Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Моше не хочет уходить

Моше не хочет уходить. Моше цепляется за любую возможность продолжить быть тем, кем он был все эти годы. Хазаль говорят что Всевышний дает ему еще несколько дней, но "закрылись ему источники мудрости" Согласно мидрашу, он приходит на урок к Йеошуа, но ничего не понимает…

Что хотят сказать нам авторы Писания и авторы мидраша этим? Собственно, они говорят вполне определенно: "дабар эхад ладор вэйн шней дабарим ладор". Один глава у поколения, и нет двух глав у поколения.

Пришло другое поколение, и ты должен уйти.

* Мы вчера читали немного про Спинозу. И я подумал с утра: а может здесь тоже "один глава поколения и нет двух глав поколения"?

Поколение сменилось. Те концепции, которые были релевантны в средние века уже не катят. Противоречат логике и развивающейся науке. Спиноза — символ новой эпохи. Старая версия иудаизма должна уступить место новой, более современной. Где библия не "боговдохновенна" в буквальном смысле, и вообще "Бог" это скорее природа…

Но нет. "Моше" не хочет уходить. Вместо этого он объявляет "херем" (анафему) на провозвестника новой эпохи. И тем самым открывает длинную череду анафем Нового времени.

Анафема на изучение грамматики (как ни странно). Танаха (его учат "маскилим"), сионизма, и т.д.

Сегодня этот "Моше", отказавшийся сойти со сцены — куда умудреннее того Моше 16 века. Сегодня на службе "старого Моше" современные средства воздействия на сознание и подсознание. Он ведет войну. И кажется, одерживает победу…

Но суть от этого не меняется. Средневековая теология, застывшая в своем развитии, тормозящая развитие человечества — подчинила себе иудаизм. Не важно сколько заплаток на нее наложат — это все равно средневековье по своей сути