Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Параллельный текст на русском и иврите. Ликутей Амарим гл. 51

Ликутей Амарим гл. 51

 С Б-жьей помощью

ГЛАВА ПЯТЬДЕСЯТ ПЕРВАЯ

И чтобы подробнее объяснить слова януки, приведенные выше[1], нужно прежде объяснить — так, чтобы в какой-то мере это стало ясным, — понятие пребывания Шхины. Шхина пребывала в Святая святых, а также в других местах, где Она пребывала. Как это понимать? Ведь слава Его наполняет всю землю, и нет места, где бы Он не был. [Чтобы в этом разобраться, следует исходить из того, что] написано: "И из плоти моей узрю Б-га"[2]. Подобно тому, как человеческая душа наполняет все 248 членов тела, от головы и до ног, и все же в основном душа пребывает в мозгу его, и из мозга она распространяется во все члены, и каждый член получает от нее жизнетворность и силу, подходящую для него, в соответствии с его составом и" свойством: глаз — чтобы видеть, ухо — чтобы слышать, рот — говорить, ноги — ходить, как это явно ощутимо, ведь мозг чувствует всякое сообщение влияния 248 членов и все с ними происходящее. Однако разнообразие сил и жизнетворности в членах тела не зависит от души, от сущности ее и сути. Суть ее и сущность не подразделяется на 248 частей, облекающихся в 248 местах, в соответствии с формой и расположением членов тела, ибо в таком случае сущность и суть ее должна была бы иметь материальную структуру, и образ, и форму в соответствии с формой тела, да сохранит Всевышний от подобной мысли, но она вся — одна простая духовная сущность, лишенная всякой материальной структуры и ограничений пространства, меры и границы, свойственных материальному, так как она — суть и сущность души, а о сути и сущности нельзя сказать, что она находится в мозгу, который в голове, в большей степени, чем в ногах, так как суть и сущность ее не связаны с понятием и категорией материального пространства и ограничения, и лишь 613 видов сил и жизнетворное™ заключены в душе, в ее сути и сущности, дабы стать явными и выйти из потенциального состояния и оживлять 248 членов и 365 кровеносных сосудов, находящихся в теле, через их облечение в ви-тальную душу, которая также заключает в себе эти 248 и 365 [видов] сил и жизнетворности.

И о проистечении всех 613 видов сил и жизнетворности из души, где они находятся в состоянии утаения, к телу, дабы его оживлять, сказано, что в основном место и пребывание этого проистечения и этого раскрытия целиком в мозгу, который в голове. И потому мозг первым получает надлежащую ему силу и жизне-творность в соответствии с его сложением и свойством, и это — Хохма, Бина и Даат, и силы мышления, и все, что имеет отношение к мозгу, и не только это, но и общность всех проистечении жизненной силы к остальным членам также заключена и облечена в мозгу, который в голове, и там — основа и корень этого проистечения в состоянии раскрытия света и жизненной силы всей души в целом, а оттуда распространяется отражение ко всем остальным членам, и каждый из них получает силу и жизнетворность, для него подходящую, в соответствии с его составом и свойством. Сила зрения раскрывается в глазу, а сила слуха в ухе и т. д. И все силы распространяются от мозга, как известно, и там — основное место пребывания всей души в состоянии раскрытия, ибо там раскрывается в общем распространяющаяся из нее жизнетворность. Только силы общей жизнетворности светят и распространяются оттуда ко всем органам тела, подобно свету, распространяющемуся и светящему от солнца в самые укромные уголки (и даже сердце получает от мозга, и потому мозг властвует над ним по природе своей, как о том уже говорилось[3]).

И совершенно так же, если воспользоваться этим как сравнением, Эйн Соф, благословен Он, наполняет все миры, дабы их оживлять. А в каждом мире есть бесчисленное и неограниченное множество творений, несметное множество видов ступеней ангелов и душ и т. д. А также и множество миров бесконечно и неограничено, один выше другого и т. д. А суть и сущность Эйн Софа, благословен Он, одинакова по отношению к верхним и к нижним, подобно душе, как о том говорилось выше и как сказано в книге "Тикуней Зогар": "Он — Сокровенное всех сокровенных", то есть даже в верхних сокровенных мирах Он утаен и скрыт внутри них так же, как Он утаен и скрыт в нижних мирах, ибо "мысль совершенно не постигает Его" даже в верхних мирах. И значит, так же, как там Он есть, совершенно так же Он есть и в нижних.

Разница между верхними и нижними мирами — в ‘проистечении жизнетворности, которую Эйн Соф, благословен Он, продолжает вниз и светит в состоянии раскрытия утаения (и в этом одна из причин, что влияние и проистечения жизнетворности называются светом в порядке сравнения), дабы оживлять миры и творения, которые в них. Верхние миры получают [жизне-творность] немного более явно, чем нижние, и все творения в них получают каждое в соответствии с силой его и свойством, и это — свойство и категория частного проистечения, которое Эйн Соф, благословен Он, продолжает вниз и [которым] светит каждому из них.

А нижние миры, даже духовные, не получают [жизнетворности] столь явным образом, но во многих одея-. ниях, в которые Эйн Соф, благословен Он, облекает жизнетворность и свет, которые Он продолжает вниз и которыми светит им [мирам], дабы их оживлять. И столь крепки и сильны одеяния, в которые Эйн Соф, благословен Он, облекает свет и жизнетворность и в которых Он скрывает их до такой степени, что Он сотворил ими непосредственно этот материальный и вещественный мир, и дает ему существование, и оживляет его жизнетворностью и светом, которые он продолжает вниз и светит [ими] ему, свет, облеченный, и прикрытый, и утаенный во многих и сильных одеяниях, скрывающих и утаивающих свет и жизнетворность до такой степени, что не виден и не ощутим никакой свет и [никакая] жизнетворность, а только материальные, вещественные тела, которые кажутся безжизненными, но в них есть свет и жизнетворность, из ничего постоянно вызывающий их к существованию, дабы они не стали снова полным небытием, как это было прежде. И этот свет — от Эйн Софа, благословен Он, и только Он облекся во многие одеяния. И как сказано в книге "Эц хаим", что свет и жизнетворность материального земного шара, видимого телесным глазам, — от [ступени] Малхут сфиры Малхут мира Асия, а в ней — Малхут мира Йецира и т. д., так что внутри всех — десять сфирот мира Ацилут, единых с Эманирующим, Эйн Софом, благословен Он.

Примечания

К главе пятьдесят первой

[1]   В гл. 35.

[2]   Ийов, 19:26.

[3]   В гл. 12.

 

פרק נא

והנה לתוספת ביאור לשון הינוקא דלעיל צריך לבאר תחלה להבין קצת ענין השראת השכינה שהיתה שורה בבית ק»ק וכן כל מקום השראת השכינה מה עניינו הלא מלא כל הארץ כבודו ולית אתר פנוי מיניה. אך הענין כדכתיב ומבשרי אחזה אלוה שכמו שנשמת האדם היא ממלאה כל רמ»ח אברי הגוף מראשו ועד רגלו ואעפ»כ עיקר משכנה והשראתה היא במוחו ומהמוח מתפשטת לכל האברים וכל אבר מקבל ממנה חיות וכח הראוי לו לפי מזגו ותכונתו העין לראות והאזן לשמוע והפה לדבר והרגלים להלוך כנראה בחוש שבמוח מרגיש כל הנפעל ברמ»ח אברים וכל הקורות אותם. והנה אין שינוי קבלת הכחות והחיות שבאברי הגוף מן הנשמה מצד עצמה ומהותה שיהיה מהותה ועצמותה מתחלק לרמ»ח חלקי’ שונים מתלבשי’ ברמ»ח מקומו’ כפי ציור חלקי מקומו’ אברי הגוף שלפי זה נמצא עצמותה ומהותה מצוייר בציור גשמי ודמות ותבנית כתבנית הגוף ח»ו אלא כולה עצם אחד רוחני פשוט ומופשט מכל ציור גשמי ומבחי’ וגדר מקום ומדה וגבול גשמי מצד מהותה ועצמות’ ולא שייך במהות’ ועצמותה לומר שהיא במוחין שבראש יותר מברגלים מאחר שמהותה ועצמותה אינה בגדר ובחי’ מקום וגבול גשמי רק שתרי»ג מיני כחות וחיות כלולים בה במהותה ועצמותה לצאת אל הפועל והגילוי מההעלם להחיות רמ»ח אברין ושס»ה גידין שבגוף ע»י התלבשותם בנפש החיונית שיש לה ג»כ רמ»ח ושס»ה כחות וחיות הללו. והנה על המשכת כל התרי»ג מיני כחות וחיות מהעלם הנשמה אל הגוף להחיותו עליה אמרו שעיקר משכנה והשראתה של המשכה זו וגילוי זה הוא כולו במוחין שבראש ולכן הם מקבלים תחלה הכח והחיות הראוי להם לפי מזגם ותכונתם שהן חב»ד וכח המחשבה וכל השייך למוחין ולא זו בלבד אלא גם כללות כל המשכות החיות לשאר האברים ג»כ כלולה ומלובשת במוחין שבראש ושם הוא עיקרה ושרשה של המשכ’ זו בבחי’ גילוי האור והחיו’ של כל הנשמ’ כולה ומשם מתפשטת הארה לשאר כל האברים ומקבל כל א’ כח וחיו’ הראוי לו כפי מזגו ותכונתו כח הראיה מתגלה בעין וכח השמיעה באוזן וכו’. וכל הכחות מתפשטים מהמוח כנודע כי שם הוא עיקר משכן הנשמה כולה בבחי’ גילוי שנגלית שם כללו’ החיות המתפשט ממנה. רק כחותיה של כללות החיות מאירים ומתפשטים משם לכל אברי הגוף כדמיון האור המתפשט ומאיר מהשמש לחדרי חדרים [ואפילו הלב מקבל מהמוח ולכן המוח שליט עליו בתולדתו כנ»ל]: וככה ממש עד»מ א»ס ב»ה ממלא כל עלמין להחיותם ובכל עולם יש ברואים לאין קץ ותכלית רבוא רבבות מיני מדרגות מלאכים ונשמות כו’ וכן ריבוי העולמות אין לו קץ וגבול גבוה על גבוה כו’. והנה מהותו ועצמותו של א»ס ב»ה שוה בעליונים ותחתונים כמשל הנשמה הנ»ל וכמ»ש בתיקונים דאיהו סתימו דכל סתימין פי’ דאפי’ בעלמין סתימין דלעילא הוא סתום ונעלם בתוכם כמו שהוא סתום ונעלם בתחתוני’ כי לית מחשבה תפיסא ביה כלל אפי’ בעולמות עליונים. ונמצא כמו שמצוי שם כך נמצא בתחתונים ממש. וההבדל שבין עולמו’ עליונים ותחתונים הוא מצד המשכת החיות אשר א»ס ב»ה ממשיך ומאיר בבחי’ גילוי מההעלם [שזה אחד מהטעמי’ שההשפעה והמשכות החיות מכונה בשם אור עד»מ] להחיות העולמות והברואים שבהם שהעולמו’ העליוני’ מקבלים בבחי’ גילוי קצת יותר מהתחתוני’ וכל הברואי’ שבהם מקבלים כל א’ כפי כחו ותכונתו שהיא תכונת ובחי’ המשכה הפרטית אשר א»ס ב»ה ממשיך ומאיר לו. והתחתונים אפי’ הרוחניים אינם מקבלים בבחי’ גילוי כ»כ רק בלבושים רבים אשר א»ס ב»ה מלביש בהם החיות והאור אשר ממשיך ומאיר להם להחיותם וכ»כ עצמו וגברו הלבושים אשר א»ס ב»ה מלביש ומסתיר בהם האור והחיות עד אשר ברא בו עוה»ז החומרי והגשמי ממש ומהווהו ומחייהו בחיות ואור אשר ממשיך ומאיר לו אור המלובש ומכוסה ומוסתר בתוך הלבושים הרבים והעצומים המעלימים ומסתירי’ האור והחיות עד שאין נראה ונגלה שום אור וחיות רק דברים חומריים וגשמיים ונראים מתים אך בתוכם יש אור וחיות המהוה אותם מאין ליש תמיד שלא יחזרו להיות אין ואפס כשהיו ואור זה הוא מא»ס ב»ה רק שנתלבש בלבושים רבים וכמ»ש בע»ח שאור וחיות כדור הארץ החומרי הנראה לעיני בשר הוא ממלכות דמלכות דעשיה ובתוכה מלכות דיצירה: בדפוסים הקודמים הי’ כתוב «מלכות דמלכות דעשיה» ונ»ל דצ»ל «מלכות דיצירה» וכ»ה באגה»ק סי’ כ»ה המתחיל להבין אמרי בינה כו’. נמצא לפנינו גוף כתי»ק].: וכו’ עד שבתוך כולן י»ס דאצילות המיוחדות במאצילן א»ס ב»ה: