Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Параллельный текст на русском и иврите. Игерес а-тшуво гл. 6

Игерес а-тшуво гл. 6

 С Б-жьей помощью

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Но так было в те времена, когда еврейский народ находился на высокой ступени, когда в Храме Шхина пребывала в народе. Тогда евреи получали жизненную силу тела только через Б-жественную душу, от внутренней части изобилия, уделяемого Эйн Софом, благословен Он, через имя Гавайе, благословен Он, как об этом говорилось выше. После же того, как [евреи] спустились ниже этой ступени и своими поступками вызвали [то, что называется] "тайной изгнания Шхи-ны"[1], как написано: "И из-за грехов их изгнана их мать"[2], — то есть воздействие нижней буквы "гей", о чем говорилось выше, — воздействие это спустилось и снизошло от ступени к ступени вниз так, что оно облеклось в десять сфирот "клипат нога"[3], которые через созвездия и все воинство небесное и через правителей, ими правящих[4], уделяют изобилие и жизненную силу всем живым телесным существам в этом мире, а также и всему растущему, как сказали наши мудрецы "Нет внизу ни одной травинки, у которой не было бы звезды и т. д "[5] — и тогда может и грешник[6] и злодеи, [которые есть в среде] еврейского народа, получать жизненную силу для своего тела и животной души точно так же, как и остальные животные, как написано "Подобен скотам молчащим"[7], и даже в гораздо большей мере, как объясняется в священной книге "Зогар", глава "Пкудей", что всякое изобилие и жизненная сила, уделяемые человеку внизу в то время и в ту минуту, когда он совершает то, что Всевышний считает злом, действием, или речью, или помышлением о грехе и т. д., — все дается ему из чертогов [от разных ступеней] категории "ситра ахра", что объясняется в книге "Зогар", там же. Человек волен предпочесть воздействие от чертогов "ситра ахра" или от чертогов стороны Кдуша, от которых получают воздействие все добрые и святые мысли и т д. Ибо "Б-г создал все в противоположении и т. д."[8]. Чертоги "ситра ахра" получают и черпают свою жизненную силу в результате облечения и поступенного нисхождения изобилия десяти сфирот "клипат нога", состоящей из добра и зла, категории Древа познания [добра и зла][9] и т. д., как известно знающим тайное

А ведь о Яакове написано[10]: "…удел [хевелъ] наследия Его". Это сравнимо с веревкой [хевель], начало которой [с одной стороны привязано] наверху, а с другой — внизу, и если человек потянет и поколеблет нижнее ее начало, поколеблется и потянется за ним и верхнее, насколько это возможно. Точно так же и корень души человека и ее источник от категории нижней буквы "гей", как говорилось выше: своими дурными поступками и мыслями человек привлекает и спускает вниз ее воздействие до чертогов "ситра ахра", откуда он получает свои мысли и поступки. И так как он привлекает к ним [чертогам "ситра ахра"] влияние, он получает свою часть первым[11], и разумеющим довольно сказанного. И потому сказали наши мудрецы[12]: "Нет у нас ни спокойствия грешников и т. д."[13].- Именно "у нас" — то есть во время изгнания после разрушения Храма. Это и есть как бы изгнание Шхины — то, что она уделяет свое влияние стороне "ситра ахра", ненавистной Ему, благословенному. Когда же человек совершает должное покаяние, он отнимает у нее то влияние, которое он [к ней] привлек [сверху] своими действиями и мыслями. Ибо покаянием своим он возвращает воздействие Шхины на подобающее ему место. Это и есть возвращение нижней буквы "гей" из изгнания, как написано: "И вернет [вешав] Всевышний, Б-г твой, возвращающихся"[14], то есть [вернется Он Сам] с возвращающимися. И как заметили мудрецы: Не сказано вегешив ["и возвратит"][15].

К главе шестой

[1]   Мегила, 29а.

[2]   Йешаягу, 50:1.

[3]   См. Тания, часть 1, гл. 7.

[4]   Ангелы, попечению которых поручены различные народы.

[5]   Брейшит раба, 10:6.

[6]   Из этого следует, что у того, кто не совершил грехов, за которые следует наказание "карет" и смерть, не прервана и "веревка" притока жизненной силы от имени Гавайе, и он получает жизненную силу не от "клипат нога", как чистые животные, а через Б-жественную душу от внутренней части изобилия, уделяемого Эйн Софом, благословен Он. См. выше, гл. 4, о происхождении души.

[7]   Тегилим, 49:13.

[8]   Когелет, 7:14. См. Тания, часть 1, гл. 6.

[9]   Смешение добра и зла.

[10]   Можно спросить: каким образом грешник привлекает вниз жизненную силу, исходящую от Б-жественного источника, и питает ею начало зла, если после наказания "карет" связь с источником души его прерывается? Однако, как объясняется далее, остается "впечатление" от этого влияния. Еврей не может совершенно потерять связь со своим источником. Но в этом случае Б-жественное воздействие получают категории зла, и уже от них получает свою жизненную силу грешник.

[11]   Но в конце концов и это существование должно прекратиться, так как еврей не способен получать жизненную силу от категории "задней стороны", то есть от стороны, противостоящей Б-жественной воле.

[12]   Авот, 4:15.

[13]   Как если бы было написано: нет возможности понять, откуда сейчас, в период изгнания, спокойствие грешников. В то время, когда существовал Храм и в Храме и в народе пребывала Шхина, спокойствие было привилегией праведников. Сейчас же грешники спокойны — они получают жизненную силу от категории "клипот", от зла, которое они питают и поддерживают, совершая то, что дурно по мнению Всевышнего. Другое объяснение: "Нет у нас ни спокойствия грешников, ни страданий праведников" (как продолжается эта фраза). Страдания праведников тем отличаются, что они не мешают им полностью предаваться изучению Торы.

[14]   Дварим, 30:3.

[15]   А сказано вешав, т. е. "и возвратится".

פרק ו

אמנם זהו בזמן שהיו ישראל במדרגה עליונה כשהיתה השכינה שורה בישראל בבהמ»ק. ואז לא היו מקבלים חיות לגופם רק ע»י נפש האלקי’ לבדה מבחי’ פנימי’ השפע שמשפיע א»ס ב»ה ע»י שם הוי’ ב»ה כנ»ל. אך לאחר שירדו ממדרגתם וגרמו במעשיהם סוד גלות השכינה כמ»ש ובפשעיכם שולחה אמכם דהיינו שירדה השפעת בחי’ ה»א תתאה הנ»ל ונשתלשלה ממדרגה למדרגה למטה מטה עד שנתלבשה השפעתה בי»ס דנוגה המשפיעות שפע וחיות ע»י המזלות וכל צבא השמים והשרים שעליהם לכל החי הגשמי שבעוה»ז וגם לכל הצומח כמארז»ל אין לך כל עשב מלמטה שאין לו מזל וכו’. ואזי יכול גם החוטא ופושעי ישראל לקבל חיות לגופם ונפשם הבהמיות כמו שאר בע»ח ממש כמ»ש נמשל כבהמות נדמו. ואדרבה ביתר שאת ויתר עז עפ»י המבואר מזוה»ק פ’ פקודי שכל שפע וחיות הנשפעת לאדם התחתון בשעה ורגע שעושה הרע בעיני ה’ במעשה או בדיבור או בהרהורי עבירה וכו’ הכל נשפע לו מהיכלות הסט»א המבוארים שם בזוה»ק. והאדם הוא בעל בחירה אם לקבל השפעתו מהיכלות הסט»א או מהיכלות הקדושה שמהם נשפעות כל מחשבות טובות וקדושות וכו’. כי זה לעו»ז עשה האלקי’ וכו’. והיכלות הסט»א מקבלים ויונקים חיותם מהתלבשות והשתלשלות השפע די»ס דנוגה הכלולה מבחי’ טו»ר היא בחי’ עה»ד וכו’ כנודע לי»ח. והנה יעקב חבל נחלתו כתיב. עד»מ כמו החבל שראשו א’ למעלה וראשו השני למטה אם ימשוך אדם בראשו השני ינענע וימשך אחריו גם ראשו הראשון כמה שאפשר לו להמשך. וככה ממש בשרש נשמת האדם ומקורה מבחי’ ה»א תתאה הנ»ל הוא ממשיך ומוריד השפעתה ע»י מעשיו הרעים ומחשבותיו עד תוך היכלות הסט»א כביכול שמשם מקבל מחשבותיו ומעשיו. ומפני שהוא הוא הממשיך להם ההשפעה לכן הוא נוטל חלק בראש וד»ל. וזהו שאמרו רז»ל אין בידינו לא משלות הרשעים וכו’ בידינו דוקא כלומר בזמן הגלות אחר החורבן. וזוהי בחי’ גלות השכינה כביכול להשפיע להיכלות הסט»א אשר שנאה נפשו ית’. וכשהאדם עושה תשובה נכונה אזי מסלק מהם ההשפעה שהמשיך במעשיו ומחשבותיו. כי בתשובתו מחזיר השפעת השכינה למקומה. וזהו תשוב ה»א תתאה מבחי’ גלות וכמ»ש ושב ה’ אלקיך את שבותך כלומר עם שבותך וכמאמר רז»ל והשיב לא נאמר וכו’: