15

И вот когда человек[1] напрягает все силы своей Б-жественной души и так усиленно борется с животной [душой], что изгоняет и искореняет в ней зло из левой полости [сердца], как написано: "И ты удалишь зло из себя"[2], но совершенного превращения зла [в добро] не происходит[3], он называется несовершенным праведником, "праведником, которому плохо". Это значит, что есть в нем еще немного зла в левой полости [сердца], но оно подчинено добру и лишено силы оттого, что его так мало, и поэтому человеку кажется, что он изгнал из себя все зло, что его уже нет совсем, но если бы в действительности все зло в нем совершенно минуло и исчезло, оно на деле превратилось бы в добро. Объяснение таково: праведник совершенен, когда зло в нем обращено в добро, и поэтому он называется "праведник, которому хорошо" только после того, как полностью снимает с себя нечистые одежды, то есть начинает питать отвращение к наслаждениям этого мира, так, как люди наслаждаются ими, лишь ради телесного удовольствия, а не ради служения Б-гу, ибо они черпают жизнь и влияние со стороны "клипа" и "ситра ахра", а совершенный праведник ненавидит "ситра ах-ра", ибо велика его любовь к Б-гу и святости Его, -это "великая любовь", "полная наслаждения" и величайшая привязанность [сердца], как уже говорилось[4]. Ибо они противоположны друг другу, как написано: "Всей душой я их ненавижу, они стали мне врагами. Испытай меня, [Б-же,] и узнай мое сердце и т. д."[5]. Ибо чем сильнее любовь к Б-гу, тем сильнее ненависть к "ситра ахра" и отвращение ко злу[6], а отвращение, так же как и ненависть, – противоположность любви.



[1]   Под словом "человек" здесь имеется в виду разумная душа, выбор в основном зависит от нее, под ее влиянием человек обращается к своей Б-жественной душе, или наоборот.

[2]   Дварим, 21:21.

[3]   И животная душа не способна так же любить Всевышнего, как Б-жест-венная.

[4]   В гл. 9.

[5]   Тегилим, 139:22,23.

[6]   Под "ситра ахра" имеется в виду духовная категория зла. Поэтому к нему возможно отнестись с ненавистью, как к обладающему разумением. Ведь не может быть ненависти к растению, камню или животному. Зло здесь -влечение к физическому наслаждению, и в этом случае соответствует слово "отвращение".

Запись опубликована в рубрике: .