Способна ли Тора соединить разбитый мир (2)?

Рав Ицхак Гинзбург, 11 адара-бет, Оолей Тора, Бруклин, Краун Хайтс[1]

Часть вторая

Первая часть: «Тора» — как «разрешение» сомнений

Исправление мира — в единении двух видов мудрости

Есть два стиха в книге Мишлей (Притчи Соломона). Один стих говорит: «мудрости вовне поют, на улицах даст голос свой». Второй стих, который появляется в главе 5 — «распространятся источники твои наружу, на улицах, подобно потокам воды». Есть связь между этими двумя стихами, оба они занимаются «хуц», тем, что находится вовне. Последний стих мы знаем лучше, чем первый, ибо этот стих — ответ Мошиаха Баал Шем Тову. Когда Баал Шем Тов сделал «алият нешама» (возвышение души) и поднялся в Храм Мошиаха, и спросил его «когда прийдет господин», ответы был — этот ответ стал девизом учения хасидизма — я прийду, когда «распространятся источники твои наружу». Поэтому все знают три первых слова этого стиха, но продолжение «на улицах потоки воды» - менее известно.

Первый стих, «мудрости вовне будет петь, на улицах даст голос свой», подробно объясняется в хасидизме, в основном у Мителер Ребе. С этих начальных слов, которые, таким образом, являются основой всего его учения, начинается его первый маамар (трактат) в его основной книге Торат Хаим. Мителер Ребе объясняет, что «мудрости» сказано во множественном числе, а «будет петь» сказано в единственном числе. Множественное число указывает на то, что есть две ступени мудрости, которые соединяются вместе, и тогда они «поют» вместе. Этот йихуд, это слияние происходит, когда обе эти мудрости выходят наружу. До этого они разделены, и именно когда они выходят наружу, они соединяются вместе и поют вместе, одну песню, «мудрости вовне будут петь». Также продолжение стиха продолжается в единственном числе «на улицах даст голос свой».

Мудрость мира и мудрость Торы

Две эти мудрости, которые выходят наружу это мудрость Торы и мудрость мира (светская наука). Иногда называют их «Б-жественная мудрость» и «мудрость Шломо» (естественные науки). В чем различие между ними?

Мудрость мира это мудрость творения. Вс-вышний творит мир, также человек создает свой мир. Развитие технологии это пример творческого потенциала человека — создают еще и еще машины и механизмы. Технология развивается — каждые несколько лет есть новое поколение. Развитие технологии также вносит свой вклад в то, чтобы сломать что-то в мире. Люди думают, что технология это только позитив, но развитие технологии, отделенное от параллельного развития в Торе ломает что-то в сознании.

Мудрость Торы — в противоположность мудрости творения — это мудрость очищения, обнаружения Б-жественной искры в каждой вещи. Мудрость Торы это способность вернуть искры, упавшие во время разбиения сосудов, привнести в реальность сознание присутствия Творца. Внешняя мудрость делает нечто в мире — это выглядит, как что-то хорошее, но если это действие отделено от Творца это не есть благо, это продолжение «разбиения сосудов». Когда эта мудрость связана с мудростью Торы — это очень хорошо. Ребе учил, что всякая технология предназначена для того, чтобы служить Торе, все развитие средств массовой информации предназначено чтобы распространить свет Торы — но это совсем не просто реализовать.

«Вовне будут петь» — «распространятся наружу»

Так обьясняет Мителер Ребе: нужно связать мудрость творения с мудростью Торы, и это происходит вовне — не приносят светскую мудрость в дом учения, на «игровую площадку» Торы, но «мудрости вовне будут петь».  Мудрости соединяются и становятся единым целым вовне, и тогда они поют вместе новую песнь Вс-вышнему.

«Вовне будут петь» имеет ту же гиматрию, что и выражение «царица Эстер», которая была способна пожертвовать собой и выйти в самое «внешнее» место (также последние слова Торы, «на глазах всего Израиля», связанные с первыми словами Торы, «В начале сотворил» - «творение» означает также выход «наружу», имеют ту же гиматрию).

Это связано с вторым стихом — «распространятся источники твои наружу». Где мы найдем источники живой воды в Торе? — Когда мы реализуем «четвертую революцию», и принесем источники Торы наружу, до тех искр, которые существуют у народов мира, которые не готовы удовлетвориться тем, чтобы быть «хасидами народов мира», но тот, у кого есть потенциал принять гиюр — должен принять гиюр, как это произошло в результате чуда Пурима. Это смысл стиха «распространятся источники твои вовне» - в настолько «внешнее» место, что невозможно найти более «внешнее» место, чем это. Если мы не приходим к народам мира — то остается еще «внешнее» место, что-то еще осталось вовне. Нужно чтобы даже то, что представляется наиболее «внешним» и далеким от святости, вошло и оказалось внутри.

Это есть первая идея: для того, чтобы Тора исправила и излечила все травмы реальности, требуется объединение двух видов мудрости, и это не происходит в доме учения, но «снаружи», вовне.  

«Травма» науки — разум, оторванный от святости

(Вопрос: почему наука это «травма»?)

Человек способен считать себя супер прогрессивным, но если у этого прогресса есть отрицательные стороны, то это швира (травма, кризис). Мы сейчас говорим в основном о технологическом прогрессе. Каждое новое поколение смартфонов «ломает» мозги, особенно, если это превращаетрся в зависимость. Когда это становится зависимостью то просто теряют голову. Например, важный вопрос в воспитании: разрешать ли детям приносить смартфон в класс? Можно ли, чтобы это было дома? Это хорошо или плохо для воспитания и развития мозга?

Еще до эпохи смартфонов, Алтер Ребе пишет в восьмой главе Тании, что погружение во внешние науки повреждает разум святости, «ломает» и «разбивает» разум святости, позволяющий ему контактировать с Творцом. Возможно, что такая идея сегодня воспринимается как «новость», пробуждающая противодействие, но так сказано в Тании.

Давайте себе представим себе великого математика: математика ведь мать наук, чистый разум светской мудрости, всякая наука может ошибаться, но не математика, ибо она опирается на доказательства — как чистый разум способен повредить мозг?! Это очень важно особенно для баал тшув это понять. Погружение в математику — даже самого великого математика, подобного Эйлеру, математический гений, почти еврейский гений.. (может, и правда, он был евреем…) — это истина, но без веры и трепета, которые предшествуют его мудрости, это мудрость, оторванная от Вс-вышнего. Нужно соединить ее со своим источником.

Куда большим «хидуш» («новостью») является то, что соединение двух этих типов мудрости исправляет швира, описанную в Тании, как обьясняется там, что Рамбам и Рамбан и те, кто идут по их мнению, умели использовать науку для служения Вс-вышнему, для Торы. Таким образом, наука, когда она сама по себе, когда она оторвана от Торы — это нечто негативное. Но когда она соединяется с Торой — это отлично. Это очень важная идея, которую мы должны понять в отношении нашего мира — «мудрости вовне будут петь».



[1] Видео этого урока на английском языке: Rabbi Ginsburgh - The power of the Torah to Mend a Broken World


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: . Метки: .