Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Параллельный текст на русском и иврите. Ликутей Амарим гл. 26

Ликутей Амарим гл. 26

 С Б-жьей помощью

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ

Должно быть известно общее правило: так же как в борьбе за физическое преобладание, например когда двое борются друг с другом, чтобы друг друга повалить на землю, – если один из них борется лениво и тяжело, он с легкостью будет побежден и упадет, даже если он сильнее другого[1]. Точно так же и в борьбе с дурным влечением невозможно победить при лености и тяжеловесности, возникающих из-за грусти и отупения сердца, [ставшего] как камень, а лишь при проворности, вызываемой радостью и раскрытием сердца, чистого и свободного от всякого следа заботы и грусти в этом мире.

И если написано: "От всякой грусти будет преимущество"[2], следует понимать, что будет от этого какое-то преимущество и достоинство. И напротив, видно из этих слов, что в самой грусти нет достоинства, и лишь будет от нее какое-то преимущество, а именно истинная радость во Всевышнем Б-ге, наступающая после истинной грусти, [которой человек предается] в избран-, ное для этого время, [сокрушаясь] о своих грехах с горечью в душе и с разбитым сердцем, и этим он сломит дух нечистоты и стороны "ситра ахра" и железную преграду, отделяющую его от Отца его, Который в небе, как сказано в книге "3oгар" о словах "Дух сокрушенный, сердце разбитое и т. д."[3]. И тогда исполнится в нем то, что написано в начале этого стиха: "Дай мне услышать радость и веселье… Верни мне радость помощи Твоей и дух великодушный и т. д."[4]. И это -простая причина того, что раби Ицхак Лурия, благословенна его память, предписал читать эту главу книги Тегилим после полуночного бдения перед тем, как начать изучение Торы, чтобы оно было в истинной радости во Всевышнем, наступающей после грусти. Ибо в такой радости есть преимущество, как в свете, появляющемся после тьмы, как написано в книге "Зогар" о словах "И видел я, что в мудрости есть преимущество перед глупостью, как есть преимущество света и т. д."[5], – вдумайся в эти слова, и разумеющему сказанного достаточно. И написано ясно: "За то, что ты не служил Всевышнему, Б-гу твоему, в радости и т. д."[6], и всем известен комментарий раби Ицхака Лурии, благословенна его память, объясняющий эти слова.

И вот средство, рекомендуемое,для того, чтобы очистить сердце от всякой грусти и от всякого следа заботы о делах этого мира, даже о "детях, здоровье и пропитании". Всем известны слова наших мудрецов, благословенна их память: "Так же, как человек благословляет за добро и т. д."[7]. И Гмара поясняет – принимать [все] с радостью так же„ как радуются добру, раскрытому и видимому, ибо это [- все тяжелое и неприятное -] также к добру, только оно не раскрыто и невидимо взору человека. Ибо оно – из Мира сокровения, который выше Мира раскрытия. Он проистекает от букв "вав"-"гей" имени Гавайе, благословен Он, а Мир сокровения – от букв "йод"-"гей". И потому сказано: "Блажен муж, которого Гавайе ["йод"-"гей"-"вав"-"гей"] поражает муками и т. д."[8]. И потому сказали наши мудрецы, благословенной памяти[9], что о тех, кто с радостью принимает страдания, написано: "А любящие Его – как солнце, выходящее в силе своей"[10]. Ибо радость от любви [и желания] близости ко Всевышнему больше всей жизни этого мира, как сказано: "Ибо милосердие Твое лучше жизни и т. д."[11]. Но близость Всевышнего гораздо более велика и неизмеримо более возвышенна в Мире сокровения, ибо "там скрывается мощь Его"[12] и "Всевышний пребывает в утаении"[13]. [Человек, с радостью принимающий страдания], удостаивается [видеть] в мире грядущем "солнце, выходящее в силе своей", и это – солнце, выходящее из-за покрова, которым оно скрыто в этом мире. В мире грядущем оно явится свободным от покрова, то есть – тогда раскроется Мир сокровения и засияет и засветит великим и сильным раскрытием для всех надеющихся на Него в этом мире и теснящихся в тени Его – в тени мудрости, а она – категория тени, а не видимого света и блага, и разумеющим довольно сказанного.

А что касается грусти, связанной с небесным, нужно искать путей, чтобы избавиться от нее. И ясно, что от нее нужно избавляться во время служения [Всевышнему], ведь человек должен служить Ему в радости и доброте сердечной. Даже если человеком, занимающимся торговлей и другими повседневными делами, в то время, как он этим  занят, овладевает грусть и озабоченность, связанная с небесным, совершенно ясно, что это ухищрение дурного влечения, чтобы ввергнуть его затем в жажду [земного], да сохранит Всевышний. Ведь если не так, то откуда[14] появилась в нем истинная грусть, происходящая от любви ко Всевышнему или от страха перед Ним, в то время, как он занят делами? Так что, когда бы ни посетила его грусть, во время ли служения Б-гу изучением Торы или молитвой или не во время этого служения, человек должен вспомнить о том, что это не время для истинной грусти, даже для озабоченности из-за тяжких грехов, да сохранит Всевышний. Для этого человек должен специально избрать благоприятное время и размышлять ясным разумением о величии Всевышнего, перед Которым он согрешил, чтобы это сломило его сердце на самом деле в истинной горечи, как объясняется о таком времени в другом месте. И сказано там также, что сразу после того, как сердце его будет сломлено в предназначенное для этого время, пусть устранит из своего сердца грусть совершенно и уверует полной верой в то, что Всевышний простил его грех и что Он много прощает. И это и есть истинная радость во Всевышнем, наступающая после грусти, как говорилось выше.

К главе двадцать шестой

[1]   Имеется в виду Б-жественная душа. Она местится в мозгу, а мозг властен над сердцем, а также, как уже говорилось, свет имеет преимущество перед тьмой, и Всевышний помогает в этой борьбе.

[2]   Мишлей, 14:23.

[3]   Тегилим, 51:19.

[4]   Тегилим, 10:14.

[5]   Когелет, 2:13.

[6]   Дварим, 28:47.

[7]   Брахот, 9:5. Он должен точно так же благословлять и при несчастье.

[8]   Тегилим, 94:12.

[9]   Йома, 23а.

[10]   Шофтим, 5:31.

[11]   Тегилим, 63:4.

[12]   Хавакук, 3:4.

[13]   Тегилим, 91:1.

[14]   Так как высшие ступени Б-жественной души, не облекающиеся в тело, едины со Всевышним, возможно свыше побуждение души к покаянию в то время, когда человек занят совершенно иным, повседневными делами. В нем вдруг возникают мысли о покаянии, он твердо решает установить время для изучения Торы, участвовать в общей молитве и т. п. В таком случае не нужно ожидать особого времени, предназначенного для покаяния, он должен немедленно начать жить по-новому. Мысли обращены к тому, что в настоящем и в будущем, но автор говорит о том случае, когда человеком овладевает грусть по поводу прошлого, того, что в нем нарушено грехами. Если среди повседневных занятий человеком овладевает грусть из-за прошлого, это, наверное, ухищрение зла.

פרק כו

ברם כגון דא צריך לאודעי כלל גדול כי כמו שנצחון לנצח דבר גשמי כגון שני אנשים המתאבקים זה עם זה להפיל זה את זה. הנה אם האחד הוא בעצלות וכבדות ינוצח בקל ויפול גם אם הוא גבור יותר מחבירו ככה ממש בנצחון היצר אי אפשר לנצחו בעצלות וכבדות הנמשכות מעצבות וטמטום הלב כאבן כ»א בזריזות הנמשכת משמחה ופתיחת הלב וטהרתו מכל נדנוד דאגה ועצב בעולם. ומ»ש בכל עצב יהיה מותר פי’ שיהיה איזה יתרון ומעלה מזה הנה אדרבה מלשון זה משמע שהעצב מצד עצמו אין בו מעלה רק שיגיע ויבא ממנו איזה יתרון והיינו השמחה האמיתית בה’ אלהיו הבאה אחר העצב האמיתי לעתים מזומנים על עונותיו במר נפשו ולב נשבר שע»י זה נשברה רוח הטומאה וס»א ומחיצה של ברזל המפסקת בינו לאביו שבשמים כמ»ש בזהר ע»פ רוח נשברה לב נשבר וגו’ ואזי יקוים בו רישיה דקרא תשמיעני ששון ושמחה וגו’ השיבה לי ששון ישעך ורוח נדיבה וגו’ וזהו טעם הפשוט לתיקון האר»י ז»ל לומר מזמור זה אחר תיקון חצות קודם הלימוד כדי ללמוד בשמחה אמיתית בה’ הבאה אחר העצב שיש לשמחה זו יתרון כיתרון האור הבא מן החשך דוקא כמ»ש בזהר על פסוק וראיתי שיש יתרון לחכמה מן הסכלות כיתרון האור כו’ ע»ש וד»ל ומקרא מלא דבר הכתוב תחת אשר לא עבדת את ה’ אלהיך בשמחה וגו’ ונודע לכל פי’ האר»י ז»ל על פסוק זה: והנה עצה היעוצה לטהר לבו מכל עצב ונדנוד דאגה ממילי דעלמא ואפי’ בני חיי ומזוני מודעת זאת לכל מאמר רז»ל כשם שמברך על הטובה כו’ ופירשו בגמ’ לקבולי בשמחה כמו שמחת הטובה הנגלית ונראית כי גם זו לטובה רק שאינה נגלית ונראית לעיני בשר כי היא מעלמא דאתכסי’ שלמעלה מעלמא דאתגלייא שהוא ו»ה משם הוי»ה ב»ה ועלמא דאתכסיא הוא י»ה וז»ש אשרי הגבר אשר תיסרנו י»ה וגו’ ולכן ארז»ל כי השמחים ביסורים עליהם הכתוב אומר ואוהביו כצאת השמש בגבורתו כי השמחה היא מאהבתו קרבת ה’ יותר מכל חיי העוה»ז כדכתיב כי טוב חסדך מחיים וגו’ וקרבת ה’ היא ביתר שאת ומעלה לאין קץ בעלמא דאתכסיא כי שם חביון עוזו ויושב בסתר עליון ועל כן זוכה לצאת השמש בגבורתו לעתיד לבא שהיא יציאת חמה מנרתקה שהיא מכוסה בו בעוה»ז ולעתיד תתגלה מכסויה דהיינו שאז יתגלה עלמא דאתכסיא ויזרח ויאיר בגילוי רב ועצום לכל החוסים בו בעוה»ז ומסתופפים בצלו צל החכמה שהוא בחי’ צל ולא אורה וטובה נראים וד»ל: אך העצבות ממילי דשמיא צריך לשית עצות בנפשו לפטר ממנה אין צריך לומר בשעת עבודה שצריך לעבוד ה’ בשמחה ובטוב לבב אלא אפילו מי שהוא בעל עסקים ודרך ארץ אם נופל לו עצב ודאגה ממילי דשמיא בשעת עסקיו בידוע שהוא תחבולת היצר כדי להפילו אח»כ בתאוות ח»ו כנודע שאל»כ מאין באה לו עצבות אמיתית מחמת אהבת ה’ או יראתו באמצע עסקיו. והנה בין שנפלה לו העצבות בשעת עבודה בת»ת או בתפלה ובין שנפלה לו שלא בשעת עבודה זאת ישים אל לבו כי אין הזמן גרמא כעת לעצבות אמיתית אפי’ לדאגת עונות חמורים ח»ו. רק לזאת צריך קביעות עתים ושעת הכושר בישוב הדעת להתבונן בגדול’ ה’ אשר חטא לו כדי שע»י זה יהיה לבו נשבר באמת במרירות אמיתית וכמבואר עת זו במ»א ושם נתבאר ג»כ כי מיד אחר שנשבר לבו בעתים קבועים ההם אזי יסיר העצב מלבו לגמרי ויאמין אמונה שלימה כי ה’ העביר חטאתו ורב לסלוח וזו היא השמחה האמיתית בה’ הבאה אחר העצב כנ»ל: