Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Параллельный текст на русском и иврите. Ликутей Амарим гл. 41

Ликутей Амарим гл. 41

 С Б-жьей помощью

ГЛАВА СОРОК ПЕРВАЯ

Однако следует постоянно помнить о начале служения, его основе и корне[1]: несмотря на то, что страх — корень избегания зла, а любовь — творения добра, для того, чтобы творить добро, недостаточно только пробуждение любви, прежде всего следует пробудить хотя бы естественный страх[2], скрытый в сердце каждого еврея, — не восставать против Царя царей, Всевышнего, благословен Он, как говорилось выше[3], чтобы [страх этот] проявился открыто в сердце или хотя бы в мозгу, а именно — размышлять[4] хотя бы о величии Эйн Софа, благословен Он, и царстве Его, царстве всех миров, верхних и нижних. Он же наполняет все миры и окружает все миры[5], и как написано: «Ведь небо и землю Я наполняю»[6], и Он оставляет в стороне верхних и нижних, и Царство Его — единственно народ Израиля вообще и он, [размышляющий], в частности. Ибо каждый человек должен сказать: «Для меня сотворен мир»[7]. И он также принимает на себя царство Его, дабы Он был его царем, дабы служить Ему, творить волю Его всеми способами, какими раб может служить. «И вот Всевышний над ним»[8], и «слава Его наполняет всю землю»[9], и «Он смотрит на него и испытывает почки и сердце»[10], служит ли он Ему, как подобает. И потому надлежит служить Ему в страхе и трепете, как стоящий перед королем.

Человек должен углубляться в эту мысль и отдавать ей столько времени, насколько мозг и мысль его способны и насколько он располагает временем перед изучением Торы или исполнением заповеди, как, например, перед тем, как надеть талит и тфилин. Пусть размышляет также о том, как свет — Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, окружающий все миры и наполняющий все миры, то есть высшее желание, облечен в буквы и мудрость Торы и в эти цицит и тфилин. И когда он будет читать Тору или надевать их, он привлечет к себе свет Его, благословенного, а именно: к частице Б-га свыше, которая в теле его[11], дабы включиться в свет Его, благословенного, и не ощущать в Нем [собственного] существования[12]. В частности [при возложении] тфилин[13] — отрешить от [собственного] существования мудрость и постижение своей Б-жественной души и включить их в мудрость и постижение Эйн Софа, благословен Он, облеченные, в частности, в [слова] отрывков Торы «Посвяти Мне…» и «И будет, когда приведет тебя Б-г…»[14], а именно: пользоваться своими мудростью и постижением, которые в душе его, только ради Всевышнего и таким образом отрешить от [собственного] существования категорию знания в душе своей, соединяющую в себе Хесед и Гвура, то есть страх и любовь, что в его сердце, и включить ее в категорию высшего знания, соединяющую в себе Хесед и Гвура, облеченную в отрывки «Слушай, Израиль…» и «И вот, если послушаетесь…», а именно, как написано в книге «Шулхан арух»[15], подчинить сердце и мозг и т. д. А при надевании цицит пусть вознамерится, как о том написано в книге «Зогар», распространить на себя Царство Его, благословенного, Царство всех миров и т. д., дабы соединить нас с Ним с помощью этой заповеди, и это подобно написанному: «Поставь короля над собой»[16].

И тогда, даже если его все же не охватит страх и трепет, ощутимые сердцем, все же, так как он принял на себя Царство Небесное и привлек к себе страх Его, благословенного, явным проявлением в своей мысли и желании, которые в мозгу, это приятие несомненно истинно, ибо для каждого еврея естественно не восставать против Святого Царя, благословен Он. И Тора, которую он изучает, или заповедь, исполняемая им силой этого приятия и привлечения страха в мозг его, называется совершенным служением, как любое служение раба господину и королю.

Но этого не происходит, если человек изучает Тору или исполняет заповедь только из любви, дабы стать приверженным Ему с помощью Торы Его и заповедей. Это не называется рабским служением, а сказано в Торе: «И служите Б-гу, Всевышнему вашему, и т. д.»[17], «И служите Ему и т. д.»[18]. И как сказано в книге «Зогар» (глава «Бегар»): «Как тот бык, на которого сначала возлагают ярмо, дабы извлечь из него пользу миру… так и человек должен прежде всего принять на себя бремя Царства Небесного… и если этого нет у него, святость не почиет на нем и т. д.»[19]. (И в «Раая мегеймана», там же, стр. 1116, [где сказано]), что каждый человек должен быть в двух состояниях,’на двух ступенях: ступень раба и ступень сына. И хотя сын может быть одновременно рабом, нельзя достичь этой ступени, если ей не предшествует верхний страх, как известно сведущим.

Даже тот, кто и в своем мозгу и мысли не чувствует никакого страха и стыда из-за малого достоинства своей души, происходящей от нижних ступеней десяти сфирот мира Асия, все же, так как он вознамерился в служении своем служить Царю, это совершенное служение, ибо страх и служение считаются двумя отдельными заповедями из числа 613, и неисполнение одной из них лишает ценности другую. Кроме того, он на самом деле выполняет также и эту заповедь тем, что вызывает страх в мысли своей, ибо по крайней мере в тот час и мгновение он страшится Неба по крайней мере в той степени, в какой боятся хотя бы просто человека, не короля, когда он видит, ибо из-за него не делают то, что, по его мнению, недостойно, и это называется боязнью, как сказал рабан Йоханан бен За-кай своим ученикам: Да будет воля [свыше], дабы вы страшились Неба в той же степени, в какой вы боитесь человека… Знайте, когда человек совершает грех, он говорит: «Хотя бы никто не увидел и т. д.»[20]. Но этот страх называется нижним, страхом греха, предшествующим мудрости[21]. А верхний страх — страх стыда[22] и т. д. Ибо есть страх и есть страх и т. д.

Но совершенно без страха, силою одной любви невозможно взлететь ввысь, как птица не может летать на одном крыле, ибо страх и любовь — два крыла (как сказано в книге «Тикуней Зогар»). Также и только страх — одно крыло, и нельзя с ним взлететь ввысь, хотя это и называется рабским служением. И необходимо также и состояние сына — пробуждать в себе хотя бы естественную любовь, скрытую в сердце, чтобы она проявилась хотя бы в мозгу, [то есть] помнить о своей любви к единому Б-гу в мысли своей и в желании стать Ему, благословенному, приверженным. Так должен расположить себя человек, чтобы при изучении Торы или исполнении какой-либо определенной заповеди намерением его было соединить с Ним свою Б-жественную и витальную души и их одеяния, как говорилось выше[23].

Но сказали наши мудрецы, благословенной памяти: «Человек никогда не должен отделять себя от всех остальных»[24]. Поэтому намерением должно быть единение и приверженность к Нему источника своей Б-жественной души и источника душ всех евреев, и это дыхание уст Его, благословенного, называемое Шхина[25], ибо она почиет [шохенет] и облекается во всех мирах, дабы их оживлять и поддерживать их существование. Именно она сообщает ему ту силу речи, с помощью которой он произносит слова Торы, или ту силу действия, [которая необходима] для исполнения определенной заповеди.

И это единство происходит привлечением света -Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, вниз, через изучение Торы и исполнение заповедей, в которые он облечен. Человек должен вознамериться привлечь свет Его, благословенного, к источнику своей души и душ всех евреев для их единения [с Ним]. И как далее приводится подробное объяснение о том, что собой представляет это единение, смотри там[26]. Таков смысл слов: «Для единения Святого, благословен Он, и Его Шхины во имя всего Израиля»*.

* Примечание.

Тем самым также категории Суда смягчаются категориями милосердия, [что происходит] само собой при взаимовключении сфирот и их единении через раскрытие высшего желания Его, благословен Он, раскрывающегося наверху под влиянием пробуждения снизу, то есть раскрытия Его внизу в изучении Торы и исполнении заповедей, а они — Его, благословенного, желание. И как говорится в «Идра раба» и в «Мишнат хасидим», трактат «Арих Анпин», гл. 4, что 613 заповедей Торы проистекают от белизны Великого Лика (Арих Анпин)[27], то есть высшего желания, источника категорий милосердия.

И хотя это намерение истинно в его сердце, и сердце его на самом деле желает этого высшего единения, в сердце его должна быть великая любовь только ко Всевышнему, дабы только Ему доставлять удовольствие и только тем удовлетворять свою жаждущую Его душу, «как сын, старающийся для отца своего и матери, ибо любит их больше себя самого и больше души своей и т. д.» (как о том говорится выше в цитате из «Раая мегеймана»). Во всяком случае каждый должен себя приучить [пробуждать в себе] это намерение, хотя оно и не совсем истинно в его сердце, настолько, чтобы возжелать этого всем сердцем, во всяком случае немного сердце его этого действительно желает в силу естественной любви, [которая есть] в сердце каждого еврея [и которая порождает желание] исполнять все, что [соответствует] высшему желанию Его, благословен Он. И это единение — его истинное желание, а именно высшее единение, которое происходит в мире Ацилут под влиянием пробуждения снизу через единение и включение Б-жественной души в свет Всевышнего, облеченный в Тору и заповеди, которыми он занимается, и они [душа и свет Всевышнего] становятся совершенно едины, как говорилось выше. Ибо тем самым соединяются также и Источник Торы и заповедей, то есть Всевышний, с Источником Б-жественной души, называемым Шхина, то есть категория наполняющий все миры с категорией окружающий все миры, как об этом подробно говорилось в другом месте.

Но единения и включения души своей в свет Всевышнего, дабы были они едины, этого каждый еврей желает на самом деле и полностью, всем сердцем и всей душой в силу естественной любви, скрытой в сердце любого еврея, дабы стать приверженным Всевышнему, и не отделяться [от Него], и не быть отсеченным и отделенным, да сохранит Всевышний, от Его, благословенного, единственности и единства никоим образом, пусть даже и через полное самоотречение. А занятие Торой и заповедями также-есть настоящее самоотречение, как при исходе души из тела по истечении семидесяти лет; ибо [в этих случаях] душа мыслит не о нуждах тела, но мысль ее едина со словами Торы и молитвы и облечена в них, а это — слово Всевышнего и мысль Его, благословенного, и они [душа и Тора] становятся совершенно едины. И это все, чем заняты души в Ган Эдене, как сказано в Гмаре и в книге «Зогар», что там наслаждаются познанием и включением в свет Всевышнего.

И потому в начале утренних благословений постановлено произносить молитву «Б-же мой, душа… и Ты вдохнул… и в будущем Ты заберешь ее у меня и т. д » И это значит: так как Ты вдохнул в меня душу и в будущем заберешь ее у меня, я с этого момента отдаю и возвращаю ее Тебе, дабы соединить ее с Твоим единством. И как сказано: «К Тебе, Б-же, я вознесу свою душу»[28], а именно: связав мысль мою с Твоей мыслью и слова мои с Твоими словами в буквах Торы и молитвы, а особенно обращаясь ко Всевышнему как к стоящему перед говорящим [Ты], как [при словах] «Благословен Ты» и т. п.

И с такой подготовкой и отдачей души Всевышнему человек начнет утренние благословения: «Благословен Ты и т. д.». С такой же подготовкой он начнет и ежедневное изучение Торы сразу же после молитвы, а также и в середине дня, перед тем, как он начнет изучение Торы, должна быть по крайней мере подобная подготовка, как известно, что подготовка к тому, чтобы изучать Тору ради нее самой, без чего не может быть исполнена обязанность изучения Торы, должна быть у средних в основном в начале занятий[29]. Этому подобна подготовка переписчика перед написанием разводного документа или свитка Торы, ибо написание их должно быть ради самой Торы или заповеди, без чего документ недействителен, а свиток непригоден, и для исполнения этого достаточно того, чтобы переписчик произнес, начиная писать: «Я пишу ради святости свитка Торы» или «для такого-то и такой-то и т. д.». И когда человек изучает Тору на протяжении многих часов, он должен [возобновлять] подобную подготовку по крайней мере каждый час. Ибо каждый час — иное проистечение [жизненной силы] в верхних мирах для оживления нижних, а проистечение жизненной силы, [которое было] в минувший час, возвращается на свое место (в силу тайны рацо вашов[30], о которой говорится в книге «Сефер Йецира») вместе со всем рзуче-нием Торы и добрыми делами людей внизу. Ибо в каждый час властвует одно сочетание букв из двенадцати сочетаний букв имени Гавайе, благословен Он, в течение двенадцати дневных часов и сочетания букв имени А-д-о-н-а-й в течение ночи, как известно[31].

И все намерение человека в предании души своей Всевышнему через Тору и молитву, дабы вознести искру Б-жественного, которая в ней, к ее Источнику, состоит в том только, чтобы доставить удовольствие Ему, благословенному, подобно тому как радуется король, когда к нему приходит его единственный сын, выйдя из плена и темницы, как говорилось выше[32].

И это намерение совершенно и полностью истинно в душе каждого еврея в любое время и в любой час, [и исходит оно] от естественной любви, унаследованной нами от наших праотцев. Нужно лишь назначить определенное время [в разные части дня] для того, чтобы размышлять о величии Всевышнего, чтобы суметь приобрести интеллектуальные страх и любовь, и, кто знает, возможно, что кто-нибудь этого и достигнет, как о том говорилось выше.

К главе сорок первой

[1]   Всякое служение Всевышнему начинается с ощущения трепета пред Его величием, бесконечно превосходящим все сотворенное.

[2]   Хотя для полного служения Б-гу необходима и любовь, однако автор этого не почеркивает, но каждый обязан достичь страха пред Творцом или хотя бы готовности служения Ему — «принятия бремени Царства Небесного». (Из бесед последнего Любавичского Ребе.)

[3]   В гл. 4. См. также конец гл. 19 и 38.

[4]   Чтобы страх пред Творцом проявился хотя бы на уровне разума.

[5]   Окружающий все миры также наполняет все сотворенное, но в одинаковой степени, независимо от их качества, достоинства и способности принять Его влияние. В отличие от этого, Наполняющий все миры — это влияние в меру способности творения принять Его. Поэтому со стороны творений влияние Окружающего все миры явно не ощутимо, в то время как влияние Наполняющего все миры ощутимо в той или иной степени, в соответствии с высшим желанием. Так, например, творения не ощущают собственного существования, но уделение им жизненной силы они ощущают.

[6]   Ирмеягу, 23:24.

[7]   Мишна, Сангедрин, 4:5. То, что мог так сказать первый человек, когда, кроме него, не было еще людей в мире, понятно. Но может ли это сказать каждый в наше время, когда в каждом поколении евреев насчитывается сотни тысяч? Поэтому Мишна подчеркивает, что каждый человек — целый мир, и как все миры зависели от служения Б-гу первого человека, когда он был еще один, так же и теперь возвышение миров или противоположное этому их состояние зависит от каждого человека в отдельности. (Из бесед последнего Любавичского Ребе.)

[8]   Брейшит, 28:13.

[9]   Йешаягу, 6:3.

[10]   Йешаягу, 11:20.

[11]   См. начало гл.2.

[12]   То есть мыслить, говорить и действовать только в соответствии с Его желанием, а не с собственными влечениями.

[13]   В отличие от сказанного в общем о заповедях в гл. 23, что в них только третье одеяние Б-жественной души едино с высшим желанием, как тело с душой, здесь речь идет об особом назначении тфилин — подчинении мозга и сердца Всевышнему (тфилин возлагают на голову и на левую руку против сердца).

[14]   Два отрывка из Торы, которые помещают в тфилин (Шмот, 13:1-10; 13:11-16). Кроме них, в тфилин помещают также отрывки из книги Дварим, 6:4-9; 11:13-21.

[15]   Разд. Орах хаим, 35:5.

[16]   Дварим, 17:15.

[17]   Шмот, 23:25.

[18]   Дварим, 13:5.

[19]   Зогар, часть 3, стр. 108а. Цитата приводится автором с некоторыми изменениями.

[20]   Брахот, 28б.

[21]   Авот, 3:9.

[22]   См. гл. 3.

[23]   В гл. 23, 25 и 37. См. также гл. 14.

[24]  Брахот, 49б. Здесь в переносном смысле.

[25]   См. гл. 37.

[26]   В гл. 46.

[27]   Нижняя часть Венца (Кетер), промежуточной категории между Эмалирующим и эманациями. Будучи промежуточной категорией, Венец делится на две части: верхняя (Атак Йомин) имеет отношение к Эмалирующему, а нижняя (Арих Анпин) имеет отношение к эманациям и является ближайшим их источником. Венец представляет собой категорию желания, которая выше разума (Хабад) и мидот (Хесед, Гвура и т. д.).

[28]   Тегилим 25, 1.

[29]   Сказали наши мудрецы: «Человек должен прощаться с другом только словами Торы». Баал-Шем-Тов комментирует эти слова следующим образом: друг человека — не кто иной, как Всевышний. Когда же разрешается прощаться с Ним? Когда разум должен углубиться в изучение Галахи. Но все остальное время человек должен быть постоянно обращен мыслями к Нему. Подчеркивается: у средних, ибо праведники и во время изучения самых сложных вопросов Торы способны ощущать великую любовь, как об этом говорится в гл. 13.

[30]   Рацо — стремление вверх, ко Всевышнему, а шов — возвращение вниз, ибо именно внизу возможно исполнение Его желания.

[31]   См. Тания, часть 2, гл. 1.

[32]   В гл. 31.

פרק מא

ברם צריך להיות לזכרון תמיד ראשית העבודה ועיקרה ושרשה. והוא כי אף שהיראה היא שרש לסור מרע והאהבה לועשה טוב. אעפ»כ לא די לעורר האהבה לבדה לועשה טוב ולפחות צריך לעורר תחלה היראה הטבעית המסותרת בלב כל ישראל שלא למרוד בממ»ה הקב»ה כנ»ל שתהא בהתגלות לבו או מוחו עכ»פ דהיינו להתבונן במחשבתו עכ»פ גדולת א»ס ב»ה ומלכותו אשר היא מלכות כל עולמים עליונים ותחתונים ואיהו ממלא כל עלמין וסובב כל עלמין וכמ»ש הלא את השמים ואת הארץ אני מלא ומניח העליונים ותחתונים ומייחד מלכותו על עמו ישראל בכלל ועליו בפרט כי חייב אדם לומר בשבילי נברא העולם והוא גם הוא מקבל עליו מלכותו להיות מלך עליו ולעבדו ולעשות רצונו בכל מיני עבודת עבד. והנה ה’ נצב עליו ומלא כל הארץ כבודו ומביט עליו ובוחן כליות ולב אם עובדו כראוי. ועל כן צריך לעבוד לפניו באימה וביראה כעומד לפני המלך ויעמיק במחשבה זו ויאריך בה כפי יכולת השגת מוחו ומחשבתו וכפי הפנאי שלו לפני עסק התורה או המצוה כמו לפני לבישת טלית ותפילין וגם יתבונן איך שאור אין סוף ב»ה הסובב כל עלמין וממלא כל עלמין הוא רצון העליון הוא מלובש באותיו’ וחכמת התורה או בציצית ותפילין אלו ובקריאתו או בלבישתו הוא ממשיך אורו ית’ עליו דהיינו על חלק אלוה ממעל שבתוך גופו ליכלל וליבטל באורו יתברך ודרך פרט בתפילין ליבטל וליכלל בחי’ חכמתו ובינתו שבנפשו האלהית בבחי’ חכמתו ובינתו של א»ס ב»ה המלובשות דרך פרט בפ’ קדש והיה כי יביאך דהיינו שלא להשתמש בחכמתו ובינתו שבנפשו בלתי לה’ לבדו וכן ליבטל ולכלול בחי’ הדעת שבנפשו הכולל חו»ג שהן יראה ואהבה שבלבו בבחי’ דעת העליון הכולל חו»ג המלובש בפ’ שמע והיה אם שמוע והיינו כמ»ש בש»ע לשעבד הלב והמוח כו’ ובעטיפת ציצית יכוין כמ»ש בזהר להמשיך עליו מלכותו ית’ אשר היא מלכות כל עולמים וכו’ לייחדה עלינו מצוה זו והוא כענין שום תשים עליך מלך ואזי אף אם בכל זאת לא תפול עליו אימה ופחד בהתגלות לבו מ»מ מאחר שמקבל עליו מלכות שמים וממשיך עליו יראתו ית’ בהתגלות מחשבתו ורצונו שבמוחו וקבלה זו היא אמיתית בלי שום ספק שהרי היא טבע נפשות כל ישראל שלא למרוד במלך הקדוש ית’ הרי התורה שלומד או המצוה שעושה מחמת קבלה זו ומחמת המשכת היראה שבמוחו נקראות בשם עבודה שלימה ככל עבודת העבד לאדונו ומלכו משא»כ אם לומד ומקיים המצוה באהבה לבדה כדי לדבקה בו על ידי תורתו ומצותיו אינה נקראת בשם עבודת העבד והתורה אמרה ועבדתם את ה’ אלהיכם וגו’ ואותו תעבודו וגו’ וכמ»ש בזהר [פ’ בהר] כהאי תורא דיהבין עליה עול בקדמיתא בגין לאפקא מיניה טב לעלמא כו’ הכי נמי אצטריך לב»נ לקבלא עליה עול מלכות שמים בקדמיתא כו’ ואי האי לא אשתכח גביה לא שריא ביה קדוש’ כו’ [ובר»מ שם ד’ קי»א ע»ב] שכל אדם צ»ל בשתי בחי’ ומדרגות והן בחי’ עבד ובחי’ בן ואף דיש בן שהוא ג»כ עבד הרי אי אפשר לבא למדרגה זו בלי קדימת היראה עילאה כידוע ליודעים: והנה אף מי שגם במוחו ובמחשבתו אינו מרגיש שום יראה ובושה מפני פחיתות ערך נפשו ממקור חוצבה ממדרגות תחתונו’ די»ס דעשיה אעפ»כ מאחר שמתכוין בעבודתו כדי לעבוד את המלך הרי זו עבודה גמורה כי היראה והעבודה נחשבות לשתי מצות במנין תרי»ג ואינן מעכבות זו את זו. ועוד שבאמת מקיים גם מצות יראה במה שממשיך היראה במחשבתו כי בשעה ורגע זו עכ»פ מורא שמים עליו עכ»פ כמורא בשר ודם הדיוט לפחות שאינו מלך המביט עליו שנמנע בעבורו מלעשות דבר שאינו הגון בעיניו שזו נק’ יראה כמו שאמר רבן יוחנן בן זכאי לתלמידיו יהי רצון שיהא מורא שמים עליכם כמורא בשר ודם כו’ תדעו כשאדם עובר עבירה אומר שלא יראני אדם כו’ רק שיראה זו נקראת יראה תתאה ויראת חטא שקודמת לחכמתו ויראה עילאה הוא ירא בושת כו’ דאית יראה ואית יראה כו’ אבל בלי יראה כלל לא פרחא לעילא באהבה לבדה כמו שהעוף אינו יכול לפרוח בכנף אחד דדחילו ורחימו הן תרין גדפין [כמ»ש בתיקונים] וכן היראה לבדה היא כנף אחד ולא פרחא בה לעילא אף שנק’ עבודת עבד וצריך להיות ג»כ בחי’ בן לעורר האהבה הטבעית עכ»פ המסותרת בלבו שתהא בהתגלות מוחו עכ»פ לזכור אהבתו לה’ אחד במחשבתו וברצונו לדבקה בו ית’ וזאת תהיה כוונתו בעסק התורה או המצוה הזו לדבקה בו נפשו האלהית והחיונית ולבושיהן כנ»ל. אך אמנם אמרו רז»ל לעולם אל יוציא אדם עצמו מן הכלל לכן יתכוין ליחד ולדבקה בו ית’ מקור נפשו האלהית ומקור נפשות כל ישראל שהוא רוח פיו ית’ הנק’ בשם שכינה על שם ששוכנת ומתלבשת תוך כל עלמין להחיותן ולקיימן והיא היא המשפעת בו כח הדבור הזה שמדבר בדברי תורה או כח המעשה הזה לעשות מצוה זו ויחוד זה הוא ע»י המשכת אור א»ס ב»ה למטה ע»י עסק התורה והמצות שהוא מלובש בהן ויתכוין להמשיך אורו ית’ על מקור נפשו ונפשות כל ישראל לייחדן וכמ»ש לקמן פי’ יחוד זה באריכות ע»ש. וזהו פי’ לשם יחוד קב»ה ושכינתיה בשם כל ישראל הגהה (וגם על ידי זה יתמתקו גם כן הגבורות בחסדים ממילא בהתכללות המדות ויחודם על ידי גילוי רצון העליון ב»ה המתגלה למעלה באתערותא דלתתא הוא גילויו למטה בעסק התורה והמצוה שהן רצונו ית’ וכמ»ש באדרא רבא ובמשנת חסידים מסכת א»א פ»ד שתרי»ג מצות התורה נמשכות מחיוורתא דא»א שהוא רצון העליון מקור החסדים): ואף שלהיות כוונה זו אמיתית בלבו שיהיה לבו חפץ באמת יחוד העליון הזה צריך להיות בלבו אהבה רבה לה’ לבדו לעשות נחת רוח לפניו לבד ולא לרוות נפשו הצמאה לה’ אלא כברא דאשתדל בתר אבוי ואמי’ דרחים לון יתיר מגרמיה ונפשיה כו’ [כמ»ש לעיל בשם רעיא מהימנא]. מ»מ יש לכל אדם להרגיל עצמו בכוונה זו כי אף שאינה באמת לאמיתו לגמרי בלבו שיחפוץ בזה בכל לבו מ»מ מעט מזער חפץ לבו בזה באמת מפני אהבה הטבעית שבלב כל ישראל לעשות כל מה שהוא רצון העליון ב»ה ויחוד זה הוא רצונו האמיתי והיינו יחוד העליון שבאצילות הנעשה באתערותא דלתתא ע»י יחוד נפש האלהית והתכללותה באור ה’ המלובש בתורה ומצות שעוסקת בהן והיו לאחדי’ ממש כמש»ל כי עי»ז מתיחדים ג»כ מקור התורה והמצות שהוא הקב»ה עם מקור נפשו האלהית הנקרא בשם שכינה שהן בחי’ ממלא כל עלמין ובחי’ סובב כל עלמין כמ»ש במ»א באריכות. אבל יחוד נפשו והתכללותה באור ה’ להיות לאחדים בזה חפץ כל אדם מישראל באמת לאמיתו לגמרי בכל לב ובכל נפש מאהבה הטבעית המסותרת בלב כל ישראל לדבקה בה’ ולא ליפרד ולהיות נכרת ונבדל ח»ו מיחודו ואחדותו ית’ בשום אופן אפי’ במסירת נפש ממש ועסק התורה ומצות והתפלה הוא ג»כ ענין מסירת נפש ממש כמו בצאתה מן הגוף במלאת שבעים שנה שאינה מהרהרת בצרכי הגוף אלא מחשבתה מיוחדת ומלובשת באותיות התורה והתפלה שהן דבר ה’ ומחשבתו ית’ והיו לאחדים ממש שזהו כל עסק הנשמות בג»ע כדאיתא בגמרא ובזהר אלא ששם מתענגים בהשגתם והתכללותם באור ה’ וזהו שתקנו בתחלת ברכות השחר קודם התפלה אלהי נשמה וכו’ ואתה נפחתה כו’ ואתה עתיד ליטלה ממני כו’ כלומ’ מאחר שאתה נפחתה בי ואתה עתיד ליטלה ממני לכן מעתה אני מוסרה ומחזירה לך לייחדה באחדותך וכמ»ש אליך ה’ נפשי אשא והיינו על ידי התקשרות מחשבתי במחשבתך ודיבורי בדיבורך באותיות התורה והתפלה ובפרט באמירה לה’ לנכח כמו ברוך אתה וכה»ג והנה בהכנה זו של מסירת נפשו לה’ יתחיל ברכות השחר ברוך אתה כו’ וכן בהכנה זו יתחיל ללמוד שיעור קבוע מיד אחר התפלה וכן באמצע היום קודם שיתחיל ללמוד צריכה הכנה זו לפחות כנודע שעיקר ההכנה לשמה לעכב הוא בתחל’ הלימוד בבינונים וכמו בגט וס»ת שצריכים לשמה לעכב ודיו שיאמר בתחלת הכתיבה הריני כותב לשם קדושת ס»ת או לשמו ולשמה כו’ וכשלומד שעות הרבה רצופות יש לו להתבונן בהכנה זו הנ»ל בכל שעה ושעה עכ»פ כי בכל שעה ושעה היא המשכה אחרת מעולמות עליונים להחיות התחתונים והמשכת החיות שבשעה שלפניה חוזרת למקורה [בסוד רצוא ושוב שבס’ יצירה] עם כל התורה ומעשים טובים של התחתונים כי בכל שעה שולט צירוף אחד מי»ב צירופי שם הוי»ה ב»ה בי»ב שעות היום וצירופי שם אדנ»י בלילה כנודע. והנה כל כוונתו במסירת נפשו לה’ ע»י התורה והתפלה להעלות ניצוץ אלהות שבתוכה למקורו תהא רק כדי לעשות נחת רוח לפניו ית’ כמשל שמחת המלך בבוא אליו בנו יחידו בצאתו מן השביה ובית האסורים כנ»ל. והנה כוונה זו היא אמיתית באמת לאמיתו לגמרי בכל נפש מישראל בכל עת ובכל שעה מאהבה הטבעית שהיא ירושה לנו מאבותינו. רק שצריך לקבוע עתים להתבונן בגדולת ה’ להשיג דחילו ורחימו שכליים וכולי האי ואולי וכו’ כנ»ל: