Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Параллельный текст на русском и иврите. Ликутей Амарим гл. 42

Ликутей Амарим гл. 42

 С Б-жьей помощью

ГЛАВА СОРОК ВТОРАЯ

Из сказанного выше о нижнем страхе становится вполне понятным объяснение стиха «А теперь, Израиль, чего Всевышний, Б-г твой, требует от тебя? Того только, чтобы ты страшился Всевышнего, Б-га твоего»[1], приводимое в Гмаре: разве страх [столь] легко достижим? Да, для Моше это легко достижимо и т. д.[2]. Ответ, на первый взгляд, непонятен, ведь сказано: «требует от тебя». Дело в том, что в душе каждого еврея есть [нечто] от Моше, ибо он [Моше] — один из семи пастырей[3], которые привлекают жизненную силу и Б-жественность ко всем вместе душам евреев. Потому они [эти семь пастырей] называются пастырями, а Моше Рабейну всех их в себе обобщает, он называется «верным пастырем», а именно: он привлекает категорию Даат ко всем вместе душам евреев, дабы они знали Б-га, каждый в соответствии с познавательными [способностями] своей души, и с ее корнем наверху, и с тем, насколько она черпает от корня души Моше Рабейну, укорененной в высшем знании [даат эльон], что в десяти сфирот мира Ацилут, находящихся в единстве с Эманирующим их, благословен Он, ибо Он и Его знание едины, и Он — знание и т. д.[4]

Помимо всего этого, в каждом поколении искры души Моше Рабейну нисходят и облекаются в тело и в душу мудрецов поколения, «очей общины», дабы учить знанию народ, чтобы знали величие Б-га и служили Ему сердцем и душой. Ибо служение сердцем соразмерно знанию, как сказано: «Знай Б-га, отца твоего, и служи Ему с полным сердцем и с душой желающей»[5]. А о будущем [о времени Машиаха] сказано: И не будут учить друг друга, говоря: «Познайте Всевышнего!». Ибо все будут знать Меня и т. д.[6].

Но основа познания не есть только знание, чтобы знали о величии Всевышнего от учителей и из книг, -основа в том, чтобы углубиться знанием в величие Всевышнего и укоренить мысль свою во Всевышнем всей крепостью и силой сердца и мозга так, чтобы мысль человека была связана со Всевышним крепкой и сильной связью, так же, как она связана с чем-либо материальным, что он видит телесными глазами и углубляется в это мыслью. Известно, что даат – это единение с [познаваемым], как [сказано]: «И Адам познал и т. д.»[7]. И эта сила и эта способность связывать свое знание со Всевышним есть в душе каждого родившегося евреем, поскольку она черпает от души Моше Рабейну, и только оттого, что душа облечена в тело, ей необходимы многие и огромные усилия, удвоенные и учетверенные. Прежде всего утруждать тело, растоптать его и покорить, дабы оно не затемняло свет души, как о том говорилось[8] цитате из книги «Зогар»: «Тело, в котором не загорается свет души, нужно растоптать», а именно — через покаянные мысли из глубины сердца, как говорилось там же. И во-вторых, [необходимо] усилие души, чтобы ей не было тяжело это служение, усиленная работа мысли, чтобы углубляться [мыслью] и размышлять о величии Всевышнего долгое время[9], не прерываясь, ибо это время не для всех душ одинаково.

Есть души чистые по природе своей, в которых сразу, как только они начинают размышлять о величии Всевышнего, появляется страх и трепет пред Ним, как сказано в книге «Шулхан арух», раздел «Орах хаим», 1: «Когда человек вдумается в то, что великий Царь, Царь царей, Всевышний, слава Которого наполняет всю землю, стоит над ним и видит его деяния, в нем тут же проснется страх и т. д.». И есть души низкие по своей природе и по происхождению своему из источника своего, от нижних ступеней сфирот мира Асия, [такие души] лишь с трудом и через [большое] упорство могут мыслью своей найти Б-жественное, а особенно если эта душа загрязнена грехами молодости, ибо грехи отделяют и т. д. (как сказано в книге «Сефер хаси-дим», 35). И все же если [человек, обладающий такой душой], трудом и упорством, прилагая много умственного усилия, с большим упорством и углубленностью мысли будет стараться вдумываться в величие Всевышнего в течение продолжительного времени, в нем, наверное, появится по крайней мере нижний страх, о котором уже говорилось. И как сказали наши мудрецы, благословенна их память: «Трудился и нашел — верь»[10]. Написано также: «Если как серебра ты этого будешь добиваться и как сокровища искать, ты уразумеешь страх Всевышнего»[11]. То есть так же, как человек разыскивает сокровище и драгоценности, скрытые в толще земли, роет землю с великим усилием, так нужно с великим усилием копать, чтобы открыть сокровище страха пред Небесами, скрытое и утаенное в разумении сердца каждого еврея, а это — категория и ступень, которая выше времени, это скрытый естественный страх, как о том уже говорилось. И только для того, чтобы привести его к действию, связанному со страхом греха, [то есть] избегать зла действием, речью и мыслью, нужно его выявить из скрытого состояния в разумении сердца, которое выше времени, и довести его до состояния действительной мысли в мозгу, — углубляться мыслью о нем в течение определенного времени на самом деле, пока действие мысли не перейдет из потенциального состояния в активное на самом деле, а именно — избегать зла и творить добро мыслью; речью и действием [под влиянием мысли] о Всевышнем, Который наблюдает, и зрит, и слушает, и внемлет, и понимает каждый его поступок, и испытывает почки и сердце его, и как сказали наши мудрецы, благословенна их память: «Прими во внимание три вещи… глаз видящий и ухо слышащее и т. д.»[12]. И хотя нет у Него телесного образа, однако все Ему раскрыто и известно гораздо и бесконечно более, чем, например, зрению глаза и слуху уха. Он — как, например, человек, знающий и чувствующий в самом себе все, что делается и происходит в каждой из 248 частей его тела, как то холод или тепло, и даже тепло в ногтях ног,его, например, при ожоге огнем, а также суть и сущность их и все, что в них происходит, он знает и чувствует мозгом своим.

И подобно этому знанию, если обратиться к сравнению, Всевышний знает все происходящее во всех творениях, верхних и нижних, ибо все они от Него, благословенного, получают влияние, как сказано: «Ибо все от Тебя»[13], и как сказано об этом: «И ни одно творение от Тебя не скрыто»[14], и как пишет Рамбам (и мудрецы Кабалы согласились с ним, как пишет раби Моше Кордоверо в книге «Пардес»), что как бы знанием Себя Самого Он знает все творения, существующие в силу Его истинного существования, и т. д.

Но только этот пример лишь звучит так, как ухо может принять, на самом деле сравнение не совсем подобно Сравниваемому, ибо душа человека — даже разумная и Б-жественная душа — находится под влиянием происходящего с телом и горестей его из-за ее непосредственного облечения в витальную душу, непосредственно облеченную в тело, в то время как Всевышний не подвергается влиянию происходящего в мире и изменений в нем или влиянию самого мира, да сохранит Он нас от подобного предположения, все это не вызывает в Нем никаких изменений, сохрани Б-г. И чтобы хорошо постичь это нашим разумом, мудрецы истины уже много писали на эту тему в своих книгах. Но все евреи, верующие и сыны верующих[15], без всякого исследования человеческим разумом, произносят: «Ты тот же до сотворения мира и т. д.»[16], как об этом говорилось в гл. 20.

Любой еврей, кто бы он ни был, если он будет долго размышлять об этом каждый день, — как Всевышний наполняет на самом деле верхние и нижние [творения], и небо и землю на самом деле, «полна вся земля славы Его» на самом деле и Он наблюдает, и зрит, и испытывает почки и сердце его, и все его поступки, и слова, и все шаги его считает, — тогда укоренится в сердце его страх на весь день полностью, и если он вновь и вновь станет размышлять об этом даже понемногу все время и каждый час, он станет избегать зла и творить добро мыслью, речью и действием, дабы не восставать, сохрани Б-г, в присутствии славы Его, наполняющей всю землю. И как сказал рабан Йоханан бен Закай своим ученикам, как упоминалось выше[17].

И об этом написано: [«А теперь, Израиль, чего Всевышний, Б-г твой, требует от тебя?] Только того, чтобы ты страшился Всевышнего, Б-га твоего, шел по всем путям Его»[18], и это — страх, приводящий к исполнению заповедей Его, благословенного, избеганию зла и творению добра. И это — нижний страх, как уже говорилось, и по отношению к Моше, то есть по отношению к категории Даат, которая в каждой Б-жественной душе евреев, это нечто легко достижимое, как уже говорилось (ибо даат связывает тайники разумения сердца с их действительным раскрытием в мысли, как это известно сведующим в тайном).

И еще одно следует помнить: так же, как в человеке — короле боятся в основном внутренней его [сущности] и жизненной силы, а не его тела, ведь когда он спит, его не боятся, а ведь внутренняя [сущность] и жизненная сила его не видны телесному глазу, они видны лишь умственному взору через телесное видение его тела и одежды, ибо известно, что жизненная сила его в них облечена, точно так же должен человек страшиться Всевышнего, наблюдая телесными глазами небо и землю и все воинства их, в которые облечен свет — Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, дабы их оживлять*.

Примечание.
Видно также глазом, что они показывают несамостоятельность своего существования по отношению к свету Его, благословенного, тем, что ежедневно они преклоняются в сторону запада при заходе их. как объясняют мудрецы, благословенна их память, слова: «И воинства небесные Тебе поклоняются»[19], потому что Шхина[20] на западе, таким образом их склонение к западу на протяжении всего дня — это поклонение и самоуничижение[21]. А ведь даже тот, кто никогда не видел короля и совсем его не знает, все же если, войдя во двор его, он видит, как множество вельмож и уважаемых людей кланяются одному человеку, его охватит трепет и страх.

И хотя речь идет об облечении во многие одеяния, нет совершенно никакой разницы или различия в страхе по отношению к человеку — королю, наг ли он или одет в одно одеяние или же он одет во многие одежды. И самое важное — привычка, [нужно] приучить свое знание и мысль так, чтобы сознание этого было постоянно укорененным в сердце и в мозгу, что все видимое человеческим глазом — небо, земля и наполняющее ее — все это внешние одеяния Короля, Всевышнего, благословен Он, и тем самым человек всегда будет помнить о внутренней [сущности] и жизненной силе их. И этот смысл имеется в слове эмуна [«вера»], что означает привычку, когда человек приучает себя, как оман [«умелец»], который меамен [«обучает»] руки свои, и т. д. Следует также всегда помнить выражение наших мудрецов, благословенна их память «бремя Царства Небесного», что подобно [словам]: «поставь над собой короля»[22], как об этом говорится в другом месте, и т. д., ибо Всевышний оставляет верхних и нижних и возлагает Царство Свое единственно на нас и т. д., а мы принимаем и т. д. И в этом смысл поклонений в молитве «Амида», после того, как [молящийся] принимает на себя бремя Царства Небесного при произнесении речью «Шма», дабы [после этого] снова принять его на самом деле действием и т. д., как о том говорится в другом месте.  

Примечания

К главе сорок второй

[1]   Дварим, 10:12.

[2]   Брахот, 336.

[3]   Сука, 526; Зогар хадаш, 104а.

[4]   Согласно утверждению Рамбама. См. гл. 2, 4 и 23.

[5]   Диврей гаямим 1,28:9.

[6]   Ирмеягу, 31:33.

[7]   Брейшит, 4:1.

[8]   В гл. 29.

[9]   Букв, «великое непрерывное время». Речь идет не о продолжительности времени, а о качестве мысли. Чем она истиннее и глубже, чем из более глубоких слоев души она исходит, тем большего постижения достигает размышляющий даже за короткое время.

[10]   Мегила, 10б.

[11]   Мишлей, 2:4,5.

[12]  Авот, 2:1.

[13]   Диврей гаямим 1,29:14.

[14]   Из молитвы «Мусаф» в Рош-гашана.

[15]   Шабат, 92а.

[16]   Из молитв. Ср. Ялкут, Ваэтханан, 836, где приводится цитата из Иерусалимского Талмуда.

[17]   См. гл. 41.

[18]   Дварим, 10:12.

[19]   Нехемья, 9:6.

[20]   В Иерусалимском Храме Святая святых была расположена в западной стороне Храма и туда обращали молитвы.

[21]   Сангедрин, 91б; Бава батра, 25а.

[22]   Дварим 17:15.

 

פרק מב

והנה במ»ש לעיל בענין יראה תתאה יובן היטב מ»ש בגמ’ על פסוק ועתה ישראל מה ה’ אלהיך שואל מעמך כי אם ליראה את ה’ אלהיך אטו יראה מילתא זוטרתי היא אין לגבי משה מילתא זוטרתי היא וכו’ דלכאורה אינו מובן התירוץ דהא שואל מעמך כתיב. אלא הענין הוא כי כל נפש ונפש מבית ישראל יש בה מבחי’ משרע»ה כי הוא משבעה רועים הממשיכים חיות ואלהות לכללו’ נשמות ישראל שלכן נקראים בשם רועים ומשרע»ה הוא כללו’ כולם ונקרא רעיא מהימנא דהיינו שממשיך בחי’ הדעת לכללות ישראל לידע את ה’ כל אחד כפי השגת נשמתו ושרשה למעלה ויניקתה משרש נשמת משרע»ה המושרשת בדעת העליון שבי»ס דאצילות המיוחדות במאצילן ב»ה שהוא ודעתו אחד והוא המדע כו’. ועוד זאת יתר על כן בכל דור ודור יורדין ניצוצין מנשמת משרע»ה ומתלבשין בגוף ונפש של חכמי הדור עיני העדה ללמד דעת את העם ולידע גדולת ה’ ולעבדו בלב ונפש כי העבודה שבלב היא לפי הדעת כמ»ש דע את אלהי אביך ועבדהו בלב שלם ונפש חפיצה ולעתיד הוא אומר ולא ילמדו איש את רעהו לאמר דעו את ה’ כי כולם ידעו אותי וגו’ אך עיקר הדעת אינה הידיעה לבדה שידעו גדולת ה’ מפי סופרים ומפי ספרים אלא העיקר הוא להעמיק דעתו בגדולת ה’ ולתקוע מחשבתו בה’ בחוזק ואומץ הלב והמוח עד שתהא מחשבתו מקושרת בה’ בקשר אמיץ וחזק כמו שהיא מקושרת בדבר גשמי שרואה בעיני בשר ומעמיק בו מחשבתו כנודע שדעת הוא לשון התקשרות כמו והאדם ידע וגו’ וכח זה ומדה זו לקשר דעתו בה’ יש בכל נפש מבית ישראל ביניקתה מנשמת משרע»ה רק מאחר שנתלבשה הנפש בגוף צריכה ליגיעה רבה ועצומה כפולה ומכופלת. האחת היא יגיעת בשר לבטש את הגוף ולהכניעו שלא יחשיך על אור הנפש כמש»ל בשם הזהר דגופא דלא סליק ביה נהורא דנשמתא מבטשין ליה והיינו על ידי הרהורי תשובה מעומק הלב כמ»ש שם. והשנית היא יגיעת הנפש שלא תכבד עליה העבודה ליגע מחשבתה להעמיק ולהתבונן בגדולת ה’ שעה גדולה רצופה כי שיעור שעה זו אינו שוה בכל נפש יש נפש זכה בטבעה שמיד שמתבוננת בגדולת ה’ יגיע אליה היראה ופחד ה’ כמ»ש בש»ע א»ח סימן א’ כשיתבונן האדם שהמלך הגדול ממ»ה הקב»ה אשר מלא כל הארץ כבודו עומד עליו ורואה במעשיו מיד יגיע אליו היראה וכו’ ויש נפש שפלה בטבעה ותולדתה ממקור חוצבה ממדרגות תחתונות די»ס דעשיה ולא תוכל למצוא במחשבתה האלהות כ»א בקושי ובחזקה ובפרט אם הוטמאה בחטאת נעורי’ שהעוונות מבדילים כו’ [כמ»ש בס»ח סי’ ל»ה] ומ»מ בקושי ובחזק’ שתתחזק מאד מחשבתו באומץ ויגיעה רבה ועומק גדול להעמיק בגדולת ה’ שעה גדולה בודאי תגיע אליו עכ»פ היראה תתאה הנ»ל וכמשארז»ל יגעתי ומצאתי תאמין וכדכתי’ אם תבקשנה ככסף וכמטמונים תחפשנה אז תבין יראת ה’ פי’ כדרך שמחפש אדם מטמון ואוצר הטמון בתחתיות הארץ שחופר אחריו ביגיעה עצומה כך צריך לחפור ביגיעה עצומה לגלות אוצר של יראת שמים הצפון ומוסתר בבינת הלב של כל אדם מישראל שהיא בחי’ ומדרגה שלמעלה מהזמן והיא היראה הטבעית המסותרת הנ»ל רק שכדי שתבא לידי מעשה בבחי’ יראת חטא להיות סור מרע במעשה דבור ומחשבה צריך לגלותה ממצפוני בינת הלב שלמעלה מהזמן להביאה לבחי’ מחשבה ממש שבמוח להעמיק בה מחשבתו משך זמן מה ממש עד שתצא פעולתה מהכח אל הפועל ממש דהיינו להיות סור מרע ועשה טוב במחשבה דבור ומעשה מפני ה’ הצופה ומביט ומאזין ומקשיב ומבין אל כל מעשהו ובוחן כליותיו ולבו וכמאמר רז»ל הסתכל בשלשה דברים כו’ עין רואה ואוזן שומעת כו’ וגם כי אין לו דמות הגוף הרי אדרבה הכל גלוי וידוע לפניו ביתר שאת לאין קץ מראיית העין ושמיעת האזן עד»מ רק הוא עד»מ כמו אדם היודע ומרגיש בעצמו כל מה שנעשה ונפעל באחד מכל רמ»ח איבריו כמו קור או חום ואפי’ חום שבצפרני רגליו עד»מ אם נכוה באור וכן מהותם ועצמותם וכל מה שמתפעל בהם יודע ומרגיש במוחו וכעין ידיעה זו עד»מ יודע הקב»ה כל הנפעל בכל הנבראים עליונים ותחתונים להיות כולם מושפעי’ ממנו ית’ כמ»ש כי ממך הכל וז»ש וגם כל היצור לא נכחד ממך וכמ»ש הרמב»ם [והסכימו לזה חכמי הקבלה כמ»ש הרמ»ק בפרד»ס] שבידיעת עצמו כביכול יודע כל הנבראים הנמצאים מאמיתת המצאו וכו’ רק שמשל זה אינו אלא לשכך את האזן אבל באמת אין המשל דומה לנמשל כלל כי נפש האדם אפי’ השכלית והאלהית היא מתפעלת ממאורעי הגוף וצערו מחמת התלבשותה ממש בנפש החיונית המלובשת בגוף ממש אבל הקב»ה אינו מתפעל ח»ו ממאורעי העולם ושינוייו ולא מהעול’ עצמו שכולם אינן פועלים בו שום שינוי ח»ו והנה כדי להשכיל זה היטב בשכלנו כבר האריכו חכמי האמת בספריהם אך כל ישראל מאמינים בני מאמיני’ בלי שום חקירת שכל אנושי ואומרי’ אתה הוא עד שלא נברא העולם וכו’ כנ»ל פ»כ: והנה כל אדם מישראל יהיה מי שיהיה כשיתבונן בזה שעה גדולה בכל יום איך שהקב»ה מלא ממש את העליונים ואת התחתונים ואת השמים ואת הארץ ממש מלא כל הארץ כבודו ממש וצופה ומביט ובוחן כליותיו ולבו וכל מעשיו ודבוריו וכל צעדיו יספור אזי תקבע בלבו היראה לכל היום כולו כשיחזור ויתבונן בזה אפילו בהתבוננות קלה בכל עת ובכל שעה יהיה סור מרע ועשה טוב במחשבה דבור ומעשה שלא למרות ח»ו עיני כבודו אשר מלא כל הארץ וכמאמר רבן יוחנן בן זכאי לתלמידיו כנ»ל וז»ש הכתוב כי אם ליראה את ה’ אלהיך ללכת בכל דרכיו שהיא יראה המביאה לקיום מצותיו ית’ בסור מרע ועשה טוב. והיא יראה תתאה הנ»ל ולגבי משה דהיינו לגבי בחי’ הדעת שבכל נפש מישראל האלהית מילתא זוטרתי היא כנ»ל [שהדעת הוא המקשר מצפוני בינת הלב אל בחי’ גילוי במחשבה ממש כידוע לי»ח] ועוד זאת יזכור כי כמו שבמלך בשר ודם עיקר היראה היא מפנימיותו וחיותו ולא מגופו שהרי כשישן אין שום יראה ממנו. והנה פנימיותו וחיותו אין נראה לעיני בשר רק בעיני השכל על ידי ראיית עיני בשר בגופו ולבושיו שיודע שחיותו מלובש בתוכם וא»כ ככה ממש יש לו לירא את ה’ ע»י ראיית עיני בשר בשמים וארץ וכל צבאם אשר אור א»ס ב»ה מלובש בהם להחיותם: הגה»ה (וגם נראה בראיית העין שהם בטלים לאורו ית’ בהשתחוואתם כל יום כלפי מערב בשקיעתם כמארז»ל ע»פ וצבא השמים לך משתחוים שהשכינה במערב ונמצא הילוכם כל היום כלפי מערב הוא דרך השתחוואה וביטול והנה גם מי שלא ראה את המלך מעולם ואינו מכירו כלל אעפ»כ כשנכנס לחצר המלך ורואה שרים רבים ונכבדים משתחוים לאיש א’ תפול עליו אימה ופחד): ואף שהוא ע»י התלבשות בלבושים רבים הרי אין הבדל והפרש כלל ביראת מלך בשר ודם בין שהוא ערום ובין שהוא לבוש לבוש אחד ובין שהוא לבוש בלבושים רבים אלא העיקר הוא ההרגל להרגיל דעתו ומחשבתו תמיד להיות קבוע בלבו ומוחו תמיד אשר כל מה שרואה בעיניו השמים והארץ ומלואה הכל הם לבושים החיצונים של המלך הקב»ה וע»י זה יזכור תמיד על פנימיותם וחיותם וזה נכלל ג»כ בלשון אמונה שהוא לשון רגילות שמרגיל האדם את עצמו כמו אומן המאמן ידיו וכו’. וגם להיות לזכרון תמיד לשון חז»ל קבלת עול מלכות שמים שהוא כענין שום תשים עליך מלך כמ»ש במ»א וכו’ כי הקב»ה מניח את העליונים והתחתונים ומייחד מלכותו עלינו וכו’ ואנחנו מקבלים וכו’ וזהו ענין ההשתחוואות שבתפלת י»ח אחר קבלת עול מלכות שמים בדבור בק»ש לחזור ולקבל בפועל ממש במעשה וכו’ כמ»ש במ»א: