(еще оцифровка)
(это мой онлайн с Иосиф Киперман. Для меня это своего рода ликбез по азам христианской религии. Далее- слова самого Иосифа)
В христианском богослужении есть три отдела (утренняя, вечерняя и ...). На каждой из литургии поются тексты. В этих текстах на протяжении всего богослужебного года встречаются выпады на иудеев. Причем тут какая хитрость: дело в том, что эти выпады на иудеев как бы относятся к иудеям той эпохи, в которой жил Иисус Христос. Но поскольку сам термин «иудеи» не расшифровывается, а, скажем, а в переводе, который называется «Радостная весть», который сделала Кузнецова в конце XX века, он вышел в издательстве библейских обществ, там она расшифровывает этот термин. Потому что термин «иудеи» имеет три значение в Евангелие от Иоанна. Значит, первое значение – это просто жители Иудеи, второе значение – это Иудейские власти, т.е. город называется Иудея и имеется в виду, что это власти Иудейские, может быть, религиозные власти, может быть, светские. И третье значение – это верующие евреи. Почему их в ту же эпоху называли иудеями? Потому что, как известно, после отделения… Храм остался… И поэтому считалось в Израиле, что наиболее благочестивые люди. Оттуда пришло название для всех религиозных людей – иудеи. И, в принципе, я не совсем согласился, невозможно оспорить тему, которой уже 2000 лет.
И поскольку те, кто слушали эти песнопения, естественно, эти тонкостей не понимают, и они, естественно, относят все эти выпады к современным иудеям, сегодняшним. И отсюда идет антисемитизм, потому что там есть ужасные вообще тексты, которые призывают покарать иудейский народ и иудеев покарать и т.д.
Мне стало интересно, когда вообще возникли эти тексты и по какому поводу, и почему ни с того ни с сего. Потому что есть другие тексты, есть тексты выдающихся… тех, кто писал. И когда я стал выяснять, откуда эти тексты появились, по какой причине они появились, кто их автор, в итоге я это все выяснил и написал статью «Антииудейская идеология и ее плоды». Оказалось, что в IV веке, когда император Константин объявил христианство господствующей религией в своей Римской империи, тогда она была не разделена, то появилась проблема.
Дело в том, что этот костяк, собственно говоря, иудео-христианской общины – это были люди, чья вера прошла проверку гонениями и всем прочим, т.е. это были настоящие верующие люди. Но ввиду того, что империя объявила христианство господствующей религией, то, естественно, сразу, грубо говоря, ломанулась вся эта толпа, это язычники бывшие, они стали записывать в христиане, в общем, как мы знаем из истории Советского союза, когда все стали записываться в партию. И, естественно, без соответствующей подготовки, без проверки их веры, просто формально очень, по формальному признаку, тогда появилось очень много новых христиан, ради которых стали строить громадные храмы, чего не было вообще. Идея храма вернулась как бы.