Мы продолжим читать Штейнзельца

Мы продолжим читать Штейнзельца. Мне кажется, что проблема, которую он поднимает, чрезвычайно важна, актуальна для 9 Ава.

Мне кажется, что вчера рав Штейнзальц затронул очень важный вопрос. Не так важно, как он это называет, он говорит: Авода Зара. Мне кажется, здесь очень важный принцип, наверное, это его личный принцип – принцип цельности. Он задает вопрос: чего стоит наше Аводат Ашем, если в одном месте мы супер-пупер, а в другом месте мы кое-как или вообще никак. Это, собственно, вопрос, который его интересует.

Я бы добавил, что как педагог, как человек, который всю свою жизнь занимался воспитанием, по-видимому, он искал, по-видимому, он нашел какой-то ответ, что цельность – основа всего. Цельность в том смысле, что равновесие. Можно начать думать: или это его личное мнение, или нет.

На самом деле, легко понять, что Тора называется тройной Торой, которая дана тройному народу в тройном месяце и т.д. Есть известный мидраш на эту тему. Что он значит? В мире хаоса есть только две линии – есть хесед и есть гвура. В мире тикун появляется средняя линия. Это, собственно, самый большой хидух Аризаля, это мир тикун, средняя линия. Дальше Баал Шем Тов развивает это еще дальше.

Возможно, что на каком-то этапе развития мы видели или право, или лево, или хорошо, или плохо, или раша, или цадик. Все последние поколения видят среднюю линию. Но это как бы изначально идея иудаизма именно как средней линии. Тора называется «делающий мир в своих высотах он сделает мир нам». Идея Торы – это мир, особенно актуально перед тишево. Вся идея Торы – это мир, мир между человеком и Всевышним, мир между душой и телом, мир между человеком и его окружением. Мир, среди прочего, означает равновесие. Мир, среди прочего, означает, что у меня не должен быть один глаз больше, чем другой, или одна рука больше, чем другая. И это то, о чем говорит Штейнзальц.

Он видит основную задачу в служении Б-гу до такой степени, что противоположность этому называет Авода Зара, язычество, что когда берется какой-то один фактор, один орган и делается из него суть всего.

Рав Штейнзальц говорит: это не Тора. Если кто-то помнит вчерашний урок, он говорит: это не Тора. Тора – это равновесие. Тора – это значит, что ты не только с Б-гом, но и с людьми. Тора – значит, что ты также в своей семье человек, также в своих отношениях с людьми ты человек. Путь земли предшествует Торе, эти вещи, которые очень легко сформулировать, их гораздо сложнее реализовать. Мне кажется, что речь идет об этом. И мне кажется, что это важно.

Предыдущий абзац был, что человек может полностью отдать себя на что-то, но если это только что-то одно – это называется монономия, это называется сумасшествие.

Например, человек, который написал книгу в 500 страниц, это то, что мы читали вчера, про вшей. Проблема вшей – они могут быть только на людях. Это специальные типы вшей, которые только на людях. А если их положить на каких-то других животных, они умрут.

Запись опубликована в рубрике: . Метки: , , , , , .