27

Но совершенно иначе, если речь идет о том, что зависит от сердца, например о том, чтобы по-настоящему сердцем питать отвращение ко злу и ненавидеть зло в какой-то мере. Это поистине возможно, только если есть великая и сильная любовь ко Всевышнему, степень "любви, полной наслаждения", когда человек наслаждается Б-гом подобно тому, как это должно быть в будущей жизни. И об этом сказали мудрецы: "Мир свой увидишь при жизни и т. д."[1]. Не всякий человек может этого удостоиться, ведь это значит как бы получить вознаграждение, как написано: "Во служение, ниспосланное в дар, дам вам священничество ваше"[2], как это объясняется в другом месте[3]. Поэтому Ийов сказал: "Ты сотворил праведников и т. д.". А в книге "Тикуней Зогар"[4] сказано, что существует несколько видов ступеней и категорий душ евреев: б-гобоязненные, сильные, покоряющие собственную натуру, ученые, обладающие глубоким познанием Торы, пророки и т. д., праведники и т. д. (подробно см. в книге "Тикуней Зогар").



[1]   Брахот, 17а.

[2]   Бемидбар, 18:7.

[3]   Ср. гл. 43.

[4]   Введение, стр. 16.

 

Запись опубликована в рубрике: .