9

Но если человек с жадностью поглощает мясо и вино, удовлетворяя этим желание тела и своей животной души, исходящее от элемента воды из числа четырех дурных элементов животной души – источника влечения к удовольствиям, жизненная сила мяса и вина в нем опускается тем самым вниз и временно включается в абсолютное зло трех совершенно нечистых "клипот", а тело его становится на время их одеянием и колесницей[1], пока человек этот не совершит покаяние и не возвратится к служению Всевышнему и к изучению Торы. Ибо, так как мясо и вино были дозволены к употреблению, они способны вернуться и возвыситься вместе с ним, когда он обратится к служению Б-гу. И сами слова гейтер и мутар ["дозволенное"; дословно: "развязанное, освобожденное"] означают, [что дозволенное] не "связано" и не "заключено в оковы" "внешними" [силами зла] в такой мере, что оно не способно вернуться и подняться к Б-гу. Однако [и после возвращения и возвышения] в теле остается от него некий отпечаток [после того, как оно было причастно ко злу], и потому оно нуждается во "встряске в могиле", как говорится об этом далее[2]. Иначе происходит[3], [когда человек причастен к употреблению] запрещенной пищи и к запрещенной половой близости, которые связаны с тремя совершенно нечистыми "клипот". Они [запрещенные вещи] навсегда "закованы в оковы" и "связаны" "внешними"[4] и никогда не поднимаются оттуда, пока не придет день[5], когда смерть исчезнет навеки, как сказано: "И дух нечистоты смету с лица земли"[6]. Или же пока человек не совершит столь великое покаяние, что все его сознательно содеянные грехи действительно станут заслугами, – покаяние, исходящее из глубины сердца, великой любви и желания и стремления души приблизиться к Б-гу, благословен Он. Душа его жаждет Б-га, "как сухая бесплодная земля", ибо до сих пор была его душа в земле бесплодия и гибели – это "ситра ахра" – и совершенно удалена от Лица Б-жьего, поэтому жажда его души сильнее жажды душ праведников, как сказали наши мудрецы: "Там, где стоят совершившие покаяние, и т. д."[7]. И о покаянии, исходящем от такой великой любви, сказали [мудрецы], что сознательно совершенные человеком грехи становятся у него подобными заслугам[8], так как в силу этого [отдаления] он достиг такой великой любви. Но покаяние, не исходящее от такой любви, хотя это и подлинное покаяние и Всевышний ему простит, все же грехи его не уподобятся заслугам и не поднимутся из "клипот" полностью до того времени, пока смерть не исчезнет навеки.



[1]   Послушным орудием, подобным колеснице, несущей седока.

[2]   В гл. 8.

[3]   В переводе книги Тания на идиш в этом месте приводится отрывок, найденный в одном из манускриптов в библиотеке Любавичского Ребе. Его нет в обычном тексте книги Тания: "То же самое происходит с жизненной силой мужской капли семени, силой страсти извергнутой из организма, если человек во время близости с женой вел себя не подобающим святости происходящего образом, даже если она была чиста".

[4]   Силы зла, "клипот".

[5]   Мессианский период, с которым связано полное уничтожение зла.

[6]   Зхарья, 13:2.

[7]   "Там, где стоят совершившие покаяние, не могут стоять величайшие праведники". Брахот, 346.

[8]   Рош-Гашана, 29а.

 

Запись опубликована в рубрике: .