Продолжаем читать (и пытаться понять) Розенцвейга

Продолжаем читать (и пытаться понять) Розенцвейга

Пусть человек, как червь, заползет в складки нагой земли, прячась от проносящихся над ним с шипением снарядов слепой и неумолимой смерти. Пусть он с принудительной неизбежностью чувствует то, что обычно он никогда не чувствует: что его Я было бы Оно, если бы умерло, - и пусть поэтому с каждым криком, еще рвущимся из его горла, он выкрикивает свое Я против неумолимой смерти, которая угрожает ему таким немыслимым уничтожением.

Это очень такая видимая картина человека, который сидит в окопе и ощущает этот страх смерти, этот крик - его борьба со смертью. Приходят философы и говорят: «А нам на это нет никакого дела».

Философия с пустой улыбкой взирает на эту беду и указывает своим перстом созданию, члены которого содрогаются в страхе за свою жизнь на потусторонний мир.

Это достоинство Баал Шем Това – «я вижу Б-га перед собой постоянно». И это означает, что все должно быть для человека равно, человеку должно быть все равно. Очень похоже.

Он говорит: «я содрогаюсь от страха смерти». А философ приходит и говорит: «Ну и что?»

А поп приходит и говорит: «Ну и что?» А хасид, а Баал Шем Тов приходит и говорит: «Ну и что?» «С пустой улыбкой взирает на эту беду». Ну и что?

На потусторонний мир, о котором человек ничего не хочет знать - «Мне это неинтересно».

Мы как-то обсуждали царя Давида, который тоже говорит: «Кто тебя будет восхвалять из праха? Ибо человек вовсе не хочет бежать оков, он хочет остаться, он хочет жить».

Человек хочет жить.

Ему кажется, что философия, расхваливающая ему смерть как своего особого подопечного.

(Какое изощренное издевательство над философией. Вчера мы читали Факенгейма, который говорит о том, что нацисты были прилежными кантианцами. И раздумывая над Розенцвайгом, я подумал, что дело вообще не в Канте, а дело вообще в основаниях философии, которая видит смерть, как не знаю что, как высшее достоинство).

Человек не хочет бежать оков, он хочет остаться, он хочет жить. Ему кажется, что философия, расхваливающая ему смерть как своего особого подопечного, как великолепную возможность избегнуть тупик жизни, лишь издевается над ним. Слишком хорошо чувствует он, что он осужден на смерть, но не на самоубийство.

(Кажется, это разграничение здесь важно. Смерть – это то, что приходит сверху, самоубийство – это то, что приходит снизу. Смерть наступит, не надо убивать себя. Очень похоже на место в Тании, которое я так люблю цитировать, что если Всевышний приводит на человека испытание – да, надо их принять. но сам человек не должен заниматься самоистязанием).

Рекомендация, данная философией, предлагает только самоубийство, но не предопределенную всеобщую смерть.

Т.е. философия – это на самом деле рецепт самоубийства.

Самоубийство же – не естественная, а противоестественная смерть.

Наш телеграм: https://t.me/chassidus_ru Наш сайт: https://chassidus.ru/ Фейсбук: https://www.facebook.com/itzik.roytman

Помочь проекту: https://www.paypal.com/donate/?hosted_button_id=4EMZZX6JFHEX4 Патрон: https://www.patreon.com/chassidus

Запись опубликована в рубрике: , . Метки: , , , , , .