד קצה האחרון ולכן הוא חומרי וגשמי וגם זאת היא בלבושים ומסכים רבים עד שנתלבשה בקליפת נוגה להחיות כל דברים הטהורים שבעוה»ז ובכללם הוא נפש החיונית המדברת שבאדם ולכן כשמדברת דברי תורה ותפלה בלא כוונה אף שהן אותיות קדושות ואין קליפת נוגה שבנפש החיונית מסך מבדיל כלל להסתיר ולכסות על קדושתו ית’ המלובשת בהן כמו שהיא מסתרת ומכסה על קדושתו ית’ שבנפש החיונית כשמדברת דברים בטלי’ ושבנפש החיונית שבשאר בעלי חיים הטהורים דאף דלית אתר פנוי מיני’ מ»מ איהו סתימו דכל סתימין ונק’ אל מסתתר וגם ההארה והתפשטות החיות ממנו ית’ מסתתרת בלבושים ומסכים רבים ועצומים עד שנתלבשה ונסתתרה בלבוש נוגה משא»כ באותיות הקדושות של דברי תורה ותפלה דאדרבה קליפת נוגה מתהפכת לטוב ונכללת בקדושה זו כנ»ל מ»מ ההארה שבהן מקדושתו ית’ היא בבחי’ צמצום עד קצה האחרון מאחר שהקול והדבור הוא גשמי אבל בתפלה בכוונה ותורה בכוונה לשמה הרי הכוונה מתלבשת באותיות הדבור הואיל והיא מקור ושרש להן שמחמתה ובסיבתה הוא מדבר אותיות אלו לכן היא מעלה אותן עד מקומה בי»ס דיצירה או דבריאה לפי מה שהיא הכוונה בדחילו ורחימו שכליים או טבעיים כו’ כנ»ל ושם מאיר ומתגלה אור א»ס ב»ה שהוא רצון העליון ב»ה המלובש באותיות התורה שלומד ובכוונתן או בתפלה ובכוונתה או במצוה ובכוונתה בהארה גדולה לאין קץ מה שלא יכול להאיר ולהתגלות כלל בעוד האותיות והמצוה בעוה»ז הגשמי לא מינה ולא מקצתה עד עת קץ הימין שיתעלה העולם מגשמיותו ונגלה כבוד ה’ וגו’ כנ»ל באריכות: הגהה (ושם מאיר ומתגלה ג»כ היחוד העליון הנעשה בכל מצוה ות»ת שהוא יחוד מדותיו ית’ שנכללות זו בזו ונמתקות הגבורות בחסדים ע»י עת רצון העליון א»ס ב»ה המאיר ומתגלה בבחי’ גילוי רב ועצום באתערותא דלתתא היא עשיית המצוה או עסק התורה שבהן מלובש רצון העליון א»ס ב»ה אך עיקר היחוד הוא למעלה מעלה בעולם האצילות ששם הוא מהות ועצמות מדותיו ית’ מיוחדו’ במאצילן א»ס ב»ה ושם הוא מהות ועצמות רצון העליון א»ס ב»ה והארתן לבד היא מאירה בבי»ע בכל עולם מהן לפי מעלתו ואף שנפש האדם העוסק בתורה ומצוה זו אינה מאצילות מ»מ הרי רצון העליון המלובש במצוה זו והוא הוא עצמו הדבר הלכה והתורה שעוסק בה הוא אלהות ואור א»ס המאציל ב»ה שהוא ורצונו אחד וברצונו ית’ האציל מדותיו המיוחדות בו ית’ וע»י גילוי רצונו המתגלה ע»י עסק תורה ומצוה זו הן נכללות זו בזו ונמתקות הגבורות בחסדים בעת רצון זו): ובזה יובן היטב הא דדחילו ורחימו נקראי’ גדפין ד»מ כדכתי’ ובשתים יעופף [וכמ»ש הרח»ו ז»ל בשער היחודים פי»א] שהכנפים בעוף הן זרועות האדם כו’ ובתיקונים פי’ שהעוסקים בתורה ומצות בדחילו ורחימו נקראים בנים ואם לאו נק’ אפרוחים דלא יכלין לפרחא הגהה (ובתיקון מ»ה דעופא הוא מט»ט רישא דיליה י’ וגופא וא»ו ותרין גדפין ה’ ה’ כו’ והיינו עולם היצירה שנקרא מט»ט ובו הן גופי הלכות שבמשנה ורישא דיליה הן המוחין ובחי’ חב»ד שהן פנימיות ההלכות וסודן וטעמיהן ותרין גדפין דחילו ורחימו הן ה’ עילאה שהיא רחימו וה’ תתאה היא יראה תתאה עול מלכות שמים ופחד ה’ כפחד המלך ד»מ שהיא יראה חיצונית ונגלית משא»כ יראה עילאה ירא בושת היא מהנסתרות לה’ אלהינו והיא בחכמה עילאה יו»ד של שם הוי»ה ב»ה כמ»ש בר»מ): כי כמו שכנפי העוף אינם עיקר העוף ואין חיותו תלוי בהם כלל כדתנן ניטלו אגפיה כשרה והעיקר הוא ראשו וכל גופו והכנפיי’ אינם רק משמשים לראשו וגופו לפרחא בהון וכך ד»מ התורה ומצות הן עיקר היחוד העליון ע»י גילוי רצון העליון המתגלה על ידיהן והדחילו ורחימו הם מעלים אותן למקום שיתגלה בו הרצון אור אין סוף ברוך הוא והיחוד שהן יצירה ובריאה הגהה (או אפילו בעשיה בי»ס דקדושה מקום מצות מעשיות וכן מקרא אבל במשנה מתגלה היחוד ואור אין סוף ברוך הוא ביצירה ובתלמוד בבריא’ דהיינו שבלימוד מקרא מתפשט היחוד ואור א»ס ב»ה מאצילו’ עד העשיה ובמשנה עד היצירה לבדה ובתלמוד עד הבריאה לבדה כי כולן באצילות אבל קבלה אינה מתפשטת כלל מאצילות לבי»ע כמ»ש בפרע»ח): והנה אף דדחילו ורחימו הם ג»כ מתרי»ג מצות אעפ»כ נקראין גדפין להיות כי תכלית האהבה היא העבודה מאהבה ואהבה בלי עבודה היא אהבה בתענוגים להתענג על ה’ מעין עוה»ב וקבלת שכר והיום לעשות’ כתי’ ולמחר לקבל שכרם ומי שלא הגיע למדה זו לטעום מעין עוה»ב אלא עדיין נפשו שוקקה וצמאה לה’ וכלתה אליו כל היום ואינו מרוה צמאונו במי התורה שלפניו הרי זה כמי שעומד בנהר וצועק מים מים לשתות כמו שקובל עליו הנביא הוי כל צמא לכו למים. כי לפי פשוטו אינו מובן דמי שהוא צמא ומתאווה ללמוד פשיטא שילמוד מעצמו ולמה לו לנביא לצעוק עליו הוי וכמ»ש במ»א באריכות: