В связи с этим становится понятным, почему призыв, [обращенный к душе еврея перед рождением], повторяется дважды: "Будь праведником" и "Не будь грешником"[1]. Ведь на первый взгляд это должно удивить. Если человека призывают "будь праведником", почему нужно еще и повторить "не будь грешником"? Но так как не всякий удостаивается стать праведником и человеку не дана полная свобода выбора, чтобы на самом деле наслаждаться Всевышним и действительно питать ко злу истинное отвращение, поэтому призыв обращен к нему вторично – хотя бы "не будь грешником". И в этом свобода и право выбора даны каждому, каждый может овладеть духом жажды в собственном сердце и покорить свою натуру так, чтобы не быть грешником ни минуты в течение всей своей жизни как в форме "избегания зла", так и в форме "творения добра", а добро есть не что иное, как Тора, то есть изучение Торы, которое равноценно всем заповедям, вместе взятым. И все же человек должен также избрать себе определенные периоды времени и посвятить их поискам путей в своей душе, следуя которым он смог бы питать ко злу отвращение. Как советуют наши мудрецы, блаженной памяти[2], следует размышлять о том, что "женщина – сосуд, полный нечистот"[3] и тому подобное. И таковы всякие изысканные яства и сладости, которые обращаются в "мех, полный... и т. д.". И таковы все удовольствия этого мира. Мудрый заранее видит, что они кончаются разложением и обращаются в червей и нечистоты. И в противоположность этому [он стремится] наслаждаться и радоваться Всевышнему, размышляя о величии Эйн Софа, благословен Он, по мере возможности своей, хотя в душе он и знает, что не достигнет этой ступени в действительности, а лишь в воображении. И все же он сделает все от него зависящее, чтобы осуществить призыв "будь праведником", а Всевышний сделает угодное Ему. И кроме того, привычка властвует над всем и становится второй натурой. Приучив себя питать отвращение ко злу, человек может и в самом деле начать его испытывать немного. А когда он приучит себя душой радоваться Всевышнему, размышляя о величии Его, "пробуждение снизу" вызовет "пробуждение сверху"[4]. И вместе со всем этим может случиться, что осенит его свыше, и он удостоится принять категорию руах от корня [души] какого-нибудь праведника, которая соединится с ним, чтобы служить Всевышнему в истинной радости[5], как написано: "Радуйтесь, праведные, Всевышнему"[6], и таким образом в нем исполнится призыв, которым заклинали его душу: "Будь праведником".
[1] См. начало гл. 1.
[2] Шабат, 152а.
[3] Для предупреждения всего, что может привести к греху, советуется возбуждать в себе отвращение к нежелательным контактам. Так следует понимать приведенную цитату.
[4] Инициатива человека вызовет приток Б-жественного влияния.
[5] Руах - эмоциональная часть души, поэтому, когда ступень души праведника, называемая руах, облечется в душу среднего, он станет способен к служению Б-гу в подлинной, ощутимой радости.
[6] Тегшшм, 97:12.