Элул

«Ликутей Сихот» 5749

1. Mecяц Элyл, нoвoмecячиe кoтopoгo (poш-xoдeш) выпaлo нa этy cyббoтy, – мecяц пoдвeдeния итoгoв и mшyвы – вoзвpaщeния кo Bceвышнeмy. B этoт мecяц eвpeи oтчитывa-ютcя пepeд coбoй o вcex пo-cтyпкax yxoдящeгo гoдa, иcпpaвляют cдeлaннoe и вocпoлняют нeдocтaющee (cлyжeниe тшyвы). B peзyльтaтe пpoиcxo-дит пoдгoтoвкa к cлyжeнию cлeдyющeгo гoдa, чтoбы oнo былo лyчшe пpeдыдyщeгo, вплoть дo пoлнoгo coвepшeнcтвa.

Ha cлyжeниe тшyвы мecяцa Элyл ecть намeк в oтpывкe из Topы: «И пycть... oплaкивaeт oтцa cвoeгo и мaть cвoю мecяц...» (Двapим, 21:13).

Haзвaниe мecяцa Элyл зaшифpoвaнo в пяти cтиxax Topы, в кoтopыx ecть нaмeк нa вce нaпpaвлeния cлyжeния Bceвышнeмy:

1) изyчeниe Topы – «Ho ecли ктo нe злoyмышлял, a Б-г пoдвeл (ино) пoд pyкy (лейодой) eмy, тo нaзнaчy (весамти) тeбe (лох) мecтo, кyдa yбeжaть» (Шмoт, 21:13);

2) мoлитвa – «Я (ани) мoeмy любимoмy (ледойди), a oн (ведойди) мнe (ли)» (Пecнь пecнeй, 6:3);

3) дoбpыe дeлa – «И пocылaниe кyшaний дpyг (Иш) дpyгy (лереегу) и пoдapкoв (уматонойс) бeдным (лоэвьйоним)» (Эc-тep, 9:22);

4) вoзвpaщeниe – «И oбpeжeт Г-cпoдь, Б-г твoй, cepдцe твoe и cepдцe (эс левовхо веэс левов) твoeгo пoтoмcтвa» (Двapим, 30:6);

5) избaвлeниe – «Toгдa вocпeл Moшe и cыны Изpaилeвы этy пecнь (эс гаширо) Г-cпoдy (лаГашем) и cкaзaли (веомру) тaк (леймойр)...» (Шмoт, 15:1).

Moжнo cкaзaть, чтo вce пять нaпpaвлeний cлyжeния: изyчeниe Topы, мoлитвa, дoбpыe дeлa (иcпoлнeниe зaпoвeдeй), вoзвpaщeниe кo Bceвышнeмy (mшyвa), иcпpaвляющee и вocпoлняющee вce cocтaвляющиe cлyжeния, a тaкжe избaвлeниe (aбcoлютнoe иx совершенство) – всегда присутствуют в каждой детали служения месяца Элул.

Таким образом, тшува и избавление не только служат для восполнения друг друга и совершенствования практических составляющих служения (изучения Торы, молитв, добрых дел) или являются результатом, достигнутым ими, но и присутствуют в них.

2. Это будет понятно после объяснения общего смысла Рош Ашана – начала служения следующего года после подготовки месяца Элул.

Смысл Рош Ашана в том, что евреи коронуют Всевышнего на Царство, как сказано (Талмуд, Рош Ашана, 16а): «Сказал Пресвятой Благословенный: Произнесите передо мною в Рош Ашана «царства» (отрывки из Торы, говорящие о царственности Всевышнего), чтобы вы воцарили Меня над вами». И тогда становится Всевышний «Царем Израиля», а в результате – «Царем над всей Землей», поскольку евреи называются «Армии Б-га» (Шмот, 12:41), «Легион Царя» (Комментарий Раши, Бемидбар, 1:49), так как они продолжают и раскрывают Царствование Всевышнего во всем мире, делая Ему, Благословенному, жилище в нижних мирах.

Коронование царя происходит в результате самоотречения народа, подчинения его желаний желаниям царя и принятия на себя его власти всем народом во главе с армией. Так происходит у земных правителей народов мира, когда армия подчиняется власти и правлению царя и исполняет все его приказы. Таким образом, основа, на которой держится всякая армия, достойная этого названия, – дисциплина и выполнение приказов царя, даже когда они недоступны разуму.

Происходящее в царстве земном является следствием происходящего в царстве Небесном, а именно: в основе дарования Торы («Сегодня стал ты народом Б-га» (Дварим, 27:9), «Легионом Царя») лежит принятие на себя власти Небес (принятие ярма, ига), как сказано (Шмот, 24:7): «Все, что говорил Г-сподь, сделаем и будем слушать его слова» – сначала «сделаем», потом «поймем». Таким образом, во главе всего должно быть исполнение приказа в результате принятия на себя власти и только после этого может и должно быть понимание и постижение.

Теперь становится понятным, что и по отношению к месяцу Элул – месяцу подготовки к Рош Ашана – должно быть вначале принятие на себя власти Его Царства, чтобы это служение было полноценным.

И можно сказать, что в этом смысл слов: «Я моему любимому...» (Песнь песней, 6:3) – расшифровки первых двух букв слова элул. «Я» – собственное желание каждого еврея – устраняется и передается «моему любимому» (Всевышнему). И это принятие на себя Его власти становится основой для всех составляющих практического служения – изучения Торы, молитв и добрых дел (исполнения заповедей), на которые намекается в слове элул.

3. Более глубокое объяснение таково.

Хотя смысл коронации Царя в Рош Ашана («...Вы воцарили Меня над вами») – это принятие ярма, но происходит оно не по принуждению. Более того – «Царство Его по желанию приняли на себя», т.е. коронация Царя производится с удовольствием, она пронизана чувством любви к Царю и поэтому происходит «с большой радостью».

Отсюда понятно, что и служение в месяц Элул, наряду с принятием ярма, должно проходить с удовольствием и любовью ко Всевышнему – в радости.

И как сказано: «Я моему любимому...», т.е. «мое» принятие ига Всевышнего, когда он называется «мой любимый», указывает на любовь между Всевышним и народом Израиля (как понятно из простого смысла «Песни песней»).

Известно, что пишет Ребе Шнеур Залман в «Ликутей Тора», поясняя смысл служения в месяц Элул: «Подобно тому, как к царю, прежде чем он заходит в город, жители города выходят навстречу. И тогда каждого, кто хочет выйти и встретить его в поле, он принимает в хорошем расположении духа и обращается ко всем с улыбкой... . И подобно этому примеру в месяц Элул выходят принять в поле сияние лика Его, да будет Он Благословен... . «Да озарит Г-сподь тебя лицом Своим...» (Бемидбар, 6:25)». Таким образом, в службе месяца Элул подчеркнуто движевййе приближения и любви, поскольку «...в свете лика Царя – жизнь» (Мишлей, 16:15).

4. Намек на это мы находим в служении тшувы, зашифрованном в буквах слова элул. В пояснении смысла фразы, в которой зашифровано слово элул («Я моему любимому, а он мне»), пишет БаХ (Байт Хадаш): «Чтобы его сердце было близко к его Другу в возвращении (тшуве), и тогда его Друг готов принять его возвращение из любви». Другими словами, возвращение, даже простое, пронизано любовью и близостью ко Всевышнему.

Известно, что служение тшувы – не только раскаяние в плохих делах (покаяние), но и желание еще больше приблизиться ко Всевышнему (возвращение), как сказано: «...И дух возвратится к Б-гу, который дал его» (Коэлет, 12:7).

Таким образом, можно сказать, что в отрывке из Торы, намекающем на месяц Элул («И пусть... оплакивает отца своего и мать свою месяц...»), имеется в виду плач радости. Подобно рассказанному в «Зогар», как слезы текли из глаз раби Акивы, когда он читал «Песнь песней», и слезы эти были из-за близости души к ее истокам наверху, из-за радости от необъятности любви и близости к Всевышнему и тоски по нему (это и есть содержание «Песни песней»).

И все это должно быть особенно сильно выражено, когда первый день месяца Элул выпадает на субботу. Как известно, возвращение – тшува в субботу – шабат (в ивритских словах одни и те же буквы) – это высший уровень возвращения, так как служение проходит в большой радости и любви, «близости духа к духу» («Новый Зогар»), в наслаждении -«И назвал ты субботу наслаждением» (Иешаягу, 58:13).

Таким образом, мы понимаем, что тшува месяца Элул – не только исправление и дополнение практических аспектов служения, но и составляющая самого служения, когда практическое служение, основанное на самоустранении и принятии ига Небес, происходит с радостью, с чувством любви и близости ко Всевышнему.

В результате этого и само практическое служение (изучение Торы, молитва и добрые дела) достигает более совершенной полноты.

Известно объяснение фразы «Один час возвращения ко Всевышнему и добрых дел в этом мире лучше, чем жизнь в раю» (Трактат «Авот», 4:22). Казалось бы, поскольку возвращение предназначено исправить недостатки, которые были в добрых делах, нужно раньше сказать «добрые дела» и только после этого добавить «возвращение». Однако «возвращение» можно сказать и ранее «добрых дел», так как в результате возвращения ко Всевышнему из любви «дела» (исполнение заповедей) становятся «добрыми» – хорошими и светлыми.

 

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру