Но витальная животная душа в еврее, происходящая от стороны "клипа" и облеченная в кровь человека, как уже говорилось[1], а также "душа" чистых и дозволенных в пищу домашних и прочих животных, птиц и рыб; существование и дух жизни всего неодушевленного и растительного, дозволенного в пищу, а также существование и жизненная сила всех действий, слов и мыслей в тех делах этого мира, в которых нет ничего запрещенного и ничего общего ни с корнями, и ни с ответвлениями 365 запретов Торы, и ни с производными от них, как в связи со сказанным в Торе, так и в отношении постановлений мудрецов, но только их мотивация не имеет небесной цели, а связана с волей, желанием и жаждой тела, даже если они необходимы для тела и непосредственно служат для поддержания его существования и жизни, но не с небесной целью, не для того, чтобы тело могло быть использовано для служения Всевышнему, такие действия, слова и мысли ничем не лучше самой витальной животной души – каждая в отдельности из всех этих вещей испытывает влияние и происходит от второй ступени "клштот" и "ситра ахра", четвертой "клипы", называемой "клипат нога". В этом мире, называемом мир Асия, преобладающую часть его составляет зло, с которым смешано лишь немного добра. (От него происходят добрые наклонности в животной душе еврея, как уже упоминалось[2].)
И она ["клипат нога"] представляет собой промежуточное звено между тремя совершенно нечистыми "клипот" и категорией и ступенью святости, поэтому она иногда оказывается включенной в три совершенно нечистые "клипот" (как об этом говорится в книге "Эц хаим", шаар 49, начало гл. 4, в цитате, приведенной из книги "Зогар"), а иногда присоединяется и восходит к категории святости, а именно когда добро, заключенное в ней, отделяется от зла, побеждает, и восходит, и включается в святость. Так, например, происходит, когда человек ест жирное бычье мясо и пьет ароматное вино с той целью, чтобы оживить душу для служения Б-гу и изучения Торы, как сказал Рава: "Вино и благоухание [делают мысль более восприимчивой] и т. п."[3]. Или для того, чтобы исполнить этим заповедь, предписывающую наслаждение в субботу и праздники, тогда жизненная сила мяса и вина, находившаяся под влиянием "клипат нога", очищается от зла и восходит ко Всевышнему как жертва всесожжения.
Подобным же образом происходит, когда кто-нибудь шутит для того, чтобы мозг освежился, а сердце радовалось Б-гу, Его Торе и служению Ему, – ведь все это должно делаться с радостью. Рава так и вел беседу с учениками – он всегда начинал с шутки, чтобы этим оживить их внимание.
[1] Тания, часть 1, гл. 1.
[2] Там же.
[3] Йома, 76а.