Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Параллельный текст на русском и иврите. Ликутей Амарим гл. 22

Ликутей Амарим гл. 22

 С Б-жьей помощью

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ

Но "Тора говорит языком людей"[1], и в ней речь Б-га, благословен Он, называется речью точно так же, как человеческая речь, ибо в действительности таков путь нисхождения и проистечения жизнетворности к нижним через многие и сильные сжатия разного рода, дающие начало многочисленным разнородным творениям. И так велики и сильны эти сжатия и утаения Высшего лика[2], что могут возникнуть и быть сотворенными такие нечистые вещи, и "клипот" и "ситра ах-ра", и [они могут] получить свою жизненную силу и поддержание своего существования от слова Всевышнего и дыхания уст Его, благословенного, при утаении Лика и понижении ступеней. И потому они названы "иные боги"[3], так как их питание и их жизненная сила [исходят] не от категории Лика, а от категории заднего в Кдуша, а выражение "заднего" означает, что это подобно действию человека, дающего что-либо врагу своему против своего желания. Он бросает это ему как бы через плечо, ибо отворачивает лицо свое от него из-за своей к нему ненависти. Так, наверху категория Лика есть внутренняя основа высшей воли и Его истинное желание, коим Всевышний желает уделить жизненную силу всему, что близко Ему со стороны Кдуша. Но "ситра ахра" и нечистота – "отвратное для Всевышнего, что Он ненавидит"[4], и Он не уделяет ей жизненной силы от внутренней стороны Своей истинной воли и желания, которыми Он желает, да сохранит Он от подобной мысли, но – как бросающий через плечо врагу своему против своего желания – лишь ради того, чтобы покарать грешников и дать доброе вознаграждение праведникам, покоряющим сторону "ситра ахра". И это называется задней стороной высшего желания Его, благословен Он.

Высшее желание в категории Лика – источник жизни, оживляющий все миры. А так как оно совершенно не почиет на стороне "ситра ахра", а также и задняя сторона высшего желания непосредственно в ней не облекается, а лишь окружает ее сверху, сторона эта -место смерти и нечистоты, да сохранит нас Всевышний. Ибо ничтожное количество света и жизнетвор-ности, которое она черпает и принимает в себя от задней стороны Кдуша, которая наверху, находится в ней в состоянии абсолютного изгнания[5], называемого "тайной изгнания Шхины", как говорилось выше[6].

И потому сторона эта называется "иные боги", и это настоящее идолопоклонство и отрицание единства Царя царей, Всевышнего, благословен Он. Ибо, так как свет и жизнетворность стороны Кдуша находится в "ситра ахра" в состоянии изгнания, она совершенно не теряет ощущения собственного существования перед святостью Всевышнего, напротив, она себя возносит[7] как орел, говоря: "Я и более ничто"[8], и как сказано: "Моя река, и я себя создал"[9]. И потому сказали наши мудрецы, что грубодушие [гордость] абсолютно равносильно идолопоклонству[10]. Ибо основа и корень идолопоклонства в том, что считают себя самостоятельно существующими, раздельно со святостью Б-га, но не совершенно отрицают Его. Сказано в Гмаре, что [язычники] называют Его Б-гом богов[11], они и себя также считают чем-то особо и само по себе существующим и тем самым отделяют себя от святости Б-га, благословен Он, так как они не отдают себя Ему, благословенному, а высшая святость почиет лишь на том, что совершенно ничто перед Ним, благословенным, как говорилось выше[12]. И потому они называются "горы разделения" в священной книге "Зогар", а это – отрицание истинного Его единства, того, что все перед Ним как бы не существует и действительно ничто перед Ним и Его желанием, оживляющим всех сущих и всех их постоянно создающим из небытия.

К главе двадцать второй

[1]   Брахот, 22а.

[2]   Слово паним — Лик, а также внутреннее, то есть наиболее сущностное.

[3]   Иные — ахерим, ибо, как объясняется далее, зло получает поддержание своего существования от категории ахорайим — заднего в Кдуша.

[4]   Дварим, 12:31.

[5]   Изгнание заключается в том, что Б-жественный свет находится в зле, в своей противоположности, и превосходство его не видно. Поэтому "клипа" и все, что с ней связано, может ощущать себя самостоятельно существующим и самовозноситься, хотя и в ней есть искра Б-жественного.

[6]   В гл. 19.

[7]   Существует правило: в стороне Кдуша то, что происходит от высокой ступени, в тем большей степени ощущает себя ничем; в стороне "ситра ах-ра", наоборот, чем с более высокого уровня ей удается почерпнуть жизненную силу, тем более она возносит себя.

[8]   Йешаягу, 47:8; Цфанья, 2:15.

[9]   Йехезкель, 29:9 и 29:3.

[10]   Моэд катан, 18а. 

[11]   Мнахот, 110а. 

[12]   В гл. 6.

פרק כב

רק שהתורה דברה כלשון ב»א ונקרא בתורה דבורו של מקו’ ב»ה בשם דבור ממש כדבורו של אדם לפי שבאמת כך הוא דרך ירידת והמשכת החיות לתחתונים בצמצומים רבים ועצומים מינים ממינים שונים להבראות מהם ברואים רבים מינים ממינים שונים וכ»כ גברו ועצמו הצמצומים והסתר פנים העליונים עד שיוכלו להתהוות ולהבראות גם דברים טמאים וקליפות וס»א ולקבל חיותם וקיומם מדבר ה’ ורוח פיו ית’ בהסתר פנים וירידת המדרגות ולכן נקרא אלהים אחרים מפני שיניקתם וחיותם אינה מבחי’ פנים אלא מבחי’ אחוריים דקדושה ופי’ אחוריים כאדם הנותן דבר לשונאו שלא ברצונו שמשליכו לו כלאחר כתפו כי מחזיר פניו ממנו משנאתו אותו כך למעלה בחי’ פנים הוא פנימית הרצון העליון וחפצו האמיתי אשר חפץ ה’ להשפיע חיות לכל הקרוב אליו מסטרא דקדושה אבל הס»א והטומאה היא תועבת ה’ אשר שנא ואינו משפיע לה חיות מפנימית הרצון וחפצו האמיתי אשר חפץ בה ח»ו כ»א כמאן דשדי בתר כתפוי לשונאו שלא ברצונו רק כדי להעניש את הרשעים וליתן שכר טוב לצדיקי’ דאכפיין לס»א וזה נקרא בחי’ אחוריים דרצון העליון ב»ה. והנה רצון העליון בבחי’ פנים הוא מקור החיים המחיה את כל העולמות ולפי שאינו שורה כלל על הס»א וגם בחי’ אחוריים של רצון העליון אינו מלובש בתוכה ממש אלא מקיף עליה מלמעלה לכך היא מקום המיתה והטומאה ה’ ישמרנו כי מעט מזער אור וחיות שיונקת ומקבלת לתוכה מבחי’ אחוריים דקדושה שלמעלה הוא בבחי’ גלות ממש בתוכה בסוד גלות השכינה הנ»ל ולכן נקרא בשם אלהים אחרים שהיא ע»ז ממש וכפירה באחדותו של ממ»ה הקב»ה כי מאחר שאור וחיות דקדושה הוא בבחי’ גלות בתוכה אינה בטילה כלל לגבי קדושת הקב»ה ואדרבה מגביה עצמה כנשר לומר אני ואפסי עוד וכמאמר יאור לי ואני עשיתני ולכן אמרו רז»ל שגסות הרוח שקולה כע»ז ממש כי עיקר ושרש ע»ז הוא מה שנחשב לדבר בפני עצמו נפרד מקדושתו של מקום ולא כפירה בה’ לגמרי כדאיתא בגמ’ דקרו ליה אלהא דאלהיא אלא שגם הם מחשיבים עצמם ליש ודבר בפני עצמו ובזה מפרידים את עצמם מקדושתו של מקום ב»ה מאחר שאין בטלים לו ית’ כי אין קדושה עליונה שורה אלא על מה שבטל לו ית’ כנ»ל ולכן נקראי’ טורי דפרודא בזה»ק והרי זו כפירה באחדותו האמיתית דכולא קמיה כלא חשיב ובטל באמת לו ית’ ולרצונו המחיה את כולם ומהוה אותם מאין ליש תמיד: