Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Параллельный текст на русском и иврите. Игерес а-тшуво гл. 1

Игерес а-тшуво гл. 1

 С Б-жьей помощью

Часть третья

ПОСЛАНИЕ О ПОКАЯНИИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Сказано в конце трактата Йома: "Есть три вида искупления, и каждое из них связано с покаянием"[1]. Если человек нарушил позитивную заповедь и совершил покаяние, немедленно ему прощается [- наказания более не следует]. Если нарушил запрет и раскаялся, покаяние задерживает [наказание], а Йом-Кипур искупает. (Несмотря на то, что позитивные заповеди, когда речь идет об их исполнении, выше и [в случае, если человек стоит перед выбором], предпочтительнее соблюдения запретов. Причина [этого предпочтения] такова — исполняя позитивную заповедь, человек тем самым привлекает к верхним мирам свет и обилие от отражения света — Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он[2] (как сказано в книге "Зогар", что 248 позитивных заповедей — это 248 органов Короля[3]), а также к своей Б-жественной душе, как сказано: "[Благословен…] освятивший нас Своими заповедями". Но что касается покаяния, то хотя и прощается человеку наказание за , то, что он восстал против владычества Его, благословенного, и не исполнил слово Короля, все же свет, [который был бы привлечен в случае исполнения этой заповеди действием], отсутствует и т. д. И как наши мудрецы, благословенной памяти, комментируют слова: "Извращенный не сможет исправить"[4] — это сказано о том, кто пропустил вечернее [или утреннее] чтение молитвы "Шма" и т. д.[5]. Ибо даже если он впредь будет всегда пунктуально читать "Шма" и вечером и утром, покаяние не может восполнить то, что он однажды не сделал. Тот же, кто нарушает запрет тем, что зло пристает к его душе, причиняет ущерб наверху, в корне и источнике ее происхождения (в одеяниях десяти сфирот мира Асия[6], как сказано в [предисловии к книге] "Тикуней Зогар": "Ты сделал им[7] одеяния, из которых вылетают человеческие души и т. д."). И потому нет искупления его душе также и наверху до [искупления в] Йом-Кипур, как написано [об этом дне]: "И искупит Храм, [очистив его] от нечистот сынов Израиля и от их злодеяний… пред Всевышним очиститесь"[8]. Именно "пред Всевышним". И потому из этого не следует, да сохранит Всевышний, что грех менее серьезен, когда не исполняются позитивные заповеди, а тем более — предписание об изучении Торы. Напротив, сказали наши мудрецы: "Всевышний простил идолопоклонство и т. д."[9], хотя [наказание за] это — "карет" и смертная казнь по решению суда, "но не простил пренебрегающим изучением Торы").

Если [человек] совершает грех, за который полагается "карет" или смертная казнь по решению суда, покаяние и Йом-Кипур задерживают [наказание], а страдания очищают [мемаркин] (то есть завершают искупление. Слово это происходит от слова мерика, которое означает "начшцение до блеска", "мытье до совершенного очищения" души. А капара означает "искупление", "очищение от грязи греха"[10]), как сказано: "Розгой Я накажу их за злодеяния их и язвами за грехи их"[11]. Таковы слова Барайты[12]. Заповедь о покаянии в Торе говорит об отказе от греха (как сказано в Гмаре, в 3-й главе трактата Сангедрин, и в [книге "Шулхан арух", раздел] "Хошен мишпат", конец параграфа 34, где говорится о свидетельстве). То есть бесповоротно решить в душе не повторять более подобной глупости — не восставать против владычества Его, благословенного, не нарушать более велений Короля, да сохранит Всевышний, — как позитивных заповедей, так и запретов. Это основной смысл покаяния -возвратиться ко Всевышнему всем сердцем и всей душой, чтобы служить Ему и соблюдать все Его заповеди, как написано: "Да покинет преступный путь свой и грешник мысли свои и да возвратится* ко Всевышнему и т. Д."[13]. А в главе "Ницавим" написано: "И возвратишься ко Всевышнему, Б-гу твоему, и будешь слушаться голоса Его… всем сердцем твоим и т. д."[14]. [И еще сказано]: "Вернись, Израиль, ко Всевышнему, Б-гу твоему, и т. д."[15], "Верни нас, Всевышний, к Себе и т. д."[16]. А не так, как в народе думают, что покаяние — это пост. Это верно, даже если [человек] совершил грехи, за которые следует наказание "карет" и смертная казнь по решению суда, и завершением его искупления должны быть страдания, — то есть Всевышний посылает ему страдания (как сказано: "Розгой Я накажу и т. д. — именно "Я накажу"). Когда покаяние человека принято Им, благословенным, и человек возвращается к Нему всем сердцем и всей душой из любви [к Нему], тогда при пробуждении снизу "как в воде отражается [лицо человека против лица] и т. д."[17], [возникает и] пробуждение сверху, пробуждение любви и милосердия Всевышнего, чтобы очистить его от грехов страданиями в этом мире, как написано: "Ибо кого любит Всевышний, того и покарает и т. д."[18]. И потому ни у Рамбама, ни в книге "Сефер мицвот гадоль" никакие посты вообще не упомянуты в законах о покаянии даже за те грехи, за которые следует наказание "карет" и смертная казнь по решению суда. [Там упомянуты] только исповедь и просьба о прощении грехов, как написано в Торе: "И исповедают свои грехи и т. д."[19]. И если сказал пророк Йоэль, [передавая слова Всевышнего]: "Возвратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте и в плаче и т. д."[20], — это для того, чтобы было отменено небесное постановление об очищении грехов поколения нашествием саранчи[21]. Таков смысл всех постов — постятся при каждом несчастье, чтобы оно не поразило народ, как об этом говорится в книге Эстер. И если в нравоучительной литературе, и прежде всего в книгах "Сефер гарокеях" и "Сефер хаси-дим" [говорится] о многочисленных постах и умерщвлениях плоти для совершившего грех, за который полагается "карет" и смертная казнь по решению суда, а также для того, кто испустил семя впустую, за что ему следует смертная казнь, посылаемая небом, как сказано в Торе об Эре и Онане, и наказание за этот грех такое же, как для тех, кому следует "карет", [то эти посты и умерщвления плоти даны] для того, чтобы избавиться от наказания страданиями, посылаемыми небом, да сохранит Всевышний, а также чтобы ускорить и приблизить полное искупление души. Кроме того, ведь может быть, что он возвращается ко Всевышнему всем своим сердцем и душой не из любви [к Нему], а только из страха.

К главе первой

[1]   Йома, 86а.

[2]   За соблюдение негативной заповеди также следует вознаграждение, то есть привлечение света, но свет этот не достигает сосудов. Ведь сосуды -это открытое проявление света, связанное с действием, действия же не было, человек только воздержался от нежелательного поступка. Поэтому когда невозможно исполнить одновременно две заповеди, позитивную и негативную, и нужно сделать выбор, предпочтение отдается исполнению позитивной заповеди.

[3]   См. Тания, часть 1, гл. 23.

[4]   Когелет, 1:15. 

[5]   Брахот, 26а.

[6]   Из пяти ступеней души: нефеш, руах, нешама, хая, йехида к греху при-частна лишь нижняя из них — нефеш. Нефеш, руах и нешама в сфере миров соответствуют мирам Асия, Иецира и Бриа. В мире действия, Асия, -корень и источник этой ступени души.

[7]   Им — десяти сфирот.

[8]   Ваикра, 16:16-30.

[9]   Иерусалимский Талмуд, Хагига, 1:7.

[10]   Капара — меньшая степень очищения, чем мерит.

[11]   Тегилим, 89:23.

[12]   Барайта — учение мудрецов периода Мишны, не вошедшее в нее.

[13]   Йешаягу, 55:7.

[14]   Дварим, 30:2.

[15]   Гошеа, 14:2.

[16]   Эйха, 15:21.

[17]   Мишлей, 27:19.

[18]   Мишлей, 3:12.

[19]   Бемидбар, 5:7.

[20]   Йоэль, 2:12.

[21]   О которой говорит пророк Йоэль там же.

פרק א

תניא בסוף יומא שלשה חלוקי כפרה הם ותשובה עם כל אחד. עבר על מ»ע ושב אינו זז משם עד שמוחלין לו עבר על מל»ת ושב תשובה תולה ויוה»כ מכפר. (פי’ דאע»ג דלענין קיום מ»ע גדולה שדוחה את ל»ת. היינו משום שע»י קיום מ»ע ממשיך אור ושפע בעולמות עליונים מהארת אור א»ס ב»ה (כמ»ש בזהר דרמ»ח פקודין אינון רמ»ח אברין דמלכא( וגם על נפשו האלקית כמ»ש אשר קדשנו במצותיו. אבל לענין תשובה אף שמוחלין לו העונש על שמרד במלכותו ית’ ולא עשה מאמר המלך. מ»מ האור נעדר וכו’ וכמארז»ל ע»פ מעוות לא יוכל לתקן זה שביטל ק»ש של ערבית או וכו’. דאף שנזהר מעתה לקרות ק»ש של ערבית ושחרית לעולם אין תשובתו מועלת לתקן מה שביטל פ»א. והעובר על מל»ת ע»י שנדבק הרע בנפשו עושה פגם למעלה בשרשה ומקור חוצבה )בלבושי’ די»ס דעשי’ כמ»ש בת»ז לבושין תקינת לון דמנייהו פרחין נשמתין לב»נ וכו'( לכך אין כפרה לנפשו ולא למעלה עד יוה»כ כמ»ש וכפר על הקדש מטומאות בנ»י ומפשעיהם וכו’ לפני ה’ תטהרו לפני ה’ דייקא ולכן אין ללמוד מכאן שום קולא ח»ו במ»ע ובפרט בת»ת. ואדרבה ארז»ל ויתר הקב»ה על ע»ז וכו’ אף שהן כריתות ומיתות ב»ד ולא ויתר על ביטול ת»ת(. עבר על כריתות ומיתות ב»ד תשובה ויוה»כ תולין ויסורין ממרקין (פי’ גומרין הכפרה והוא מלשון מריקה ושטיפה לצחצח הנפש. כי כפרה היא לשון קינוח שמקנח לכלוך החטא( שנאמר ופקדתי בשבט פשעם ובנגעים עונם. עכ»ל הברייתא: והנה מצות התשובה מן התורה היא עזיבת החטא בלבד (כדאי’ בגמ’ פ»ג דסנהדרין ובח»מ ססי’ ל»ד לענין עדות( דהיינו שיגמור בלבו בלב שלם לבל ישוב עוד לכסלה למרוד במלכותו ית’ ולא יעבור עוד מצות המלך ח»ו הן במ»ע הן במל»ת. וזהו עיקר פי’ לשון תשובה לשוב אל ה’ בכל לבו ובכל נפשו לעבדו ולשמור כל מצותיו כמ»ש יעזוב רשע דרכו ואיש און מחשבותיו וישוב אל ה’ וכו’. ובפ’ נצבים כתיב ושבת עד ה’ אלקיך ושמעת בקולו וכו’ בכל לבבך וכו’ שובה ישראל עד ה’ אלקיך וכו’ השיבנו ה’ אליך וכו’. ולא כדעת ההמון שהתשובה היא התענית. ואפי’ מי שעבר על כריתות ומיתות ב»ד שגמר כפרתו היא ע»י יסורים. היינו שהקב»ה מביא עליו יסורים (וכמ»ש ופקדתי בשבט וכו’ ופקדתי דייקא( והיינו כשתשובתו רצויה לפניו ית’ בשובו אל ה’ בכל לבו ונפשו מאהבה אזי באתערותא דלתתא וכמים הפנים וכו’ אתערותא דלעילא לעורר האהבה וחסד ה’ למרק עונו ביסורים בעוה»ז וכמ»ש כי את אשר יאהב ה’ יוכיח וכו’. ולכן לא הזכירו הרמב»ם והסמ»ג שום תענית כלל במצות התשובה אף בכריתות ומיתות ב»ד. רק הוידוי ובקשת מחילה כמ»ש בתורה והתודו את חטאתם וכו’. ומ»ש ביואל שובו עדי בכל לבבכם בצום ובבכי כו’ היינו לבטל הגזרה שנגזרה למרק עון הדור ע»י יסורי’ בארבה. וזהו הטעם בכל תעניות שמתענין על כל צרה שלא תבא על הצבור וכמ»ש במגלת אסתר. ומ»ש בספרי המוסר ובראשם ספר הרוקח וס’ חסידים הרבה תעניות וסיגופים לעובר על כריתות ומיתות ב»ד וכן למוציא זרע לבטלה שחייב מיתה בידי שמים כמ»ש בתורה גבי ער ואונן ודינו כחייבי כריתות לענין זה. היינו כדי לינצל מעונש יסורי’ של מעלה ח»ו. וגם כדי לזרז ולמהר גמר כפרת נפשו. וגם אולי אינו שב אל ה’ בכל לבו ונפשו מאהבה כ»א מיראה: