Введение

Введение

 

Его жизнь и время

Раввин Авраам Исаак Хакоэн Кук (Рав Кук) родился 16 элула 5625 года (1865 года) в небольшом городке Грейва (Грива), Латвия 1 . Он получил раннее образование в традиционном хедере и учился у своего отца, реб Шломо Залмана Кука, набожного ученого, который привил своему сыну любовь к Торе и Земле Израиля. В тринадцать лет он покинул Грейву, чтобы учиться у выдающихся знатоков Торы, и в конце концов попал в знаменитую Воложинскую иешиву, где быстро завоевал репутацию вундеркинда.

 

В дополнение к учебе в ешиве рав Кук (позже просто «Рав») изучал философию и каббалу и начал сочинять хидушим (новеллы Торы), философские эссе и стихи. 2 В 1888 году он был назначен раввином литовской общины Заумеля, а в 1895 году стал раввином Бауска (Бауски). В этот период были опубликованы «Хавош Пеер» о тфилине, а также ряд статей по Галахе и современным проблемам в свете иудаизма. Он также редактировал два тома журнала Торы «Иттур Соферим». В 1895 году он наметил программу издания брошюры «Мир нашему народу». 3 «Еврейская судьба и государственность» (1901) представляет собой раннюю разработку равом религиозного сионизма. 4

 

Рав Кук, постоянно надев тфилин , погрузился в изучение Торы, включая Зоар и другие каббалистические труды, средневековую еврейскую философию и труды рабби Иуды Леба из Праги. В то же время он был в курсе современных событий и был знаком с соответствующей литературой. 5

 

Рав Кук вскоре приобрел репутацию святого и блестящего знатока Торы, наделенного уникальными качествами религиозного лидера. Община Яффо пригласила его стать их раввином, и, поскольку он всегда стремился достичь Эрец-Исраэль (Палестины) и играть активную роль в национальном возрождении и восстановлении этой земли, он с готовностью принял приглашение. Рав рассматривал Яффо как эффективную базу для духовной деятельности в рамках сионистского предприятия, несмотря на ограниченность тогдашней небольшой еврейской общины. Он прибыл 28 ияра 5664 года (1904 г.) и произнес свое первое публичное обращение на иврите. 6

 

Раввинские лидеры Иерусалима признали рава Кука раввином Яффы и новых поселений и заверили его, что «они полагаются на него и оказывают ему полную и безграничную поддержку» (IR 1, стр. 376). Рав Кук повысил уважение новых поселенцев к еврейской вере и нормам. Он часто посещал их деревни и заботился об их физических и духовных проблемах. 7 Его литературная деятельность была связана с еврейским восприятием модернистских тенденций, затронувших еврейскую молодежь.

 

Столкнувшись с субботним годом — шемиттой — 5670 (1909-1910), рав Кук опасался, что полное соблюдение библейского запрета сеять и жатву в этот год может поставить под угрозу существование еврейской общины в Эрец Исраэль. Поэтому он вынес решение «в качестве чрезвычайной меры, основанной на крайней необходимости» в пользу галахической точки зрения, согласно которой официальная продажа земли в Эрец Исраэль неевреям приостанавливала действие ограничений шемитты ( IR 1, стр. 226-229).

 

Это решение вызвало резкую оппозицию, включая личные нападки, среди некоторых элементов раввината. В своей книге «Шаббат ха-Арец » («Суббота земли») рав разработал галахическую и идеологическую основу своего постановления относительно закона шемитты в настоящее время. Отвечая на личные нападки, он писал, что «тот, кто обязан действовать от имени всей еврейской общины, должен совершенно игнорировать свою личную позицию» (Там же, 2, с. 155). 8 Споры о шемитте не подорвали позитивные отношения между равом Куком и раввинами Старого Ишува (старейшей еврейской общины Эрец Исраэль, особенно в Иерусалиме). Зимой 1913 года рав организовал «совместный раввинский тур» по новым еврейским деревням Самарии и Галилеи с раввинами Старого ишува. 9

 

Летом 1914 года рав Кук решил принять участие во Всемирной конференции Агудат Исраэль в Европе. 10 К тому времени, когда он прибыл, разразилась Первая мировая война, и конференция была отменена. Не имея возможности вернуться в Эрец Исраэль, Рав нашел временное убежище в Швейцарии. В 1916 году он принял приглашение конгрегации Махзикей ха-Дат в Лондоне стать их раввином при условии, что он вернется в Эрец Исраэль, как только это станет возможным». кульминацией стала Декларация Бальфура. Рав Кук, активный пропагандист сионизма, призвал к активной поддержке Декларации12 .

 

Недостаточная пропитанность сионизма духом 13-й главы Торы побудила рава создать движение Йерушалаим (Иерусалим), цели которого он изложил в ряде статей и брошюр. Филиалы нового движения возникли в Европе и США, но вскоре распались. 14

 

Летом 1919 года рав Кук вернулся в Эрец Исраэль, где старейшины города назначили его раввином Иерусалима. Два года спустя был создан Главный раввинат Израиля, и рав Кук был назначен первым главным ашкеназским раввином Израиля, а раввин Яаков Меир - его сефардским коллегой. В том же году Рав Кук основал Центральную иешиву в Иерусалиме, позже известную как Мерказ ха-Рав, «Универсальная иешива рабби Кука». 15 В 1924 году он посетил США, чтобы собрать средства для учреждений Торы в Эрец Исраэль и в диаспоре, одновременно читая лекции по Галахе и еврейской идеологии.

 

На открытии Еврейского университета в Иерусалиме в 1925 году рав Кук изложил свои взгляды на академические исследования. 16

 

Весной 1927 года раввин Кук снова посетил новые деревни в Самарии, Изреельской долине и Галилее. По возвращении он провел пресс-конференцию у себя дома в Иерусалиме, на которой заявил:

 

Наш предыдущий визит в Галилею перед войной убедил меня, что религиозные недостатки нашего ишува — это всего лишь мимолетная слабость. Теплота и любовь ученых и набожных евреев, которые уважают наших пионеров и строителей Земли Израиля, которые искренне ценят Национальное Возрождение на нашей земле, обязательно вызовут желаемые изменения: тени исчезнут, и наши колонии и кибуцы признают святость Израиля и решающая роль Торы и ее заповедей. 17

 

Когда было основано новаторское движение Тора ВаАвода (Религиозный труд), сочетающее соблюдение Торы с работой на земле, рав Кук заявил:

 

Этот заветный сектор трудового лагеря, Хе-Халуц и Ха-Поэль ха-Мизрахи, очень дорог нашим сердцам. Мы надеемся, что это станет мощным средством пропаганды святости Торы и истинного иудаизма среди восстановителей Земли Израиля. 18

 

В 1929 году в Эрец Исраэль было основано религиозное молодёжное движение «Бней Акива» с целью «воспитания энергичного и здорового поколения евреев, верных и преданных еврейскому народу, земле и Торе, занимающихся производительным трудом в соответствии с Заповеди Торы». В своем послании на конференции Бней Акива в Иерусалиме во время Песаха 1934 года рав Кук высоко оценил благородные цели этого Движения, обращенного к поколению, ставшему свидетелем Рассвета Искупления и все еще страдавшему от сложных духовных и материальных проблем. Рав надеялся, что это Движение («мои дорогие братья») сможет отличить «отвратительный осадок, взбалтываемый бушующими бурями духа, от потока стоячих вод, восстанавливающего душу». Новое Движение должно было подражать любви рабби Акивы к Торе и стремлению к Искуплению, что нашло отражение в его поддержке Бар-Кохбы:

 

Именно потому, что это великое видение было затем разрушено, Бар-Кохба пал, а еврейский народ утратил свою независимость, мы верим, что послание, произнесенное этими святыми устами, материализуется, и это время приближается. 19

 

Летом 1929 г. вспыхнули арабские беспорядки; Евреи подверглись нападениям по пути к Стене Плача. Пока лидеры ишува присутствовали на 16-м Всемирном сионистском конгрессе в Цюрихе, рав Кук (единственный еврейский лидер, оставшийся в Эрец Исраэль) возглавил решительную борьбу против британских и арабских посягательств.

 

В 1930 году Великобритания выпустила Белую книгу, призывающую фактически прекратить еврейские поселения. 20 Рав Кук публично осудил это как акт обмана и предательства со стороны держав, которым поручено создание еврейского национального очага в Палестине. «Мир должен осознать, что наше право на Святую Землю принадлежит не мирскому правительству, а Святому Израиля, Господу Вселенной, Чьи слова истинны навеки. Он даровал нам эту Святую Землю как вечное наследие, чтобы мы могли служить светом народам и источником спасения в самых отдаленных уголках земли» (HG 1, стр. 46-48).

 

Бурный этап в жизни Рава последовал за его яростной защитой Авраама Ставского, обвиненного в убийстве сионистского лидера Хаима Арлосорова. Рав Кук настаивал на невиновности Ставского и публично боролся за его оправдание. 21

 

В начале двадцатых годов, когда новости о преследовании евреев Россией достигли Эрец-Исраэль, рав Кук обязался предоставить им материальную помощь и разрешения на въезд в Эрец-Исраэль. 22

 

С приходом нацистов в 1933 году рав Кук призвал к организованной помощи и переводу находящихся под угрозой евреев Европы в Эрец Исраэль, где новаторские усилия должны были быть должным образом усилены. «Теперь на нас возложены великие и потрясающие обязательства, хотя и они размыты нашей комфортной жизнью. Небрежность и поверхностность скрывают нашу ответственность до того, как пострадавший действительно постучит в нашу дверь» (КМ, стр. 20-21).

 

Помимо своей обширной общественной деятельности, рав Кук много писал о Галахе и еврейской идеологии. Некоторые из его произведений были опубликованы, некоторые посмертно; но другие остаются неопубликованными 23 , включая статьи в различных журналах, которые должны быть опубликованы в виде книг.

 

Среди его опубликованных идеологических работ: Арфилей Тохар; Эдер Ха-Якар; Хазон ха-Геула; Хазон ХаЦимхонут Веха-Шалом; Игрот ХаРаая; Эквей ХаЦон; Ковец Маамарим; Хамахашава ха-Исраэлит; Миддот ХаРаая; Муссар Авиха; Олат Раая; Орот ха-Кодеш; Орот ха-Раая Орот ха-Тешува; Орот а-Тора и Реш Милин.

 

Рав Кук также написал «Эйн ха-Райя» («Источник раввина Авраама Исаака Ха-Коэна»*), комментарий к талмудическому ашуаду, большая часть которого сохранилась в рукописи. 24 сборника его галахических ответов были опубликованы посмертно. В последние годы своей жизни рав Кук составил Галаху Беруру на основе Талмуда, призванную преодолеть разрыв между талмудическими дискуссиями и вытекающими из них галахическими постановлениями. Он представляет собой краткое изложение галахических кодексов, сопровождающих талмудический текст, причем каждое галахическое постановление примыкает к своему талмудическому источнику. Сопутствующий труд « Берур Галаха» показал, как эти постановления были заимствованы из Талмуда. 25

 

В 1935 году поклонники рава Кука планировали отметить его семидесятилетие, но рав отказался «от празднования моего семидесятилетия, игнорирование которого доставило бы мне подлинное внутреннее удовлетворение». 26 В то же время он с готовностью принял почетное гражданство Тель-Авива, пожалованное ему в том же году (КМ, с.35).

 

Весной 1935 года рав Кук тяжело заболел. В Рош Ходеш Элул его ученик, раввин Давид Коэн, принес раву свеженапечатанные страницы его Орот а-Кодеш. Рав Кук потребовал, чтобы на титульном листе не было никаких почетных званий — ни «Рабейну» (наш господин), ни «Главный раввин Эрец Исраэль», а только «Раввин». 27 Рав Кук умер 3 элула 5695 года (1935 г.)
Запись опубликована в рубрике: .